Традиции, ритуалы и мероприятия

Компании создаются людьми, которых объединяют общие цели. А люди, объединяясь, склонны создавать собственные традиции и ритуалы, подобно тому, как в древности каждое племя создавало и соблюдало свои собственные обычаи. Именно благодаря многовековой истории человеческих традиций, они являются незаменимым инструментом корпоративной культуры любой компании. Привычка придерживаться традиций уже существует в подсознании человека.

Традиции могут складываться исторически, могут навязываться руководством, могут быть привнесены в компанию новыми сотрудниками, или специально сконструированы пиарщиками. Известно, что сначала создается идея, которая позже может быть скорректирована другими сотрудниками. Позже какие-то идеи могут прижиться и стать полноценными традициями, которые потом будут развиваться до общих традиций компании, а некоторые традиции со временем пропадут.

Так же в любой компании есть «формальные» и «неформальные» традиции. «Неформальные традиции» передаются из «уст в уста», «формальные традиции» - это то, как и что принято в компании официально. Однако следует помнить, что надо корректировать традиции, чтобы «формальные» не шли в разрез с «неформальными» не вызываю тем самым резонанс и парадокс в коллективе компании и снижение эффективности рабочего процесса. Как говорилось ранее, высококвалифицированный руководитель использует корпоративную культуру как стратегический инструмент и может его использовать для повышения эффективности рабочего процесса.

Можно создавать множество способов закрепления корпоративных традиций: специальные выпуски корпоративного издания, музей компании, особенные дни или подарки к памятным датам, - все это части корпоративных традиций. Поскольку бизнес становится все более социальным, т.е. интегрированным с широкой общественностью, компании начинают вовлекать в свою культуру друзей и членов семей своих сотрудников. Наиболее эффективные корпоративные традиции связаны с получением некоторых привилегий, которые могут быть как изначальными, с первого рабочего дня, так и приобретенными, полученные при определенном стаже работы или же какие-либо индивидуальные заслуги. Например: личное место на парковке, увеличение срока отпуска, бесплатный кофе и т.д.

Кроме традиций, так же существует и ритуалы. Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы, они призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией. Также существует различные виды ритуалов: "Ритуалы поощрения" – призваны показать одобрение компанией чьего-то достижения или определенного стиля поведения, вписывающегося в рамки корпоративных культурных ценностей. "Одобряя что-либо в человеке или просто обращая на это внимание, мы эту черту умножаем и развиваем". Это могут быть вечеринки по поводу успешной реализации проекта, традиционные обеды в честь того, кто отличился, или долго и продуктивно работает для компании. Например, в одной фирме по сложившейся традиции каждый сотрудник в день своего рождения может получить получасовую аудиенцию у президента компании и задать ему любые вопросы. Такой ритуал поощряет интерес сотрудника к своей фирме, подчеркивает доступность высшего руководства, обеспечивает обратную связь, позволяющую руководству получить информацию о своих подопечных.

"Ритуалы порицания" - сигнализируют о неодобрении в отношении человека, ведущего себя не в соответствии с нормами данной корпоративной культуры. Официальными ритуалами порицания являются увольнение, понижение в должности, снижение заработка. Менее формальным ритуалом такого плана может быть не приглашение на регулярное мероприятие, где собирается весь коллектив. Ритуалы порицания помогают сохранять целостность компании. Когда люди осознают, что последствия определенного нежелательного поведения одинаковы для любого члена команды и наказания применяются справедливо, они начинают испытывать уважение к организации как к единому целому.

"Ритуалы интеграции" - те действия руководства, которые собирают служащих компании вместе и помогают им осознавать, что между ними есть общее. В контексте работы - это конференции, семинары, деловые игры, и так далее. Это различные светские мероприятия, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом.

Именно ритуалы, традиции и мероприятия компании, как следует из изученного материала, являются наиболее эффективными средствами управления корпоративной культурой и умонастроениями людей. Через систему мероприятий можно не только поддерживать культуру, но и разрешать конфликтные ситуации, осуществлять предупредительные меры (например, перед принятием непопулярных решений), настраивать людей на решение задач, поддерживать корпоративный дух в тяжелые для компании времена.

Кроме традиций и ритуалов также существует и табу. Хотя табу может и отсутствовать, однако для повышения уровня дисциплины некоторым организациям не обойтись без табу. Табу – это ограничения в каких-либо действия в организации в целом. Например в некоторых компаниях запрещается критиковать работу своих коллег и табу на неконструктивную критику в адрес компании.

Заключение

Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы и приобрести понятия, о влиянии внешней среды и корпоративной культуры на работоспособность, эффективность и на деятельность предприятия как одного целого механизма. Так же осознать, что внешняя среда и корпоративная культура являются важнейшими и ключевыми составляющими факторами организации. Внешняя среда хоть и не входит в состав организации но может осуществлять значительное влияние: на само предприятие, на его темп развития и курс его деятельности. Внешняя среда прямого влияния оказывает непосредственное воздействие на деятельность фирмы, а опосредствованная или косвенная среда, хоть и не имеет немедленного влияния, однако не менее важна чем среда прямого влияния.

Так же стоит отметить о влиянии корпоративной культуры на эффективность организации и ее жизнедеятельность. Опытные менеджеры, руководители, управленцы знают не только о существовании данной культуры, но и о том что ее можно использовать как управленческий инструмент. Умение управлять данным инструментом показывает опытность и одаренность менеджера. Умелое управление корпоративной культурой может улучшить коммуникационные связи между подразделениями организации и улучшить эффективность всего предприятия в целом.

Умелый менеджер не только зная, но и имея понятия о типах влияния на организацию может не только адаптировать и сохранить работоспособность компании, но и вывести ее на лидирующие позиции в отрасли не только в локальном плане, но и в интернациональном.

Список используемой литературы

1) Василенко С. В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. – М.: Дашков и Ко ,2010.

2) Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2012.

3) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2012.

4) Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2010.

5) Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика. – ЮНИТИ, 2011.

6) Скворцов А. Элементы формирования корпоративной культуры//Журнал Biz-Bote, 2010, № 3.

7) Ушакова Н.В., Стрижева А.И. Имиджелогия: Учебное пособие. _ М.: Дашков и К, 2012.

Наши рекомендации