Виды занятий и ранние типы глосс
Глоссы как пояснения и комментарии к тексту в Средние века использовали не только юристы. Однако именно болонские глоссаторы создали такое разнообразие типов глосс.
Видам занятий соответствовал определенный тип глосс.
1. Введения в содержание титулов (Introductiones titulorum). Как и соответствующие лекции, носили обзорный характер, но вводили студентов в содержание текста по-разному. Иногда они начинались с пояснения ключевого понятия, попытки установить связь или различие с предыдущим титулом (constitutiones titulorum) , деления материала титула (divisio). Последний вариант введения наиболее важен, поскольку стал базой для написания небольших сумм (summulae) , впоследствии ставших основой для крупных сумм, охвативших части Свода в целом (summae). Как правило, введения в содержание титулов писались в форме глоссы к рубрике (к начальным словам титула). В таких введениях некоторые исследователи усматривали зачатки системы. Однако содержащиеся в них замечания и термины относились лишь к конкретному титулу.
2. Введение к отдельным законам и конституциям. Оно, как и введение ко всему титулу, также присутствует в самых ранних произведениях Болонской школы. При этом использовалась форма обзора содержания без его подробного изложения. Данный тип глосс преобладал в теоретических фрагментах Дигест. В Кодексе, состоящем из слабо связанных друг с другом конституций, чаще употреблялись глоссыказусы (обзоры правовых ситуаций). Встречались небольшие суммы и введения в содержание законов (introductiones legum). В число этого же типа глосс входили глоссы, дающие ссылку на новый фрагмент свода, которые встречались не только в начале параграфа, но и между параграфами.
3. Глоссы-пояснения. Таковыми являлись большие глоссы. Они всегда добавлялись к основному тексту, не препятствуя его прочтению, и были непонятны в отрыве от текста источника. Как правило, это неполные предложения, даже словосочетания, образовывавшие смысловое единство с поясняемым текстом. Визуально они связывались с отдельным словом из текста источника, после которого находились.
Кроме того, ученые различают филологические и юридические глоссы. Но четкую границу между ними провести нельзя, поскольку филологические глоссы содержат юридический материал, имеют значение для юридического знания, и наоборот.
В зависимости от объема, глоссы помещались между строк текста или на полях страницы.
Содержание поясняющих глосс варьировалось от объяснения непонятных слов и предложений, уточнения абстрактных понятий и сопоставления параллельных фрагментов до самостоятельного обоснования найденного решения.
«Источниковедческие» глоссы в большинстве случаев кратки и анонимны, что указывает на их древнее происхождение. Возможно, они возникли вместе с переписыванием рукописей источников.
Глоссы с обоснованием решений, обнаруженных в источниках или сформулированных самостоятельно, – наивысшее научное достижение школы глоссаторов. Их можно назвать зародышем таких жанров болонской литературы, как вопросы (quaestiones) и диспуты (disputationes). Предположительно, они относились не только к тому фрагменту, возле которого помещены, но и ко всему источнику. 4. Параллельные и противоречащие фрагменты. Собрания подобных фрагментов, т. е. ссылок на такие фрагменты, свидетельствует о развитии науки глоссаторов. Значение этих собраний не исчерпывалось текстологической критикой (хотя и оно было велико, ведь данные глоссы переписывались вместе с источниками и рассматривались как их составная часть). К этим собраниям привязывались глоссы, примиряющие выявленные противоречия (solutiones contrariorum). Такие глоссы поддерживали теоретический постулат непротиворечивости (непогрешимости) источника и послужили прототипом для глоссов-вопросов.
Как параллельные фрагменты, в которых излагается содержание цитируемого текста, были составлены Аутентики. Ирнерий и его ученики добавили Аутентики (отдельные новеллы, не вошедшие в Кодекс Юстиниана) в качестве глосс к Кодексу и Институциям.
5. Правовые принципы. В ранних глоссах встречаются нотаблии (notablid), а несколько позднее – брокарды. Нотаблии составляли частные или универсальные правовые идеи, выделенные из источников в качестве аргументов (argumenta) для учебных диспутов и практического решения правовых споров. Брокарды представляли собой пары противоположных аргументов. Первым автором сборника брокард, вероятно, был Пилий (Pillius da Medicina, XII в.). Со временем брокарды стали синонимом общего правила. Наиболее известный сборник брокард принадлежит Ацо. Обычно его публиковали в приложении к его же Сумме.
В целом нотаблии представляли собой замечания на полях рукописи Свода Юстиниана, которые обращают внимание на тот или иной фрагмент текста. Изначально нотаблии не всегда содержали полные аргументы, а лишь указывали на фрагменты в источнике, где эти аргументы можно было обнаружить.
Нотаблии и брокарды выделялись среди прочих глосс специальными рамками и знаками.
6. Дистинкции. Формулировка дистинкций также встречается в самых ранних глоссах. Они свойственны средневековому мышлению и использовались для разрешения возможных апорий и противоречий, поэтому их элементы можно найти во всех других глоссах (вводных, поясняющих, формулирующих решения и аргументы), когда возникала необходимость разрешить противоречие.
В качестве отдельного типа глоссы (обобщение материала) дистинкции отличались от всех других глосс глубоким, исчерпывающим (по меркам глоссаторов) анализом материала и потому занимали привилегированное положение.
7. Вопросы (quaestiones) как развитый тип глосс появились, вероятно, только в конце XII в., выделившись из глосс-пояснений. Вопросы охватывают многочисленные аргументы для решения правовых споров, поэтому некоторые ученые склонны считать их сборниками диспутов. Не случайно в вопросах содержатся элементы лекционного курса.
Тысячи отдельных глосс не образовывали некую бесформенную массу, а представляли собой взаимосвязанные пояснения ко всем частям Свода цивильного права, разработанные на лекциях. По мере развития Болонской школы из отдельных глосс сформировался глоссовый аппарат.
Глоссовым аппаратом (apparatus glossorum) принято называть пояснения ко всему тексту источника, составленные на основе лекционного метода и переработанные в письменную форму глосс. Это крупный массив глосс, непременно предполагающий внутреннее единство, структуру и непрерывно поясняющий источник.
Глоссовые аппараты не были ни пособиями для чтения лекций, ни студенческими конспектами лекций. Они представляли собой сочинения, разработанные по лекционной методике с заметной проницательностью и усидчивостью, а значит, лишь по форме напоминали лекционные курсы, являясь самостоятельным типом юридической литературы. В отличие от прочих типов глосс аппарат объяснял весь текст источника последовательно и наиболее полно.
Тип глоссового аппарата возник в первой половине XII в. Факт его раннего происхождения подтвержден недавними находками. Ф. Савиньи считал автором первого аппарата Ацо. На данный момент известны аппараты к Digestum vetus Ирнерия и его учеников, Институциям и Digestum novum Мартина, а также к Кодексу. Аппарат к Кодексу составлен, вероятно, тоже Мартином, но переработан его учеником. Сохранились фрагменты аппаратов Якова к Кодексу и Рогерия к Digestum novum.