Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова.

Поленову я обязан лучшими переживаниями в дни своей ранней юности, когда, попав на выставку передвижников, в первый раз увидел настоящие картины. Передвижники посылали с просветительной целью иногда м в глухие города выставки, составленные из картин, бывших на выставках прежних городов. Такая выставка, носившая название параллельной, посетила в 80-х годах и наш город. На ней находилась картина Поленова «Христос и грешница» (вариант большой картины, находящейся в настоящее время в Русском музее в Санкт Петербурге).

Картина произвела на меня ошеломляющее впечатление. Передо мной раскрылось какое-то волшебство. Необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала.

Все это принималось тогда непосредственно и до бесконечности глубоко.

И мне думается, что это воздействие на человека, впервые увидевшего художественное произведение… - самое сильное и верное.

То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве – ее красота – охватило меня и держало долгое время в очаровании.

… Его Христос – поэт, мечтатель, задумавший устроить царство божие, царство человеческого духа м справедливости на земле. Этот живой для него образ живет с людьми людской жизнью: радуется, скорбит, негодует, падает духом и в конце с решимостью восходит на Голгофу, ни на пядь не отступив от своих убеждений. Все божественное и церковное он снял с Христа, сделав его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником.

Сытая, самодовольная толпа жестоко надругалась над мечтателем, над его идеей и, озверев от его непротивления, распяла на кресте…

Поленов поставил себе задачей изложить в картинах всю трагическую повесть о Христе, от его рождения до Голгофы, и приступил к выполнению этого огромного труда. Как бы вступлением к этому циклу картин явились «Христос и грешница» и «Христос среди учителей», написанные Поленовым после первого путешествия в Палестину.

Первая картина была запрещена цензурой и президентом Академии художеств князем Владимиром, который сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна».

Вред заключался в том, что Поленов изобразил Христа без нимба, простым человеком, а народу полагалось показывать его как бога. Картина являлась отрицанием божественности Христа, что по тогдашним временам не допускалось.

Однако приехавший на выставку Александр III, как ни странно, разрешил обнародовать картину, желая, вероятно, показать свой «просвещенный либерализм» или сознавая, что все равно этот «вред» под спудом удержать нельзя.

Когда впоследствии «Грешницу» все же поместили в музей, к ней привесили надпись «Блудная жена». Василий Дмитриевич всегда возмущался этим обозначением картины. «Да нет же, - говорил он, - грешница не блудная жена, с ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в нее камень».

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Цезарская

Забава.

1879.

Картина написана в 1879 г. На полотне представлена сцена казни молодой женщины. Римские патриции любили потешить себя жестокими играми. Эта картина отражает нравы того времени. Сюжет картины очень трагичен: молодая женщина в разорванном платье стоит, прижавшись к стене, а напротив нее – тигр, приготовившийся к прыжку. Он оскалил клыки, готовясь разорвать свою жертву. Сверху за сценой наблюдают римские патриции.

Такая мучительная и медленная смерть от зубов и когтей тигра была очень распространена в древние времена. Так господа наказывали своих нерадивых слуг.

Конечно, только Цезарь мог содержать тигров для подобной забавы. Но трагизм картины в том, что такая забава существовала вообще. К счастью, времена, когда чужие страдания вызывали смех и были захватывающим зрелищем, канули в прошлое. Страшно представить, что подобные зрелища устраивались регулярно, а те, кто их устраивал, могли спокойно спать по ночам.

Мы видим ужас, который застыл на лице молодой женщины. Вся сцена идеально прорисована – видна каждая трещинка на камнях стен, среди которых происходит безмолвный поединок – женщины и тигра. Они находятся между двумя стенами, в тени. Наверху балкон, там светит солнце, и там стоят развлекающиеся зрители.

КОЛЛЕКЦИЯ КАРТИН

Осень в Абрамцеве. 1898

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Пруд в Абрамцеве. 1883

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

На лодке. Абрамцево. 1880

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Русская деревня

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Старая мельница. 1880

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Зима. Имоченцы. 1880

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Ранний снег. 1891

       
  Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru
 
    Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Ливень.

 
  Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Мечты.

1894.

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Мечеть в

Дженине.

 
  Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Олива в

Гефсиманском

Саду. 1882

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Река

Клязьма.

Жуковка

Речка Свинка, близ Алексина

     
  Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru
 
    Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Источник

Девы

Марии в

Назарете

Воскрешение дочери Иаира

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Семейная

Сцена,

Право господина

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru Больная

Комната командующего

Из воспоминаний Якова Даниловича Минченкова. - student2.ru

Водопад

Наши рекомендации