Описание современника шутовской свадьбы Якова Тургенева(1709)
Описание свадьбы Якова Тургенева принадлежит Ивану Афанасьевичу Желябужскому, государственному деятелю когнца XVII века. Эта свадьба была шутовским торжеством, состоявшимся в 1695 году на поле в шаттрах около сел Преображенского и Семеновского.
Генваря в 12 день женился шут Яков Федоров, сын Тургенев на дьячей жене, а за ним в поезду были бояре и окольничие и думные и всех чинов платные люди: а въехали они на быках, на козлах, на свиньях, на собаках.
А в платьях были в смешных: в кулях мочальных, в шляпах лычных, в крашенинных кафтанах, опушены кошачьими лапами, в серых разноцветных кафтанах, опушены бельими хвостами, в соломенных сапогах, в мышьих руковицах, в лубочных шапках.
А Тургенев сам ехал с женою в государской лучшей бархатной карете, а за ним шли Трубецкие, Шереметьевы, Голицины, Гагины в бархатных кафтанах: а женился он, Яков на поле промеж сел Преображенского и Семеновского. И тут был банкет великий три дни.
И генваря в 24-ый день он в ночи умер.
Иван Никитич Никитин
Одним из первых русских живописцев, обучавшихся за границей был Иван Никитич Никитин. По тем временам он был человеком образованным, знал латынь, преподавал в Московской Артиллерийской школе "цифирь" и рисование.
НИКИТИН Иван Никитич (ок. 1690-1742) – один из основоположников русской живописи, портретист.
Родился в семье московского священника. Возможно, живописью и рисунком начал заниматься в Оружейной палате под руководством А.Шхонебека. Потом Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-1719). Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели («Цесаревна Анна Петровна», «Царевна Наталья Алексеевна» - оба до 1716). В них есть и композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать цветовые пятна. Портреты впечатляют психологической достоверностью, реалистической убедительностью.
Из Италии, где он совершенствовался как живописец, Никитин действительно вернулся мастером. В своих работах ре добивается яркости индивидуальной характеристики модели, убедительности передачи материальной осязаемости предметного мира, звучности колорита, в котором преобладают теплые, золотисто-коричневые тона. Таковы «Портрет канцлера Г. И. Головкина» (1720) и «Портрет Петра I» (в круге, начало 1720-х гг.).
В 1725 г. Никитин последний раз пишет с натуры царя. «Петр I на смертном ложе» - в сущности, большой этюд, однако цельный, продуманный и монументальный.
«Портрет напольного гетмана» (1720-е) – лучшее произведение Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики. Перед зрителем предстает немолодой, усталый человек, лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный человек. Поскольку неизвестно, кто конкретно изображен на портрете, он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи.
В 1732 г. Никитин был арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, вице-президента Святейшего Синода. После 5 лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток, сослан в Тобольск. Был реабилитирован в 1741 г. Умер по пути из ссылки.
В 1711 году, когда по приказу Петра I Оружейная палата была закрыта и Никитин со всеми переезжает в Петербург. Там он начинает писать первые портреты, в которых пытается отойти от условных приемов порсуны.
К ранним работам Никитина относятся:
Рисунок 47. И.Никитин (?) Петр I на фоне морского сражения. 1715 (?)
Рисунок 48. Портрет царевны Прасковьи Иоановны 1714. ГРМ
Рисунок 48a. Портрет царевны Анны Петровны. 1714-1715. ГРМ
Рисунок 49. Портрет сестры Петра Натальи Алексеевны до 1716 года. ГРМ
В 1716 году Никитин был послан в Италию, где изучал живопись и архитектуру в Веницианской и Флорентийской Академии художеств. Петр был доволен успехами Никитина. Во время пребывания Никитина за границей он пишет Екатерине в Берлин: "Попроси Короля, чтобы велел свою персону ему списать... дабы знали, что есть и из нашего Народа добрые мастера". По возвращении из-за границы Никитин был благосклонно принят царем, становится придворным живописцем.
В 20-е годы Никитин уже зрелый мастер.
Работы, написанные в этот период:
Рисунок 50. И.Никитин Портрет Петра I. Начало 1720-х годов
Рисунок 51. И.Никитин Портрет барона С.Г. Строганоова 1726
Рисунок 52. И.Никитин Петр I на смертном ложе 1725
В те же годы написаны портреты: канцлера Г.И.Головкина (ГТГ) и портрет напольного гетмана (ГРМ) - одна из лучших работ художника.
Рисунок 53. И.Никитин. Портрет канцлера Г.И.Головкина. 1720-е годы
Ближайший сподвижник Петра1. За годы службы заключил 72 договора с различными правительствами. Ещев 1716 году Петр хотел, что бы Никитин списал "персону" особливо "свата" - Головкин был сватом на свадьбе племянницы царя. Здесь изображен тот Головкин, который в торжественной речи на праздновании победоносного Ништадского мира 22 октября 1721 года обратился к Петру с историческими словами: "Вашими неусыпными трудами и руковождением мы из тьмы в бытие произведены и в общество политических народов присовокуплены."
Рисунок 54. И.Никитин Портрет Напольного гетмана. 1720-е годы
Характеристика, данная художником настолько глубока и содержательна, что невольно хочется знать, кто послужил моделью. Попытки связать с этим портретом имена некоторыхисторических деятелей до сих пор не увенчалась успехом.
Напольный гетман - гетман полевых действующих военных частей.