I. культура западной европы в средние века

1. Периодизация средневековой культуры. Особенности средневековой культуры.

2. Христианское сознание – основа средневекового менталитета.

3. Научная культура в средние века.

4. Художественная культура средневековой Европы.

5. Рыцарская культура.

6. Городская культура.

7. Место западноевропейской культуры Средневековья в мировой культуре.

Доклады:

1. Византийская церковь.

2. Рыцарская культура.

Методические указания

Эпоха средневековья – это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи. Средние века – это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в деле развития производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. В средние века появились многие новые государства. Продолжали также развиваться и играть крупную историческую роль сложившиеся в более ранний период государства Китая, Индии, Ирана, Средней Азии.

Средневековье – сложный и длительный период развития европейской культуры. Поэтому можно выделить несколько периодизационных схем (раннее – V-X вв. и позднее – XI-XIV вв.) Несмотря на то, что эпоху средневековья делят на этапы, для духовной культуры этого времени характерны общие черты: господство Христианства как основной мировоззренческой системы, традиционализм, символизм, историзм и психологическая самоуглубленность средневековой духовной жизни. При рассмотрении этих черт раскройте их содержание. Особо отметьте, что развитие европейской средневековой культуры происходило в духовном пространстве христианской религии. См. учебные пособия: [5, с. 169-171; 1, с. 223-224; 7, с. 5-23].

Наука Средневековья была схоластической, т.е. при дословном переводе – школьной. Схоластика рассматривала себя как науку, поставленную на службу теологии, опиралась на церковные авторитеты. Однако христианская церковь распространила свою власть далеко не во все сферы духовной культуры западноевропейского общества. В средние века развивалась также светская культура: рыцарская культура, представленная, в основном, литературой, городская и народная карнавальная культура, светская поэзия и музыка. См. литературу: [5, с. 171-173] и др.

Необходимо показать особенности экономических отношений в средние века, которые обусловили складывание своеобразной социальной структуры (трехчленная схема общества, социальная иерархия) и особой системы восприятия мира (представления о мире реальном и потустороннем). Отмечая определенное единство европейской средневековой культуры, необходимо показать соотношение двух полюсов феодальной культуры: феодального поместья и крестьянского двора, города и деревни, а также двух противоположных начал европейской культуры – романского и германского. Характеризуя достижения культуры этого времени, необходимо показать уровень образованности и развития научных знаний в период средневековья. Ответы на вопросы можно найти, обратившись к учебным пособиям, указанным ниже.

Глоссарий

Алтарь– жертвенник, возвышение для жертвоприношения. В православной церкви название алтаря присвоено части храма, ограждённой иконостасом. В католической и протестантской церквях алтарём называется стол для совершения евхаристии.

Ваганты – в средневековой Европе – бродячие студенты, школяры и низшие церковные служители. Преследовались официальной церковью за вольнодумство. Известна песенная поэзия вагантов.

Готика – готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы.

Иконографический канон –строго установленная система изображения какого-либо сакрального(священного) лица или сюжета Священного писания. Наиболее четко иконографические типы были развиты в иконописи, где они регламентировались церковью в виде специальных образцов –подлинников.

Иконостас – алтарная преграда в православной церкви, отделяющая алтарь от остального пространства храма. В католической культуре эта традиция не получила развития, а в православной культуре иконостас превратился в подставку для икон.

Канон – в изобразительном искусстве совокупность художественных приёмов, которые считались обязательными в ту или иную эпоху.

Куртуазность – изысканная вежливость, любезность, учтивость.

Романский стиль –художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест – и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Рыцарская культура – культура, соответствующая кодексу рыцарской чести, который предписывал строгое соблюдение этикета. Рыцаря украшали семь обязательных искусств: верховая езда; фехтование; владение копьем; плавание; охота; игра в шашки; сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

Язычество – традиционное обозначение нехристианских, в широком смысле – политеистических религий, боги которых олицетворяли стихии природы в различных идолах, в силу чего некоторые авторы считают языческие религии нетеистическими (образец языческого творчества – «Слово о полку Игореве»).

Список литературы

1. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990. – 368 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

4. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.

5. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.

6. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.

7. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.

8. Пигалев А.И. Культурология: учеб. пособие. – Волгоград: Либрис, 2002. – 420 с.

9. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 304 с.

10. Полищук В.И. Культурология. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

11. Силичев Д.А. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов. – М.: ПРИОР-А, 2012. – 144 с.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает период средних веков для стран Европы и Востока?

2. Как соотносятся понятия «средневековье» и «феодализм»?

3. Какие факторы обеспечивали своеобразие византийской истории?

4. Какие этапы переживала в своем развитии цивилизация средневековой Европы?

5. С какими факторами был связан кризис христианского мира в XIV-XV вв.?

6. Какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья?

7. Какие стили господствовали в средневековой архитектуре?

8. Почему именно города стали центрами средневековой духовной культуры?

9. Как проявились особенности восприятия мира средневековым человеком в романском стиле?

10. Какие основные виды литературы и искусства существовали в средневековой Европе?

СЕМИНАР №5

Наши рекомендации