Традиции и инновации. обычаи и ритуалы
Любая культура содержит в себе некоторое число функционально различных и векторно разнонаправленных культурных механизмов, работа которых с одной стороны – делает возможным гармоничное и стабильное существование этой культуры во времени (обеспечивая поведенческие стандарты и ощущение причастности к «своей» культуре определенного людского коллектива), а с другой стороны – гарантирует эволюционное развитие этой же самой культуры (и коллектива), позволяя ей не превращаться в строго стационарную, закрытую и тем самым обреченную если не на гибель, то на стагнацию систему.
К числу первых, стабилизирующих культуру механизмов, относится традиция, обычай и ритуал. К числу вторых, принадлежит инновация – механизм расшатывающий традицию, ставящий под вопрос обычай и модернизирующий или отменяющий ритуал.
Термин традиция – латинского происхождения (от «traditio» – передача, вручение, обучение, предание, повествование, установившееся издавна мнение и т.д). В этнографии, антропологии и культурологии под этим термином понимается «социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах на протяжении длительного времени» («Культурология. ХХ век. Словарь»). Механизм традиции выполнял и выполняет важнейшую культурную функцию – он аккамулирует все ценное из числа того, что было наработано понято, прочувствованно (в производственной, ценностно-смысловой, поведенческой и пр. сферах) людским коллективом как уникальным субъектом культуры, консервирует этот «культурный запас» посредством специальных охранительных процедур и форм (табу, запреты, кодексы правил, мифы и т.д.) и передает его от одного поколения к другому.
Термин обычай разные исследователи интерпретируют порой диаметрально противоположным образом, и все же, если быть корректным (чтоб не смешивать обычай и ритуал), обычаем стоит называть «стереотипизированные формы поведения которые связаны с деятельностью, имеющей практическое значение» (С.А. Арутюнов). Обычаи есть у людей принадлежащих к каждой культуре, они подобны «культурным зарубкам», по которым предпочитает ориентироваться в своем поведении и практике человек, имея, в принципе, возможность в той или иной ситуации поступать для достижении своих целей различным образом. Культурная вариативность моделей поведения ограничивается обычаем, что играет как положительную (если обычаем стал найденный оптимальный способ действия гарантирующий достижение быстрого практического результата), так и отрицательную роль (если «культурная зарубка» обычая заставляет индивида или культуру действовать по накатанной схеме, вопреки ее неэффективности при наличных радикальных изменениях конфигурации культуры).
Термин ритуал происходит от лат. «ritus» (религиозный обряд, церемониал богослужения, установленная форма, принятый порядок и т.п.) и обозначает «только те формы поведения, которые являются чисто знаковыми и сами по себе практического значения не имеют, хотя и могут опосредованно быть использованы в практических целях (коммуникации, психотерапии и др.)» (С.А. Арутюнов).
Как видно уже из этимологии слова «ритуал», оно было изначально тесно связано с религией, с областью символических значений тех или иных действий совершаемых в коммуникативном и поведенческом пространстве диалога людей и богов, имеющем сакральный, а не мирской, практический (как у обычая) смысл. Отпочковавшись от религии и распространившись в культуре, ритуал все же сохранил свой статус культурной формы увязывающей в единое целое некое поведение и приписываемое этому поведению в высшей степени символическое значение. Ритуал играл и играет роль своего рода «метронома» культуры, раз зафиксировав в единое действо символы и поступки, он предлагает человеку и обществу бороться с стремительностью, неупорядоченностью и незащищенностью жизни в мире путем периодического ухода в это пространство фиксированного символического смысла, в стабильное и ритмичное ритуальное время.
Термином «инновация» (от лат. «innovatio» – обновление или перемена) – обозначается «механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социокультурных изменений» (Культурология. ХХ век. Словарь). Инновационность – это в каком то смысле одна из характеристик Homo Sapiens как вида: человек разумный – самое непостоянное существо в природе, он несет в себе энергию творческой активности направленную на постоянное обновление и преобразование мира, себя и своей культуры, хотя, в отдельных случаях, культура может существовать и без инноваций. Традиции (этнические, религиозные, поведенческие, поколенческие, профессиональные и т.д.), инновации, обряды и ритуалы существовали в культуре издавна и будут, видимо, существовать всегда. Во времени изменялся только баланс, соотношение этих культурных механизмов в качестве действующих сил, управляющих обществом.
Собственно, история мировой культуры – это в определенном смысле история перехода человека от традиционной культуры к все более новационным ее формам. Так, традиция господствовала почти полностью на ранних стадиях культурного развития человека. Она целиком опиралась на ритуал и обычай и степень поэтому скорость инновационных процессов в такой культуре была невелика. Постепенно культура стала более динамичной, а явное преобладания инноваций над традицией фактически установилась в эпоху Нового Времени (не случайно названного именно так). Хотя и сегодня существуют общества традиционного типа, но в современном мире чистых образцов таких обществ остались считаные единицы, а те культуры, в которых роль традиции (религиозной) не подлежит сомнению (Иран, Афганистан и т.д.), сегодня сочетают и истовую верность традиции, и стремительную погоню за инновациями (высокие технологии), что является культурным феноменом современности, еще требующим своего осмысления.
Арутюнов Сергей Александрович (р. 1932 г.) – российский этнограф, историк и теоретик культуры (Более подробную информацию о С.А. Арутюнове см. в разделе «Межкультурные коммуникации»).