Инструменты и материалы
1.Бумага -для работы карандашом можно использовать бумагу любой плотности с гладкой поверхностью, желательно белого цвета. Для работы с красками (гуашь, темпера) требуется более плотная фактура. А4,А2,А1-для обтягивания планшета. (Акварельная бумага не подходит).
.Краски - темпера (для основной работы на планшете и изделии). Тюбики темперы продаются в наборе или по отдельности - все необходимые цвета нужно приобрести. Использовали: белила титановые, глубоко-чёрная, ультрамарин.
.Карандаши - необходимы для эскизирования (т, тм) и переноса рисунка на кальку, а затем на изделие (тм, м).
.Кисти - разной толщины. Белка № 4;колонок № 1,2;синтетика № 14(плоская)
.Планшет - состоит из деревянного каркаса с прибитой сверху фанерой (размер 60*40).
.Калька - для перевода на неё карандашом рисунка и дальнейшего перевода на изделие.
.Кнопки канцелярские - для закрепления ватмана на планшете.
.Столярный скотч - для закрепления кальки.
.Ёмкость с водой - необходима в работе с красками.
.Наждачная бумага,
.Палитра.
.Резак
.Ластик - разрезанный по диагонали.
.Ветошь (салфетка, тряпка).
.Примеры для работы- фотографии, книги
.Лезвие - для исправлений и доработок.
.Лак.
.Растворитель - № 646, (уайт-спирит).
.Линейка - 25 см, 50 см.
.Предметы для росписи (шкатулка).
.Клей ПВА с водой - для поднятия ворса.
.Шпаклёвка - для заделывания трещинок, изъянов.
Технология изготовления.
Заготовка: Деревянную заготовку шкатулки мы покупаем заранее .Такие заготовки называют «бельём». Готовое изделие ещё раз просушивают. Длительность сушки зависит от размера изделия. Если заготовка недостаточно просушена, то при выполнении последующих технологических операций на поверхности изделия могут появится трещины, а лаковый слой может покрыться пузырями. За несколько дней до конца сушки желательно поместить бельёв более тёплое место с температурой около 30 градусов.
Грунтовка: Чтобы сократить время подготовки изделия к росписи, можно воспользоваться грунтовкой (ГФ-021, № 138).Готовый грунт наносится тонким слоем и просушивается при комнатной температуре в течении суток. Затем шлифуется наждачной бумагой. Проще всего применять грунт из мучного клейстера. Шерстяную ткань промачивают раствором и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют ещё раз. Окончательная сушка длится6-8 часов, затем изделие шлифуется.
Вгонка: Изделия, пропитанныеГФ-021, № 138 пропитывать льняным маслом не нужно. Если после грунтовки обнаружатся трещины или выбоины, их необходимо затереть шпаклёвкой. Для того, чтобы не было заметно затёртых мест, изделие шлифуют тонкой шкуркой.
Олифление:Грунтованное шлифованное изделие покрывают масляным лаком 2 раза. Тонкий слой лака твердеет уже через 3 часа, хотя для полного высыхания ему потребуется 1-3 суток. Необходимо следить, чтобы лак на поверхности изделия загустел, но плёнка ещё не образовалась и он некоторое время продолжал быть липким.
Лужение: Лужение производят полудой, которую наносят при помощи «куколки» на липкую поверхность лака иди олифы. Алюминиевый порошок(полуда) состоит из мельчайших чешуек. Прилипая к лаку, они создают непроницаемый металлический панцирь в несколько слоёв. Необходимо следить затем, чтобы на поверхности изделия не оставалось пробелов. Когда изделие покрыто полудой ровно, надо стряхнуть с него лишний порошок и поставить сушить при комнатной температуре на сутки. После лужения посуда приобретает ровный металлический блеск и готова к росписи.
Роспись: Практически вся роспись ведётся на весу. Пролуженную заготовку опирают на колено, придерживая левой рукой. Рядом на столе удобно располагают кисти, краски и всё необходимое для росписи. Кисточку держат вертикально, берётся 3мя пальцами у основания.
В процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука. Она должна быть свободна от локтя, благодаря чему можно проводить неразрывным движением серии штрихов или длинных мазков на сферических или цилиндрических поверхностях.
Лачение:Если есть необходимость, то можно получить любой оттенок прозрачного лака. Для этого необходимо жирорастворимый светопрочный оранжевый краситель 2Ж развести в небольшом количестве растворителя, а затем вылить лак и тщательно перемешать до получения однородной массы. Изделие, покрытое таким лаком, сушат при комнатной температуре в течении суток до полного высыхания. Если необходимо ускорить процесс, то можно поставить изделие в сушильный шкаф при температуре 40-60 градусов на несколько часов. Расписная поверхность изделия после покрытия подкрашенным лаком так же будет отливать золотистым цветом, какие при закаливании.
Заключение.
Народное и декоративно-прикладное искусство является, неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Декоративно прикладное искусство - одна из областей пластических искусств. Формирует окружающую человека материальную, предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое начало. Искусство не просто фиксирует то, что видит в жизни художник. Искусство есть постоянное открытие прекрасного в обыденном. Способность видеть новое в жизни и находить ему соответствующую пластическую форму.
Легко увидеть, что основными законами искусства являются всеобщие законы жизни - законы природы, мышления я истории, своеобразно выраженные в специфической области искусства, законы диалектики.
Кроме того, есть композиционная техника, сумма приемов - вывод из всемирно-исторического опыта искусства. Она, композиционная техника, развивается, обогащаясь творческой практикой все новых поколений художников. Одни приемы композиции теряют свое значение, когда исторически исчезают идейные концепции, вызывавшие их к жизни, но на смену им приходят новые, по велению жизни, выдвигающей новые задачи перед искусством.
Список литературы.
1.Емельянова Т.И. Хохлома. - Л.: Аврора, 1974.Бардина Р.А.
2.Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1977.
3Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
4.Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. - Л.: Лениздат, 1974.
5.Махмутова Х.И Роспись по дереву. - М.: Просвещение, 1987.Рогов А.П. Кладовая радости. - М.: Просвещение, 1982.Осетров Е.И.
6.Живая древняя Русь. - М.: Просвещение, 1984.БСЭ. Изд. 3-е. - М.: СЭ, 1970-1978.
7.Города России: энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.Н. Величко "Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия"
8. https://vk.com/album-50101165_186465680
9. http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0b65635a3bd78b5c43b88421216d27_0.html
10. http://www.artly.ru/galerei/foto-zolotaja_hohloma.html
11. http://madamkartinki.blogspot.ru/2012/10/blog-post_7039.html
12. http://vasi.net/community/all/2010/11/20/khokhloma.html
13. https://fotki.yandex.ru/users/rudenkan/album/200650/
14. https://rus-hohloma.ru/articles/vidy-hohlomskoi-rospisi.php
15. https://rus-hohloma.ru/articles/izyskannye-utonchennye-shkatulki.php
16. https://rus-hohloma.ru/articles/secret-zolotoi-hohlomy.php
17. http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
18. http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006330/