Значение и место занятий в системе работы. Виды и типы занятий по ознакомлению с природой.

Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формиру­ется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развитии их умственной актив­ности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный Опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Занятия по экологическому воспитанию проводятся во всех группах детского сада. Количество занятий возрастает от группы к группе. Увеличивается и их длительность. Дополнительно к занятиям во всех группах проводится целевые прогулки.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными мето­дами — наглядными, практическими и словесными. Эти группы методов обеспечивают наглядно-действенное, усвоение детьми содержания знаний о природе. Преимущественное значение в экологическом воспитании имеют наблюдения разного вида, обеспечивающие восприятие объектов природы и формирование конкретных представлений о ней.

Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и уме­ний длительный. Он включает ряд этапов. Не одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе, С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. Для этого ис­пользуются рассказ воспитателя, чтение художественного про­изведения, повторные наблюдения.

И наконец, занятия, связанные с обобщением и системати­зацией знаний детей о природе. С этой целью проводят беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения.

Для закрепления знаний используются труд и игра.

Подготовка и проведение занятий. Воспитательно-образова­тельное влияние занятий на детей зависит от того, как педагог подготовится к их проведению. Наметив тему занятия, следует отобрать программные задачи. В определении содержания про­граммного материала воспитатель исходит из требований про­граммы и уровня усвоения знаний, умений в навыков детьми своей группы. Следует учитывать и особенности природного окружения.

Разрабатывая программное содержание, необходимо пред­ставить место данного занятия в системе работы (идет ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация). Программное содержание по­вторяется на других занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

В программное содержание включаются две группы задач: образовательные и воспитательные. В образовательные задачи входят знания, умения и навыки, которые формируются, уточ­няются или конкретизируются на данном занятии. Включаются и развивающие задачи: развитие различных познавательных процессов (восприятие, память, мышление), отдельных мысли­тельных операций (умения сравнивать, анализировать, обоб­щать), наблюдательности. Намечаются задачи, связанные с развитием речи (обогащение словаря, формирование связной речи).

Кроме того, планируются задачи формирования учебных уме­ний (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности).

На занятиях, где используется труд детей, указывают задачи формирования трудовых умений и навыков, а на занятиях с использованием наблюдения — задачи на развитие этого вида деятельности (например, следовать плану воспитателя, уметь обследовать предмет, сосредотачиваться на объекте, находить характерные признаки).

В содержание образовательных задач включается и форми­рование познавательного интереса детей к природе. Наряду с образовательными на занятии решаются и воспи­тательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отно­шения к ней.

Выбор методов зависит от характера задач, решаемых на занятии, особенностей природного объекта, возраста детей, уров­ня развития у них учебно-познавательной деятельности. С детьми младшего возраста чаще всего проводят наблюдения, рас­сматривание картин, игры. Рассказы, беседы, опыты, модели­рование чаще используются на занятиях с детьми старшего возраста. Выбранный метод должен обеспечить усвоение про­граммных задач и активизацию умственной деятельности детей. Организация обстановки и детей на занятии зависит от ха­рактера объектов, с которыми они знакомятся, и от содержания знаний, которые получают. Так, при рассматривании животных, комнатных растений, картин детей лучше посадить полукругом. Такое размещение позволит им свободно общаться или действо­вать с объектом. На занятии с использованием раздаточного материала, где каждый ребенок получает объект для наблюде­ния, детей лучше посадить за стол. В трудовых занятиях (в группе) наиболее рационально размещение детей за столами, поставленными буквой «П» или лентообразно. В этом случае ребятам лучше виден объект труда, им удобно выполнять зада­ние, а воспитатель имеет большую возможность для обучения и контроля за деятельностью детей.

Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т. д. К подготовке занятия сле­дует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности.

В начале занятия важно заинтересовать детей, что достига­ется с помощью разнообразных приемов. Так, в младших груп­пах — сюрпризные моменты, в старших — постановка познава­тельных задач, создание проблемных ситуаций.

Задача воспитателя — обеспечить усвоение программного материала всеми детьми. Для этого он продумывает логику, последовательность занятия (сочетание заданий, использование различных видов деятельности), создавая условия для продви­жения детей в соответствии с программными задачами.

Для обеспечения умственной активности детей на занятии воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т. д. Важно привлекать к выполнению заданий всех детей, а не только наиболее активных.

Конец занятия в каждой группе разный. В младших группах хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоци­ональный настрой детей. Результатом занятия в старшей и подготовительной к школе группах может быть рассказ-описа­ние, отчет о том, что узнали дети. Для развития наблюдательности и любознательности необходимо давать ребятам задания к дальнейшим наблюдениям.

В конце занятия воспитатель, как правило, пользуется педа­гогической оценкой, которая состоит из оценки знаний, умений и навыков, отношения детей к занятию. Дифференцированность оценки зависит от возраста детей.

Первично-ознакомительный тип занятий

На протяжении дошкольного периода значительная доля пер­воначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на заня­тиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего -т' занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в бли­жайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. нагляд­ность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правиль­ные представления. Темами занятий могут стать домашние и ди­кие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйствен­ной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охра­ны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней. о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рас­сматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становят­ся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Обобщающий тип занятий

Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомле­нию детей с различными явлениями и объектами природы бли­жайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревь­ями, комнатными и травянистыми растениями, домашними жи­вотными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление.

Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки но­сят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкрет­ных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых стро­ится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также фор­мулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем об­щего

Углубленно-познавательный тип занятия

Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, уг­лубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с детьми младшей группы проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой. Вслед за этим воспитатель планирует занятие на сравнение живой и игрушечной рыбок, на котором показывает отличие предмета от живого существа, т.е. формирует первоначальное, но достаточно глубокое знание о специфике живого. При этом воспитатель пока­зывает детям существенные признаки живой рыбки, о которых мы уже говорили раньше (сама плавает, сама ест корм, открывает рот, смотрит глазами, живет в воде, из которой ее нельзя вынимать), и допустимую деятельность с ней - за ней интересно наблюдать, ее можно кормить. Игрушечная рыбка сама ничего не может делать (это предмет), но ее можно брать в руки и по-разному с ней играть.

На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувствен­ных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа. Например, со старшими дошкольниками в конце зимы, когда дети получили много кон­кретных знаний о птицах (были проведены циклы наблюдений за декоративными пернатыми уголка природы и за зимующими оби­тателями участка), можно провести занятия, углубляющие их по­знания в этой области, на темы: 1) «Как птицы летают?»; 2) «Жизнь зимующих птиц в холодное и теплое время года»: 3) «Сравнение зимующих и перелетных птиц»; 4) «Жизнь волнистых попугайчи­ков в неволе и в природе»: 5) «Волнистые попугайчики - декора­тивные домашние птицы» и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 2009.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. –М., 2005.

ЛЕКЦИЯ № 7. Наглядные методы экологического образования

ВОПРОСЫ:

1. Наблюдение – основа чувственного познания природы.

2. Виды наблюдений в природе.

3. Подготовка и требования к проведению наблюдений.

4. Методика проведения наблюдений разных видов.

5. Особенности организации и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

6. Циклические наблюдения.

Наши рекомендации