Режиссерское искусство русского театра второй половины XX века (Ю.А. Завадский, Г.А. Товстоногов)

Юрий Александрович Завадский (1894–1977) родился 30 июня 1894 в Москве. Семья проявляла огромный интерес к художественному, театральному и музыкальному искусству. Это сформировало некий универсальный, разносторонний талант будущего режиссера. За годы обучения в гимназии обнаружил способности к живописи и сценическим выступлениям: поэтической декламации, игре в спектаклях разных жанров. В 1913 поступил на юридический факультет Московского Университета. В 1913–1916 занимался живописью. Готовился стать художником, изучал труды театральных новаторов, таких как Г. Крэг, Г. Фукс, М. Рейнгард, Вс. Мейерхольд, Н. Евреинов. В 1915 поступил в театральную Студию Вахтангова (Мансуровскую), где делает свои первые шаги в качестве актера и режиссера, ориентируясь на опыт романтического театра. В 1919 самостоятельно поставил первый спектакль «Обручение во сне» (по пьесе П. Антокольского «Кот в сапогах»). Режиссерский дебют встретил резкую критику Е. Вахтангова за оторванность от современности, вымученную символику, тематическую архаику. В 1920–1922 продолжил сотрудничать с Вахтанговым в качестве актера, режиссера и художника в 3-ей студии МХАТ, проникаясь новыми задачами, которые ставил перед студийцами педагог – приблизиться к современности через открытую, праздничную театральность. Все, что декларировал Вахтангов, было близко Завадскому: отказ от натурализма и призыв вернуть на сцену эффектные декорации, расписной занавес, оркестр, аплодисменты. Влияние идей Вахтангова на творческое становление молодого актера очевидно. Изящная пластика Завадского, его музыкальность, поэтичность всего облика становятся неотъемлемой принадлежностью спектаклей Вахтангова, с их установкой на карнавальность, грациозные ритмы, насмешливую иронию. В студии Завадский стал премьером, исполнял главные роли: Святого Антония («Чудо святого Антония» М. Метерлинка) и принца Калафа (вахтанговская «Принцесса Турандот» К. Гоцци). Премьера «Чуда» состоялась в 1921 и была совместной режиссерской работой Завадского с Вахтанговым. По сравнению с первой редакцией, спектакль изменился до неузнаваемости, во многом благодаря вмешательству Завадского, на практике воплотившего уроки учителя. Спектакль приобрел сатирический смысл, заостренность формы, сочетая трагедию и гротеск. Безобидная ирония первого варианта сменилась сарказмом.

С 1920 в студии проходили занятия с К.С. Станиславским по его системе. После смерти Вахтангова Завадский ушел из студии, получив приглашение, как актер, в Московский Художественный театр. В 1924–1936 сыграл графа Альмавиву («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Чацкого в возобновленном «Горе от ума» А.С. Грибоедова, другие роли. Занимался строительством собственного нового театра, обобщая полученный театральный опыт, синтезируя все лучшее в нем, дополняя традиции театра Вахтангова традициями «художественников» в области психологического театра.

Костяк нового коллектива Школы-Студии Завадского составили лучшие артисты студии прежней: Р. Симонов, О. Абдулов, М. Астангов, а также вновь поступившие В. Марецкая, Р. Плятт, Н. Мордвинов. Дебютом студии стал спектакль по пьесе А. Мюссе «Любовью не шутят» (1926). Наделенный недюжинной интуицией, Завадский отличался умением открывать актерские «имена», высвобождать в актере скрытые возможности, развивать индивидуальность исполнителя. Вскоре, многие из ранее «провалившихся» заблистали в его студии: Мордвинов, Марецкая и Плятт.

Лучшими спектаклями Театра-Студии стали «Вольпоне» Б. Джонсона (1932), «Ученик дьявола» Б. Шоу (1933), «Волки и овцы» А.Н. Островского (1934). Постановки отличались броскостью театральной формы, подчеркнутой игрой в театр, безудержным озорством и экспериментаторством. Так как театр постоянно испытывал проблему с помещением, осуществляя свои опыты в маленьком зале подвала на Сретенке, предложение направить коллектив в Ростов-на-Дону было всеми поддержано.

Студии Завадского предстояло выдержать испытание – сформировать репертуар в новом Театре Красной Армии с залом на две тысячи мест. Если в Москве он прослыл «большим мастером маленьких вещей», то в Ростове необходимы были крупные формы, масштабные художественные решения. В начале 1930-х у режиссера уже был опыт преодоления камерности. Некоторое время он являлся художественным руководителем ЦТКА в Москве. Ростовский театр Красной Армии открылся в 1936 спектаклем «Любовь Яровая» (К. Тренев), спорным, но новаторским в решении революционной темы. Ростовский период отличается необыкновенной плодотворностью. Поставлено более двух десятков спектаклей. Одним из лучших спектаклей ростовского периода стала «Трактирщица» К. Гольдони с Марецкой и Мордвиновым в главных ролях (1940). В том же году его пригласили возглавить Театр имени Моссовета. На столичной сцене заискрился площадной юмор солнечной Италии, изобретательные мизансцены, веселый дух импровизации, поддерживающий зрителя в годы войны, также как «Принцесса Турандот» окрыляла московскую публику в период голодной послевоенной неустроенности 1920-х.

Театр им. Моссовета находился в кризисе, который Завадскому предстояло преодолеть. Кроме направления жизнеутверждающей народной комедии и сатиры, он сделал ставку на серьезную современную драматургию. С большим лирическим проникновением и психологической тонкостью им был поставлен спектакль «Машенька» (1940) по пьесе А. Афиногенова, в военное время на сцене театра с успехом шли пьесы А. Корнейчука, К. Симонова и особенно «Нашествие» Л. Леонова – спектакль, полный трагического напряжения с тщательно разработанной внутренней партитурой.

Крупными событиями в театральном мире стали «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, поставленный режиссером в 1952 и в 1964, а также композиция по роману Достоевского «Преступление и наказание» – «Петербургские сновидения» (1969). Оба спектакля поражали грандиозностью замысла, масштабом художественного решения, полифонизмом развития действия. В «Маскараде» одним из ведущих действующих лиц спектакля был Дирижер, управляющий судьбами, являющийся посредником между двумя эпохами – минувшей и настоящей. Действующим лицом спектакля становился вальс А. Хачатуряна, написанный специально для постановки. В «Петербургских сновидениях», прозвучавших как творческое завещание режиссера, также важнейшим было раскрытие внутреннего мира Раскольникова, развенчание его философии сверхчеловека и утверждение правды человечности и покаяния.

Завадскому было свойственно внимание к личности актера. Будучи режиссером-педагогом по призванию, сформировал не одно поколение актеров и режиссеров (кроме уже названных, это – М. Терехова, Г. Бортников, режиссеры М. Левитин, А. Бородин, Е. Гротовский и др.). Автор книг и статей по теории и практике театрального искусства: «Учителя и ученики» и «Рождение спектакля».

Георгий Александрович Товстоногов родился в Тбилиси. Сценическую деятельность начал в 1931 как артист и ассистент режиссера в Русском ТЮЗе (Тбилиси). Поставил здесь среди прочего «Предложение» А. Чехова (1933) и «Женитьбу» Н. Гоголя (1934).

В 1938 окончил ГИТИС (педагоги – А.М. Лобанов, А.Д. Попов). В 1938–1946 – режиссер Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова (Тбилиси). Первая постановка – «Дети Ванюшина» С. Найденова (1938). В 1946–1949 Товстоногов работал в Центральном детском театре (Москва). Параллельно ставил спектакли в других театрах столицы (Гастрольный реалистический, Студия Театра оперетты), а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1949 Товстоногов был приглашен главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола (Ленинград), который возглавлял с 1950 по 1956. В этот период Товстоногова, как правило, не интересовали литературно завершенные пьесы – режиссер предпочитал сценарную фактуру. Остро ощущая современные темы, Товстоногов каждый раз искал и находил соответствующие им современные формы и ритмы спектаклей. В среднем режиссер выпускал четыре спектакля за сезон.

В 1952 была поставлена «Гибель эскадры» А. Корнейчука. В 1960 Товстоногов поставит «Гибель эскадры» в БДТ, и время, прошедшее между двумя версиями, отчетливо выступит в новой работе уже прославленного режиссера: многие оттенки приобретут иное звучание, будут переосмыслены отдельные характеры. Подобное произойдет и с пьесой Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия» – впервые Товстоногов поставил спектакль в 1955 в Академическом театре им. А.С. Пушкина, и постановка стала событием для советской сцены, которой в канун «оттепели» возвращалась восстановленная в своих правах революционная публицистика. В 1958 Товстоногов был удостоен Ленинской премии за «Оптимистическую трагедию». К пьесе Вишневского режиссер возвращался еще дважды: в 1957 в Праге (Национальный театр ЧССР) и в 1981 в БДТ.

В 1956 Товстоногов поставил в Театре им. Ленинского комсомола «Униженных и оскорбленных» Ф.М. Достоевского – это было первое за долгие годы возвращение театра к творчеству писателя. Товстоногов вернул сцене большую литературу, заставив пересмотреть глубже и пристальнее наше наследие. Вскоре был приглашен возглавить Большой драматический театр им. М. Горького, переживавший к тому времени тяжелый период. Уже первые постановки режиссера в БДТ заставили зрителей и критиков обратить внимание на театр. Но когда в следующем, 1957, состоялась премьера «Идиота» Достоевского, спектакль стал одним из крупнейших событий отечественного театрального искусства. К началу 1960-х годов Товстоногов выстроил самобытный репертуар своего театра: с одной стороны, здесь в непритязательных комедиях жесткий режиссерский подход позволял задуматься всерьез о современности; с другой – давний интерес Товстоногова к «сценарности», позволяющей выявить свободу сопоставлений, ассоциаций, дающей возможность выстроить не линейное сцепление событий, а цепочку внутренних сдвигов и сломов, подарило отечественному искусству такие произведения, как «Идиот», «Пять вечеров» (1958) и «Моя старшая сестра» (1961) А.М. Володина, «Иркутская история» А.Н. Арбузова (1960).

Каждый из поставленных Товстоноговым спектаклей становился подлинным событием культурной жизни не только Ленинграда, но всей страны. Не одни лишь профессионалы – критики, артисты, режиссеры, но значительная часть российской интеллигенции приезжала в те годы в Ленинград, чтобы выстоять ночь за билетом на премьеру Товстоногова. Режиссер смело «переключал» в образную систему драматического театра образность иных видов искусства – кино («Не склонившие головы»), кукольного театра («Божественная комедия» И. Штока, 1962). Труппа БДТ становилась одной из самых популярных в стране – З. Шарко, Т. Доронина, Л. Макарова, К. Лавров, И. Смоктуновский, П. Луспекаев, Е. Копелян, С. Юрский, В. Стржельчик, Н. Трофимов, Е. Лебедев, О. Борисов, О. Басилашвили, и другие получали известность далеко от берегов Невы. Самыми популярными спектаклями 1960-х годов были (помимо названных) «Варвары» (1959) и «Мещане» (1966), «Горе от ума» (1962), «Еще раз про любовь» Э.С. Радзинского (1964), «Три сестры» (1965), «Король Генрих IV» Шекспира (1969).

В 1970-е годы режиссер поставил спектакли «Ревизор» (1972), «Ханума» (1972), «Прошлым летом в Чулимске» (1974), «История лошади» по повести Л.Н. Толстого «Холстомер» (1975), «Тихий Дон» (1977), «Пиквикский клуб» (1978). К известным постановкам этого периода относится и поставленный Товстоноговым в «Современнике» (Москва) спектакль «Балалайкин и К» (пьеса С.В. Михалкова по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», 1973). В конце 1970-х – начале 1980-х годов труппа БДТ пополнилась А. Фрейндлих, Е. Поповой, А. Толубеевым, В. Ивченко и др.

Последней постановкой Товстоногова была пьеса Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы». Товстоногов много ставил за границей (Финляндия, Германия, Болгария, Польша и др.), работал на радио и телевидении. Ряд интересных спектаклей, получивших широкую известность, поставлен в Учебном театре ЛГИТМиК (ныне – СПГАТИ) со студентами актерско-режиссерского курса, который он вел на протяжении нескольких десятилетий. Среди учеников Товстоногова режиссеры Л. Додин, И. Владимиров, Г. Яновская, К. Гинкас, В. Воробьев и др.

Наши рекомендации