Исламский тип культуры
С арабского «ислам» переводится как послушание (воле Аллаха), а мусульманин – человек, исповедующий ислам. Жить в соответствии с волей Аллаха призвал людей в VII веке житель города Мекки араб Мухаммед. Согласно преданию, история мусульманства началась около 610 года. Именно тогда Мухаммед призвал соотечественников отказаться от многобожия, верить только в одного Аллаха, сотворившего мир и повелевающего всем. Аллах, со слов Мухаммеда – тот же Бог, в которого верят и иудеи, и христиане.
Божественные откровения Мухаммеда были записаны и объединены в сводный текст, составляющий священную книгу исламской религии – Коран. Дополнением к Корану служит сунна, т. е. Священное предание, в котором содержится множество хадисов – рассказы о жизни Мухаммеда. Составители Корана были знакомы с Библией, поскольку в нем воспроизводятся библейские сюжеты о сотворении мира за шесть дней, об Адаме и его жене, о вкушении запретного плода и т. д.
Упоминаются в Коране и библейские пророки: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Муса (Моисей), Иса (Иисус). Последний и самый высший из пророков – Мухаммед, которому был ниспослан свыше Коран (с араб. чтение), где изложены законы, по которым Аллах велит жить мусульманам. Коран предписывает обязательные молитвы и посты, обрезание для мальчиков, ношение паранджи для женщин, запреты на пьянящие напитки и свинину, на азартные игры, на ростовщичество и выплату процентов по долгам.
Аллах менее милостив, чем христианский Бог, поскольку он оказывает людям благодеяния из милости, но жестоко карает тех, кто не ценит ее. В Коране справедливость ставится выше милосердия. На первый план выступает справедливость Аллаха, милосердие же его является лишь частью или следствием его справедливости. Послушание Аллаху является главной добродетелью правоверного мусульманина – «столпы веры», выражающие преданность Аллаху
Шахада – «свидетельство веры», формула исповедания ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». В этой формуле утверждаются два главных догмата исламской религии - вера в единого Бога и в пророческую миссию Мохаммеда.
Намаз (или Салат) – обязательная молитва пять раз в день. Молитвенный ритуал регламентирован до мельчайших подробностей. По пятницам полуденная молитва должна совершаться коллективно в мечети.
Саум (пост в месяц рамадан) – весь этот месяц мусульманин днем не должен есть, пить, вдыхать дым и благовония, вступать в половые отношения. С наступлением вечера и до рассвета запреты снимаются.
Закят – обязательная милостыня или налог в пользу бедных, размеры которого колеблются от 1/40 до 1/5 дохода. Считается, что уплата закята очищает имущество, делает богатство праведным.
Хадж – паломничество в Мекку, к священному храму Каабе, который должен совершить каждый мусульманин в течении жизни или послать вместо себя своего заместителя. Мусульманин, совершивший паломничество получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.
Джихад – борьба за истинную веру, являющаяся священной обязанностью мусульманина. Считается необходимым обращение к оружию, чтобы расправиться с врагами ислама, уничтожать зло и несправедливость.
Появившись в глубине Аравийской пустыни, ислам по мере своего распространения, впитывал в себя достижения греко-римской, византийской, персидской, индийской и других культур. Это привело к расцвету в X-XII веках классической арабо-мусульманской культуры как фундамента, на котором строится культура исламского мира. Объединяющими ее элементами являются ислам и арабский язык, на котором написан Коран. Арабо-мусульманский мир эпохи Средневековья дал человечеству множество знаний в самых различных областях науки и практики.
В отличие от христианства, которое долго было религией простых людей, преследуемой властью, ислам быстро стал религией правителей. Если христианство распространялось в обществе «снизу вверх», то ислам – «сверху вниз». Мухаммед основал не только религию, но и религиозное государство. Ислам уже при нем стал утверждаться в обществе не только словом, но и мечом. Ислам берет на себя роль идеологии, которая претендует на власть над обществом. Во многих странах и по сей день ислам обладает такой властью.