Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: количественные, порядковые числительные в пределах 20; состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых; десятичный состав

Учащиеся должны знать:
количественные, порядковые числительные в пределах 20;
состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
линии — прямую, кривую, отрезок;
единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Примечания.
1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1—2 единице.
2. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.
3. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.
4. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
5. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.

Математика. Учебник А. А. Хилько Математика 1 класс

Учащиеся должны знать:

  • Количественные, порядковые числительные в пр.20.
  • Состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых.
  • Десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе.
  • Линии – прямую, кривую, отрезок.
  • Единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1к., 1р., 1см., 1дм., 1кг., 1л., соотношение 1дм.=10см.
  • Название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пр.20, присчитывать по 1,2,3,4,5.
  • Выполнять сложение, вычитание чисел в пр.10, в пр.20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5, 10+4, 4+10.
  • Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие.
  • Узнавать монеты, заменять одни монеты на другие.
  • Чертить прямую линию, отрезок заданной длинны, измерять отрезок.
  • Сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно).
  • Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Дата Тема   Кол. час. Реализация обязательного образовательного уровня.
02.09 Один – много, остальные. Учить сравнивать множества, состоящие из 1-го или нескольких компонентов.
03.09 Большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру, равные. Учить сравнивать предметы по размеру.
04.09 05.09 Круг. Сравнение фигур. Познакомить с геометрической фигурой - кругом. Учить сравнивать геометрические фигуры.
06.09 Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой ( равной) длины. Учить сравнивать предметы по длине.
09.09 Широкий – узкий, шире – уже, одинаковой (равной) ширины. Учить сравнивать предметы по ширине.
10.09 Высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой (равной) высоты. Учить сравнивать предметы по высоте.
11.09 Глубокий – мелкий, глубже – мельче, одинаковой (равной) глубины. Учить сравнивать предметы по глубине.
12.09 Толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковой (равной) толщины. Учить сравнивать предметы по толщине.
13.09 Тяжелый – легкий, тяжелее – легче, одинаковые (равные) по тяжести. Учить сравнивать предметы по тяжести.
16.09 Треугольник. Сравнение фигур. Познакомить с геометрической фигурой - треугольником.
17.09 Много – мало, несколько, больше – меньше, столько же (равное количество). Учить сравнивать различные множества предметов.
18.09 Впереди – позади. Учить ориентироваться в пространстве.
19.09 Слева – справа. Учить ориентироваться в пространстве.
20.09 Вверху – внизу.
23.09 Близко – далеко, ближе – дальше, здесь – там.
24.09 Рядом, около, в центре, между, в середине. Учить находить место предмета, относительно др. предметов, используя предлоги: рядом, около, в центре, между, в середине.
25.09 Под, у, над, в, внутри, за, перед.
26.09 Квадрат. Сравнение фигур. Познакомить с геометрическими фигурами. Учить сравнивать геометрические фигуры.
27.09 Положение предметов в пространстве. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
30.09 Сутки: утро, день, вечер, ночь. Дать понятие «сутки». Познакомить с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
01.10 Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Совершенствовать временные представления.
02.10 Быстро – медленно. Учить сравнивать скорость действия.
03.10 Прямоугольники. Сравнение фигур. Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.
04.10 07.10 Число и цифра 1. Дать понятие о числе 1, познакомить с цифрой 1.
08.10 Монета 1 копейка. Познакомить с монетой 1 копейка.
09.10 Число и цифра 2. Дать понятие о числе 2, познакомить с цифрой 2.
10.10 11.10 Числовой ряд 1, 2 и 2, 1. Дать понятие о числовом ряде.
14.10 15.10 Состав числа 2. Познакомить с составом числа 2.
16.10 17.10 Сравнение чисел 1 и 2. Дать понятие об отношении «больше» и «меньше». Учить сравнивать множества предметов.
18.10 Точка. Линии: прямая, кривая. Познакомить с линиями.
21.10 Число и цифра 3. Дать понятие о числе 3, познакомить с цифрой 3.
22.10 Контрольная работа. Проверить знания, умения и навыки учащихся.
23.10 Работа над ошибками. Проработать ошибки контрольной работы.
24.10 25.10 Числовой ряд 1, 2, 3 и 3, 2, 1 Познакомить с прямой и обратной последовательностью чисел.
28.10 29.10 Состав числа 3. Познакомить с составом числа 3 из 2-3 слагаемых.
30.10 31.10 Сравнение чисел 1, 2, 3. Учить сравнивать предметные множества. Познакомить со знаками <, >, =.
  Сложение. Примеры на сложение в пр. 3. Дать понятие об математической операции «сложение». Познакомить с записью примера.
  Вычитание. Примеры на вычитание в пр. 3. Дать понятие о математической операции «вычитание». Познакомить с записью примера.
  Математическая задача: условие, вопрос, решение, ответ. Задачи на нахождение суммы. Дать понятие о математической задаче, о её частях: условие, вопрос, решение, ответ. Учить записывать в тетрадях.
  Задачи на нахождение остатка. Математическая задача. Дать понятие о математической задаче и ее частях. Учить записывать их в тетради.
  Нахождение суммы и остатка. Формировать умение решать простые математические задачи, иллюстрируя их на предметных множествах.
  Число и цифра 0. Дать понятие о числе 0, познакомить с цифрой 0. Закрепить знания о числовом ряде 1-3, 3-1.
  Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. Вводить в речь порядковые числительные.
  Сложение и вычитание в пр.3. Нахождение суммы и остатка. Закрепить умение решать примеры в пр. 3 и простые математические задачи в пр. 3.
  Число и цифра 4. Дать понятие о числе 4, познакомить с цифрой 4.
  Числовой ряд 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-4, 4-1, числовой лестнице.
  Состав числа 4. Познакомить с составом числа 4 из 2-х слагаемых.
  Сравнение чисел в пр. 4. Учить сравнивать предметные множества. Закрепить умение пользоваться знаками <, >, =.
  Сложение и вычитание в пр. 4 Решение задач. Формировать умение решать примеры в пр. 4 и простые математические задачи в пр. 4, записывая в тетрадь и иллюстрируя на предметах.
  Сложение и вычитание в пр. 4. Решение задач. Закрепить умение решать примеры в пр. 4, используя палочки, и простые математические задачи.
  Сравнение чисел в пр. 4. Решение задач. Закрепить умение сравнивать предметные множества, записывая при помощи знаков <, >, =.
  Число и цифра 5. Дать понятие о числе 5, познакомить с цифрой 5.
  Числовой ряд 1-5 и 5-1. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-5 и 5-1, числовой лестнице.
  Состав числа 5. Познакомить с составом числа 5 из 2-х слагаемых.
  Сравнение чисел в пр. 5. Дальнейшее совершенствование умения сравнивать предметные множества, используя знаки <, >, =.
  Сложение чисел, дающих в сумме 5. Формировать умение решать примеры в пр. 5 на сложение.
  Вычитание из 5. Формировать умения решать примеры на вычитание в пр. 5.
  Сложение и вычитание в пр. 5. Решение задач. Закрепить полученные знания, умения и навыки.
  Монета 5 копеек. Соотношение монет 1 к. и 5 к. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. Познакомить с монетой 5 копеек. Учить разменивать монеты.
  Сложение и вычитание в пр. 5. Решение задач. Закрепить полученные знания, умения и навыки.
  Число и цифра 6. Дать понятие о числе 6, познакомить с цифрой 6.
  Числовой ряд 1-6 и 6-1. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-6 и 6-1.
  Состав числа 6. Познакомить с составом числа 6 из 2-х слагаемых.
  Сложение чисел, дающих в сумме 6. Учить решать более сложные примеры (в 2 действия), записывая промежуточный результат наверху.
  Вычитание из 6.
  Переместительное свойство сложения. Познакомить с переместительным свойством сложения.
  Сравнение чисел в пр. 6. Закрепить умение сравнивать предметные множества, используя знаки <, >, =.
  Сложение и вычитание в пр. 6. Решение задач. Закрепить полученные знания, умения и навыки учащихся.
  Число и цифра 7. Дать понятие о числе 7, познакомить с цифрой 7.
  Числовой ряд 1-7 и 7-1. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-7 и 7-1.
  Состав числа 7. Познакомить с составом числа 7 из 2-х слагаемых.
  Сложение чисел, дающих в сумме 7. Совершенствование умения решать примеры на сложение.
  Вычитание 1 и 2 из 7. Совершенствование умения решать примеры на вычитание.
  Сложение и вычитание в пр. 7. Закрепление умения решать примеры в 1 и 2 действия в пр.7.
  Построение прямой линии, проходящей через одну, две точки. Учить проводить прямую линию через одну, две точки.
  Число и цифра 8. Познакомить с с цифрой 8, дать понятие о числе 8.
  Числовой ряд 1-8 и 8-1. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-8 и 8-1.
  Состав числа 8. Познакомить с составом числа 8 из 2-х слагаемых.
  Сравнение чисел в пр. 8. Совершенствование умения сравнивать предметные множества, используя знаки.
  Сложение и вычитание в пр.8. Решение задач. Закрепить умение решать примеры в 1 и 2 действия и простые математические задачи в пр. 8.
  Сравнение чисел в пр. 8. Закрепление умения сравнивать числовые множества, используя знаки <, >, =.
  Сложение и вычитание в пр. 8. Решение задач. Закрепление умения решать примеры в 1 и 2 действия и простые математические задачи в пр. 8.
  Решение примеров и задач в пр.8.
  Геометрические тела. Дать понятие геометрических тел, учить различать геометрические тела.
  Контрольная работа. Проверить знания, умения и навыки учащихся.
  Работа над ошибками. Проработать ошибки контрольной работы.
  Число и цифра 9. Дать понятие о числе 9, познакомить с цифрой 9.
  Числовой ряд 1-9 и 9-1. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-9 и 9-1.
  Состав числа 9. Познакомить с составом числа 9 из 2-х слагаемых.
  Сравнение чисел в пр. 9. Закрепить умение сравнивать числовые множества, записывая с помощью знаков <, >, =.
  Сложение с суммой 9 и вычитание из 9 (1, 2, 3). Совершенствование умения решать примеры на сложение и вычитание в пр. 9.
  Сложение и вычитание в пр. 9. (4). Решение задач. Закрепить умение решать примеры в 1 и 2 действия и простые математические задачи в пр. 9.
  Число и цифра 10. Дать понятие о числе 10, познакомить с цифрой 10.
  Числовой ряд 1-10 и 10-1. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-10 и 10-1.
  Состав числа 10. Познакомить с составом числа 10 из 2-х слагаемых.
  Сравнение чисел в пр. 10. Закрепить умение сравнивать числовые множества, записывая посредством знаков.
  Сложение в сумме 10. Совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание в пр. 10.
  Вычитание из 10.
  Сложение и вычитание в пр. 10. Решение задач. Закрепить умение решать примеры в 1 и 2 действия и простые математические задачи в пр. 10.
  Монета 10 копеек. Соотношение монет 1 к. и 5 к. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. Познакомить с монетой 10 копеек. Учить разменивать монеты, используя 5 к. и 1к.
  Сложение и вычитание в пр.10. Решение задач. Закрепить умение решать примеры и задачи в пр. первого десятка.
  Десяток. Соотношение 1 дес.=10 ед. Дать понятие «десяток», познакомить с соотношением 1дес.=10ед.
  Сравнение чисел в пр. 10. Закрепить умение сравнивать числа первого десятка, используя знаки <, >, =.
  Нахождение суммы. Закрепить умение решать примеры и задачи первого десятка.
  Нахождение остатка.
  Решение примеров и задач. Закрепить умение решать примеры и задачи первого десятка.
  Контрольная работа за год. Проверить знания, умения и навыки учащихся.
  Работа над ошибками. Проработать ошибки контрольной работы.
  Сложение и вычитание в пр. 10. Решение задач. Закрепить полученные знания, умения и навыки учащихся.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

ПРОГРАММА
1 класс

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
названия изучаемых предметов, части предметов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
названия изучаемых предметов, части предметов.

Окружающий мир

Учащиеся должны уметь:

· Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу).

· Участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.

· Составлять простые нераспространенные предложения.

· Распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Учащиеся должны знать:

  • Названия изучаемых предметов, части предмета.
Дата Тема Кол. час. Реализация обязательного образовательного уровня.
03.09 Вот и лето прошло! Уточнить и систематизировать представление учащихся о признаках лета.
10.09 Школьное здание, класс. Правила поведения в школе. Вводное занятие. Познакомить учащихся со школой и классом в школе. Учить составлять предложения, повторять их.
17.09 Классная комната.
24.09 Дежурные в классе.  
01.10 Учебные принадлежности. Дать понятие «учебные принадлежности», познакомить с учебными принадлежностями по таблице. Учить составлять предложения.
08.10 Игрушки. Дать понятие «игрушки», познакомить с игрушками по таблице. Учить составлять предложения.
15.10 Игрушки и учебные принадлежности. Учить делать простейшие сравнения по одному основанию; учить составлять предложения, повторять их.
22.10 Осень. Экскурсия в парк. Формировать умение наблюдать за изменениями в природе. Учить составлять предложения.
29.10 Признаки осени. Учить обобщать данные наблюдений с использованием картинок и делать простейшие выводы.
  Овощи: помидор и огурец. Дать понятие «овощи», познакомить с овощами по таблице. Учить составлять предложения
  Овощи: употребление в пищу.
  Фрукты: яблоко и груша. Дать понятие «фрукты», познакомить с фруктами по таблице. Учить составлять предложения
  Сравнение овощей и фруктов. Учить делать простейшие сравнения по одному основанию. Учить составлять предложения, повторять их.
  Комнатные растения. Дать понятие «комнатные растения», познакомить с комнатными растениями по таблице. Учить составлять предложения
  Уход за комнатными растениями.
  Деревья. Познакомить с деревьями средней полосы России; учить различать их по листьям.
  Зима. Экскурсия в парк. Формировать умение наблюдать за изменениями в природе. Учить составлять предложения.
  Признаки зимы. Учить обобщать данные наблюдений с использованием картинок и делать простейшие выводы.
  Птицы. Внешний вид, части тела. Дать понятие «птицы», познакомить с птицами по таблице. Учить составлять предложения
  Зимующие птицы. Познакомить с зимующими птицами. Дать понятие «зимующие птицы», познакомить с особенностями их жизни зимой.
  Домашние животные. Кошка. Дать понятие «домашние животные», познакомить с домашними животными по таблице, картинкам. Учить составлять предложения.
  Домашние животные: Собака.
  Дикие животные: Волк. Дать понятие «дикие животные», познакомить с дикими животными по таблице, картинкам. Учить составлять предложения.
  Дикие животные: Лиса.
  Сравнение диких и домашних животных. Формировать умение делать простейшие сравнения по одному основанию.
  Признаки весны. Формировать умение наблюдать за изменениями в природе. Учить составлять предложения.
  Семья. Дать понятие «семья». Учить составлять предложения, повторять их за другими.
  Одежда. Уточнить и систематизировать представление учащихся об одежде.
  Уход за одеждой. Учить правильно ухаживать за одеждой.
  Обувь. Дать понятие «обувь», познакомить с видами обуви по таблице, картинкам.
  Уход за обувью. Учить правильно ухаживать за обувью.
  Охрана здоровья. Части тела. Познакомить с частями тела человека. Учить слушать учителя.
  Санитарно-гигиенические навыки. Формировать умение пользоваться предметами личной гигиены.
  Здравствуй, лето красное!  

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Трудовое обучение.

Учащиеся должны уметь:

  • Выслушать и повторить за учителем анализ образца учителя;
  • Сравнивать образец изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом;
  • Пооперационно выполнять работу по словесной инструкции учителя;
  • Пространственно ориентироваться при выполнении на плоскости и объемных изделий с помощью учителя;
  • Показывать и называть: верх, низ, правую и левую стороны листа; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям;
  • Узнавать и анализировать формы предметов с помощью и под руководством учителя;
  • Узнавать и называть формы объемных предметов.
Дата Тема Кол. час. Реализация обязательного образовательного уровня.
02.09 Вводное занятие. Познакомить учащихся с разными материалами, используемыми на уроках труда, с поделками других детей, с инструментами.
Работа с пластилином.
.09 Столбики. Учить скатывать из пластилина столбики равной длины и толщины.
09.09 Лесенка. Закрепить умение скатывать столбики. Учить составлять из них простые предметы.
.09 Вишенки. Учить скатывать из пластилина шарики равной величины.
16.09 Яблоко. Закрепить умение скатывать из пластилина шар. Учить делать вмятины.
.09 Огурец, морковь. Учить изготавливать из пластилина предметы овальной формы, вытягивая заготовку.
Работа с природным материалом.
23.09 Сбор природного материала. Формировать умение собирать необходимый природный материал хорошего качества.
.09 Наклеивание листьев. Учить правильно, располагать предметы на листе бумаги.
30.09 Наклеивание цветов. Учить аккуратно, работать с клеем.
.10 Составление букета. Формировать умение аккуратно работать с засушенным материалом.
Работа с бумагой.
07.10 Бумаги и её свойства. Познакомить учащихся со свойствами бумаги (гнётся, мнется, складывается, рвется, режется).
.10 Коллекция бумаги. Учить различать разновидности бумаги (туалетная, альбомная, тетрадная, бархатная, цветная, картон).
14.10 Вырезание Треугольника, круга. Учить правильно, обводить шаблон и аккуратно вырезать по линии.
.10 Вырезание квадрата, прямоугольника. Формировать умение правильно обводить шаблон и аккуратно вырезать по линии.
21.10 Вырезание самолетика. Формировать умение правильно обводить шаблон и аккуратно и ровно вырезать предмет по линии.
.10 Вырезание дидактического материала. Закрепить умение обводить шаблон и аккуратно и ровно вырезать по линии.
28.10 Пилотка. Учить изготавливать пилотку из бумаги, путем сгибания и складывания, повторяя за учителем.
.10 Изготовление стаканчика для семян. Формировать умение изготавливать стаканчик из бумаги путем складывания и сгибания, повторяя за учителем.
Работа с пластилином.
  Груша, лимон. Учить изготавливать из пластилина предметы овальной формы, вытягивая заготовку из шара.
  Пирамидка. Учить лепить пирамидку из колец. Закрепить умение скатывать столбики равной толщины.
  Рыбка. Учить лепить из пластилина предметы овальной формы, вытягивая заготовку.
  Утенок. Формировать умение лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку, делая вмятины.
  Грибы Закрепить умение лепить столбики. Учить примазывать и расплющивать детали.
Работа с природным материалом.
  Еж. Формировать умение лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку. Учить соединять детали природного материала, втыкая или вдавливая их в пластилин.
  Цветок.
  Мышка. Закрепить умение лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку, соединять детали способом вдавливания.
Работа с цветной бумагой.
  Цепочка. Учить нарезать полосочки равной длины и ширины. Вырезать аккуратно и склеивать.
  Флажки. Учить прикладывать шаблон к сгибу из цветной бумаги, обводить его и аккуратно вырезать 2 детали.
  Изготовление ёлочных украшений. Закрепить умение работать с клеем и ножницами.
Работа с пластилином.
  Лепка букв. Закрепить умение скатывать столбики равной толщины.
  Лепка цифр.
  Стилизованная фигурка человека. Учить изготавливать различные детали, фигурки и соединять их путем примазывания, накладывая и вдавливая.
Работа с природным материалом.
  Птичка. Закрепить умение лепить предметы овальной формы; соединять детали способом вдавливания.
  Кораблик. Учить соединять разные материалы, примазывая их пластилином.
  Сова.
  Снеговик. Закрепить умение лепить предметы шарообразной формы, разные по размеру.
  Макет к сказке «Репка» Закрепить умение изготавливать из пластилина и природных материалов предметы различной формы, соединяя детали путем примазывания, вдавливания, накладывания, сплющивания и т.д.
  Макет к сказке «Колобок».
Работа с бумагой.
  Аппликация снеговика. Закрепить умение правильно обводить шаблоны, аккуратно и ровно по контуру вырезать детали, располагать их на листе альбомной бумаги и аккуратно приклеивать.
  Аппликация домика.
  Аппликация грузовика.
  Орнамент.
Работа с нитками.
  Нитки. Свойства ниток. Познакомить учащихся со свойствами ниток (складываются, рвутся, режутся, изгибаются). Учить различать разновидности ниток: для шитья, вышивания, вязания, украшения и т.д.
  Составление коллекции ниток.
Работа с нитками.
  Витье шнура. Учить вить шнур по показу и инструкции учителя.
  Кисточка к шапочке. Учить изготавливать кисточку к шапке по показу и инструкции учителя.
  Шов «вперед иголкой». Учить выполнять шов «вперед иголкой».
  Шитье по клеточкам Формировать умение шить по бумаге, регулируя длину стежков по клеточкам.
  Шитье по проколам. Учить шить по готовым проколам на плотной бумаге, заранее регулируя длину стежка.
  Вышивание игрушек. Закрепить умение шить стежком «вперед иголкой», регулируя длину стежков самостоятельно.
  Вышивание салфетки.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Изобразительное искусство.

Учащиеся должны уметь:

  • Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.
  • Выполнять рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги.
  • Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии.
  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
  • Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направления штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось).
  • Различать и называть цвета.
  • Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
  • Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
  • Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Наши рекомендации