Тема 1. Основные этапы истории этики. Этика как философская наука о морали
ПАСПОРТ
№ | Наименование пункта | Значение |
1. | Кафедра | Гуманитарные дисциплины |
2. | Автор – разработчик | Шакиров И.К. , к.п.н , доцент |
3. | Наименование дисциплины | Этика |
4. | Общая трудоемкость по учебному плану | |
5. | Вид контроля (нужное подчеркнуть) | Предварительный (входной), текущий, промежуточный |
6. | Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки | для направлений 080200.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика» |
7. | Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них | |
8. | Количество заданий при тестировании студента | |
9. | Из них правильных ответов (в %): | |
10. | для оценки «отлично» | |
11. | для оценки «хорошо» | |
12. | для оценки «удовлетворительно» | |
или для получения оценки «зачет» не менее | 55% и больше | |
13. | Время тестирования (в минутах) |
Паспорт составил _________________ И. К. Шакиров
14 октября 2011 г.
Тема 1. Основные этапы истории этики. Этика как философская наука о морали
I
S: В чем конкретно отражалась иерархичность древневосточного общества
+: в отношениях господства и подчинения
-:в отношениях равенства и братства
I
S: В чем конкретно выражалось влияние на мораль мифологического мировоззрения?
-:древние люди думали, что раздоры между родичами приводят к совершенствованию общества
+:существовали магические обряды: словесные заговоры, воздействие на людей посредством символов.
I
S: Какие ценности фигурировали в древнем обществе?
-:труд как профессиональное мастерство
-:богатство
+:сила
+:здоровье
+:многодетность
I
S: Приветствовалось ли проявление индивидуальности в древневосточном обществе?
-:да
+:нет
I
S: Каков путь спасения человека в философской школе веданта?
+:истинное спасение человека в познании брахмана – в форме отождествления с ним
-:истинное спасение человека в вере в Бога
I
S: Кто был учителем и наставником простых и знатных людей в древнеиндийском обществе согласно учению веданты?
-:любой человек, достигший совершенства
+:Брахман
I
S: Кого в первую очередь освободил от страданий Будда?
-:других людей
+:себя
I
S: Кто такой исправленный (просветленный) человек согласно буддийскому учению?
+:тот, кто достиг чистого состояния сознания
-:тот, кто овладел медитацией
I
S: Какая перемена в человеке является наиважнейшей согласно буддийскому учению?
-:перемена веры
-:перемена физического состояния
+:перемена сознания
I
S: Входило ли воздержание от нанесения вреда всякой жизни в состав пяти джанайнистских обетов?
+:да
-:нет
I
S: В какой из философских школ Древней Индии освобождение от страданий достигалось с помощью достижения удовольствия, счастья?
-:в джанайнизме
+:Локаяте
I
S: Какой тип направленности имела древнеиндийская этика?
+:интровертный
-:экстравертный
I
S: На каких положениях строилась нормативная система древнекитайского общества?
+:существование рода правителей (отцо и рода подчиненных (сыновей)
-:существование десяти четких рангов
+:суровое осуждение любого отклонения от принятой системы традиций
-:суровое осуждение пассивного следования традициям
I
S: На каких принципах строилась мораль философского правления моизм?
-:на принципах практической пользы
+:принципах теоретической целесообразности
I
S: Кем, по мнению моистов, управляется общество универсальной любви?
-:любыми чиновниками
+:старейшими, мудрейшими, способнейшими
I
S: Какие качества олицетворял собой хороший человек Античности?
-:красоту тела
+:красоту тела и нравственное совершенство
I
S: Какие моральные качества зависели от специфики регионального расположения Греции?
+:патриотизм
-:религиозность
-:эгоцентризм
I
S: Какие моральные черты олицетворял собой герой поэмы «Илиада» Ахилл?
+:борьбу смертного человека с роком (судьбой)
-:борьбу человека со злом
I
S: Что было основой высокоморального поведения у пифагорейцев?
+:числовая гармония космоса
-:свобода
-:равенство
I
S: Какова была главная формула этики Античности?
-:многознание уму не научает
+::в здоровом теле – здоровый дух
I
S: Где возможно существование добра, справедливости, честности, по мнению Платона?
-:в реальной действительности
+:в мире идей
I
S: Каков путь достижения счастья, по Эпикуру?
+:получение удовольствий
-:борьба
I
S: Какие моральные законы, по мнению стоиков, правят миром?
+:определяемые судьбой, фатальной необходимостью
-:определяемые самим человеком, его умением управлять судьбой
I
S: Склонны ли скептики к выработке конкретных рекомендаций «как надо жить»?
-:да
+:нет
I
S: Что, по мнению скептиков, является гарантией спокойной, счастливой жизни?
-:знания
-:оптимистический настрой духа
+:скептицизм
I
S: Можно ли утверждать, что христианская мораль и этика были доминирующими в эпоху средневековья?
+:да
-:нет
I
S: Перечислите некоторые признаки средневековой культуры (экономики, политики)?
+:низкий уровень развития производительных сил
+:господство натурального хозяйства
+:вторжение варваров
-:духовное единство
-:бесконечные мирные договоры между государствами
I
S: Когда возникла христианская мораль?
-:в недрах первобытного общества
-:в недрах античного общества
+:в недрах средневекового общества
I
S: Существовало ли противоречие между христианской моралью и моралью варваров?
-: да
+:нет
I
S: Относилось ли к семи смертным грехам чревоугодие?
+:да
-:нет
I
S: Относился ли к семи смертным грехам гнев?
+:да
-:нет
I
S: Какие принципы доминировали в отношениях между людьми в эпоху средневековья?
+:принцип господства и подчинения
-:принцип равноправия
I
S: Мог ли человек средневековья в своем поведении исходить из своей собственной моральной позиции?
-:да
+:нет
I
S: Что такое патернализм?
-:материнская забота
+:отеческое покровительство
I
S: Был ли патернализм нравственной ценностью средневекового общества?
+:да
-:нет
I
S: Какая христианская идея примиряла возникающие социальные антагонизмы в средневековом (и не только) обществе?
+:идея равной и одинаковой греховности всех людей перед богом
-:идея справедливости
I
S: Каковы важнейшие христианские ценности?
+:прощение
+:сострадание к ближнему
+:кротость
-:успех
I
S: Когда возникли первые христианские этические концепции?
+:в 1–5 вв.
-:в 5–10 вв.
I
S: К чему, по мнению А. Августина, привела попытка людей создать земной рай?
+:уводила людей от бога
-:приближала людей к Богу
I
S: На каких моральных принципах основывалось отношение мусульманина к Аллаху?
+:на абсолютной преданности слуги своему господину
-:имело место право выбора
I
S: Когда возникли этические учения на Руси?
+:в эпоху Киевской Руси
-:в эпоху Московского царства
I
S: В какой форме возникли первые этические учения на Руси?
+:в виде церковных проповедей
-:в виде книжной философской мудрости
I
S: Какие человеческие начала всякого добра выделяет Вл. Мономах в своем обращении к детям?
+: «страх имейте божий в сердце своем»
+: «милостыню давайте нескудную»
-: «бережливыми будьте»
I
S: Какие нравственные принципы с яркой силой прозвучали в «Слове о полку Игореве»?
+:идея патриотизма
+:единение русских земель
-:идея равенства русского и иноземного народа
I
S: Фиксировалась ли в летописях активность и самостоятельность женщин?
-:да
+:нет
I
S: Можно ли утверждать, что в позднее средневековье возрастает интерес к внутреннему нравственному миру человека?
+:да
-:нет
I
S: Что такое гуманизм?
+:образ мышления, система воззрений, признающие человека высшей ценностью
-:образ мышления, признающий выдающихся людей высшей ценностью.
I
S: Какие качества выдвигали на первое место гуманисты?
+:личные заслуги
+:активность (деятельность)
-:эмоциональность
+:творчество
I
S: На каких составляющих деятельности делали акцент гуманисты?
+:на моральном усовершенствовании
-:на социальной деятельность
+:на общественно-политической, государственной деятельности
+:на художественном и научном творчестве
I
S: Какова в целом была нравственная атмосфера эпохи Возрождения?
-:однородной
+:противоречивой
I
S: Где прежде всего нашел выражение духовный кризис эпохи позднего Возрождения?
+:в религии
-:в науке
-:в искусстве
I
S: Выберите деятеля, не относящегося к эпохе Возрождения
-:Леонардо да Винчи
-:Макиавелли
-:Дж. Бруно
-:Л. Валла
+:А. Шопенгауэр
I
S: Что, по мнению Макиавелли может обуздать низменные качества человека?
-:знания
+:сильная власть
I
S: Что (кто), по мнению Макиавелли, является высшим благом?
+:сила и целостность государства
-:свободный человек
I
S: Какие средства хороши, по мнению Макиавелли, для достижения государственного процветания?
-:только высокоморальные
+:любые средства
I
S: Какова, по мнению Мишеля Монтеня, задача человека?
-:жить в соответствии с естественными законами природы
+:жить в соответствии с разумом
I
S: Что, по мнению Т. Мора, является причиной всех бед в мире?
+:частная собственность
-:коллективная собственность
I
S: Кто определял всю повседневную жизнь общества в теории Т. Кампанеллы?
-:все люди
+:учено-жреческая каста
I
S: Каково содержание «Домостроя», составленного протопопом Сильвестром?
+:были обобщены традиции, нравы, привычки русского народа
-:подчеркивалась руководящая роль царя в государстве
+:подчеркивалась важная роль трудолюбия членов семьи
I
S: В чем отличие гуманизма Нового времени от «идиллического гуманизма» эпохи Возрождения?
-:в Новое время человек стал рассматриваться как природное явление
+:человеческие отношения стали рассматриваться через призму конкурентной борьбы, -:взаимной полезности.
I
S: Какие можно выделить составляющие, характеризующие противоречивое положение человека Нового времени?
+:человек Нового времени независим, самостоятелен, самоуверен
-:человек Нового времени чувствовал себя песчинкой в сложном, изменяющемся мире
-:человек Нового времени инфантилен, неактивен
I
S: Чем определялась нравственная жизнь Руси в 17 веке?
+:духовным расколом, произошедшим в лоне русского православия
-:духовным единством
I
S: Какие две линии возникают в духовно-нравственной жизни русского общества в 17 веке?
+:ортодоксальное православие
+:новаторское православие
-:нейтральное православие
I
S: Какой этический принцип не получает развитие в эпоху Просвещения?
+:принцип человеколюбия
+:принцип разумного эгоизма
-:принцип перфекционизма
I
S: Можно ли утверждать, что такие ценности, как равенство и сотрудничество, принципы коллективизма, уважение к человеку, не получают развития в эпоху Просвещения?
-:да
+:нет
I
S: Что является, по мнению Руссо, высшей формой проявления несправедливости?
+:частная собственность
-:деспотизм
-:монархизм
I
S: Укажите деятеля, не относящегося к эпохе 18–19 веков.
-:Ж.-Ж. Руссо
+:З. Фрейд
-:И. Кант
-:Л.Н. Толстой
+:Н. Бердяев
I
S: Какой смысл вкладывали французские философы 18 в. в термин «разумный эгоизм»?
+:уважение чужих интересов
-:избежание излишеств
-:материальный достаток
I
S: Какова, по И. Канту, задача этики?
+:научить человека, каким надо быть, то есть указать ему место в мире
-:сделать человека набожным
I
S: Что является основанием морального закона И. Канта?
-:знания
-:вера
+:добрая (чистая) воля
I
S: Моральность, по И. Канту…
-:присуща человеку изначально
+:приобретается в процессе жизни
I
S: Какие две тенденции имеют место в этике Европы 19 века?
+:утилитаризм
+:философия жизни, экзистенциализм
-:прагматизм
I
S: Какими моральными качествами обладает сверхчеловек Ницше?
+:цельной и сильной волей
-:ответственностью
-:замкнутостью
-:рассудочностью
I
S: Можно ли утверждать, что мораль Ницше противоречива и имеет как положительные, так и отрицательные черты?
+:да
-:нет
I
S: В чем, по мнению Ф.М. Достоевского, заключается суть морального кризиса европейской культуры?
+:в распространенности безбожного гуманизма
-:в распространенности христианского гуманизма
I
S: Какие моральные проблемы были предметом рассмотрения в творчестве Л.Н. Толстого?
+:сущность и смысл жизни
+:единство божественного и человеческого
-:идеальный сверхчеловек
-:философское познание
I
S: Что, по мнению Толстого, спасет человека?
-:наука
-:философские идеи
+:вековая народная мудрость
I
S: Какую нравственную заповедь Толстой ставил на первое место?
-:не ври
+:непротивление злу насилием
-:не завидуй
I
S: Что можно и нужно противопоставить, по Толстому, увеличивающемуся злу в мире?
-:развитие науки
+:личное нравственное совершенствование
-:развитие природы
I
S: Какова, по мнению Вл. Соловьева, цель вселенской морали?
+:просветление и одухотворение мира
-:распространение знания
I
S: Какое новое направление в этике 20 века продолжило развитие рационалистической традиции?
+:новый утилитаризм
-:теория нравственного воспитания
I
S: Какие направления в этике 20 века развивали иррационастическую линию?
+:метаэтика
+:фрейдизм
+:русская религиозная философия
-:теория нравственного воспитания
I
S: Как называлось направление в этике, использующее данные современных наук о живом в вопросе понимания нравственной сущности человека?
-:метаэтика
+:эволюционная этика
-:новый утилитаризм
I
S: Выберите деятелей, не относящихся к 20 веку
-:П. Херст
+:Ф. Ницше
+:Спиноза
-:П.А. Флоренский
+:Ф.М. Достоевский
+:Л.Н. Толстой
I
S: В чем, по мнению Бердяева, сущность двойственности человека?
+:произошел, с одной стороны, от бога, а с другой – от низших форм органической природы
-:произошел, с одной стороны, от обезьяны, а с другой – от низших форм органической природы
I
S: На каком уровне, по мнению Бердяева, Россия опережает все остальное человечество?
+:на материальном
-:на духовном
I
S: Что, по мнению Бердяева, спасет русское общество?
-:развитие науки и искусства
+:реформированное православие
I
S: При каком условии возможна, по Э. Фромму, выработка гуманистической этики?
+:при условии познания самих себя
-:при условии познания мира
I
S: Труд «Никомахова этика» написал:
-:Демокрит
-:Платон
+:Аристотель
-:Пифагор
I
S: Кем был введен термин «Эстетика»?
-:Сократом
+:Баумгартеном
-:Платоном
-:Буало
I
S: Первую систему изложения взаимосвязи конкретных видов искусства дал в лекции «Система отдельных искусств»:
-:Платон
-:Аристотель
-:Кант
+:Гегель
I
S: В марксизме нравственное зло считалось порождением____
-:воли к власти
-:воли к жизни
+:частной собственности
-:инстинктом смерти
I
S: Согласно Канту, долг есть__
+:моральное обязательство
-:ответственность за порученное дело
-:исполнение чужой воли
-:то что взято, или отдано взаимообразно
I
S: Ответ на вопрос как соотносятся счастье и добродетели, первым из философов в работе «Никомахова этика» дал
+:Аристотель
-:Платон
-:Эпикур
-:Августин
I
S: Этнический принцип благоговения перед ______, был разработан протестантским теологом и врачом А. Швейцерем.
-:смертью
+:жизнью
-:матерью
-:Богом
I
S: Этическое учение Иисуса Христа содержится в ____ проповеди
-:Пустынной
+:Нагорной
-:Морской
-:Вечерней
I
S: Диалог Моисея изложен в
-:Новом Завете
-:Коране
+:Ветхом Завете
-:Дхаммападе
I
S: Учение о «четырех благородных истинах» и внутренних законах «Панча-Шила» излагается в ____
-:христианстве
+:буддизме
-:исламе
-:индуизме
I
S: Латинский термин «мораль» (moalis) ввел римский философ ____ переведя так греческое слово «этнический»
+:Цицерон
-:Аристотель
-:Сократ
-:Сенека
I
S: Аристотель выделяет ___ этических добродетелей
+:десять
-:восемь
-:шесть
-:пять
I
S: Кант утверждает, что «___ есть ограничение свободы каждого условием согласия ее с такой же свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону»:
+:мораль
-:законодательство
-:право
-:справедливость
I
S: Кто из мыслителей впервые теоретически осмыслил безобразное в искусстве?
-:Платон
+:Аристотель
-:Сократ
-:Пифагор
I
S: Моральный закон, утверждает Кант, может быть создан только свободным, чистым _____ т.е. он не должен подчинятся ни природной необходимости, ни прихотям человека
-:сердцем
-:человеком
+:разумом
-:обществом
I
S: Великий буддийский мыслитель Нагарджуна, наставляя царя говорит: «Не гневайся, раздумывая над вредом, причиненным тебе другим. Ибо это следствие твоих же прежних поступков». В этом высказывании раскрывается суть:
-:дхармы
+:кармы
-:мокши
-:сансары
I
S: В заключении к «Критике практического разума» Кант пишет: «Две вещи наполняют душу всегда новым и тем более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,- это звездное небо надо мной и_____во мне»
-:свобода
+:моральный закон
-:право
-:совесть
I
S: В гражданском обществе считает, отечественный Философ А.А. Гусейнов, произошло «возведение _____ в мораль государства»
-:демократии
+:справедливости
-:гуманизма
-:права
I
S: Апостолу Павлу принадлежат слова «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но___их них больше»
+:любовь
-:вера
-:надежда
-:Бог