Числительные количественные, порядковые, дробные

Упражнение 121. Напишите прописью числа и цифровые обо-

значения.

L 8, 11, 17, 34, 68, 79, 327, 888, 1050, 100007, 2/3,

7/8,

2. 8-й, 17-й, 34-й, 79-го, 327-му, 400-й, 668-м, в

1050-м, 23-тысячный, 200-миллионный.

Д л я с п р а в о к . .

1. С л о ж н ы е количественные.числительные (состоящие

из двух основ) пишутся с л и т н о : шестьдесят, семьсот.

С о с т а в н ы е количественные числительные пишутся

р а з д е л ь н о ; в них выделяется столько слов, сколько в числе

имеется значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением

слов тысяча, миллион и т. п.; при этом учитывается слитное на-

писание сложных числительных. Например: тридцать два (32),

четыреста пять (405), три тысячи десять (3010).

Д р о б н ы е числительные (также и смешанные -числа)

пишутся р а з д е л ь н о : три пятых (3/5), две целых и четыре

седьмых (2У?)-

2. Сложные и составные порядковые числительные пишутся

так же, как и соответствующие количественные числительные:

семнадцатый, семьдесят девятый, триста двадцать седьмой. По-

рядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -мил-

лионный, -миллиардный, пишутся слитно: тридцатипятитысяч-

ный, двухсотдвадцатипятимиллионный, двадцатиодномиллиардный

(практически обычно используется цифровое обозначение с

дефисным написанием: 35-тысячный и т. п., особенно при нали-

чии сочетания с половиной: 71J'^-тысячный, вместо «семи с по-

ловиной тысячный»). Слитно пишется слово двухсполовинный.

О падежной форме количественных числительных, образу-

ющих первую часть сложных слов, см. § 24.

3. У числительных пять — девятнадцать, а также двадцать и

тридцать буква ь пишется на конце, а у числительных пятьде-

сят — восемьдесят и пятьсот — девятьсот — в середине слова

(между двумя основами).

Упражнение 122. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Вос...милетнее образование в нашей стране явля-

ется обязательным. 2. В соседней школе имеются три па-

раллельных сед...мых класса. 3. Каждого ученика снаб-

дили четырьмя тетрадями. 4. Наши филателисты ведут

переписку с вос...м...юдесят<..ю вос...м...ю странами.

5. Пешеходы шли по об...им сторонам улицы. 6. В личной

библиотеке студента имеется не то трист..., не то четы-

рест... книг по различным вопросам техники. 7. Раньше

учащиеся оканчивали оди...адцать классов. 8. В большин-

стве стран мира принята десят...ричная система исчис-

ления.

Упражнение 123. Прочтите текст вслух; числа ставьте в соот-

ветствующей падежной форме.

В 1965—1966 учебном году старшеклассники прохо-

дили трудовую подготовку в 1360 учебных цехах и на

1959 производственных участках промышленных пред-

приятий — это в общей сложности 68 734 рабочих места.

Непосредственно при школах работали 3 113 учебно-

производственных мастерских, рассчитанных на 89 041

рабочее место, и 16 709 учебных мастерских — на 482 517

рабочих мест.

Упражнение 124. Перепишите, заменяя цифры словами."

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами.

2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570

книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало

свыше 95 тысяч зрителей. 4. Конькобежные состязания

для мужчин проводятся на дистанциях 500, 1500, 5000

и 10 000 метров. 5. В соревнованиях по прыжкам в воду с

трамплина победила молодая спортсменка с результатом

128,55 балла. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится

ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется

1334. 8. Колхозный фруктовый сад разбит на 690 гекта-

рах. 9. Книга издана с 83 иллюстрациями. 10. В финале

баскетбольных соревнований команда-победительница

выиграла со счетом 78:67.

Упражнение 125. Образуйте от количественных числительных

порядковые.

17, 90, 100, 200, 2000, 25 тысяч, 425 тысяч, 375 мил-

лионов, 21 миллиард.

Упражнение 126. Образуйте от приводимых ниже сочетаний

сложные прилагательные.

20 граммов, 1V2 килограмма, 3 часа, 4 километра,

8 литров, 11 метров, 21 минута, 38 дней, 2500 лет.

Упражнение 127 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку. Объясните написание числительных и сложных слов, име-

ющих в своем составе числительные.

На границе Объединенной Арабской Республики и

Судана высится замечательный архитектурный памятник

древней культуры человечества. Это храм Рамзеса II,

высеченный в скалах 3200 лет назад. Высота храма — 33

метра, ширина — 88 и глубина — 63 метра. Четыре двад-

цатиметровые фигуры восседают у входа в храм.

О размерах этих скульптур можно судить по тому, что

нос скульптуры равен 98 сантиметрам, ухо — 106, а

глаз — 84 сантиметрам. Общий вес величественного со-

оружения составляет 300 тысяч тонн.

Асуанское море — один из объектов сооружения

гигантской одноименной плотины, которая строилась

по проекту и при участии советских специалистов. Море

затопит храм — и бессмертное произведение челове-

ческого гения окажется под водой.

Чтобы не допускать гибели неповторимого шедевра

культуры, был предложен неслыханный по техничес-

кой смелости проект сохранения храма. Трехсоттысяче-

тонный монумент предполагается поднять и установить

на площадке, которая будет возвышаться над уровнем

будущего моря. Строители подрежут скалы, примы-

кающие к храму. Освобожденный от каменной оболоч-

ки и опоясанный могучим бетонным обручем, храм

Рамзеса будет поднят на шестидесятидвухметровую вы-

соту. Так же и на ту же высоту будет поднят и неболь-

шой храм, воздвигнутый в память супруги Рамзеса.

Подъем обоих храмов рассчитан на 70 месяцев, а стой- *

мость работ исчислена в 25 миллиардов франков.

Когда Асуанское море разольется по пятисоткило-

метровой: площади, его волны будут биться у нового

подножия храма.

Наши рекомендации