Числительные количественные, порядковые, дробные

Упражнение 121. Напишите прописью числа и цифровые обо-

значения.

L 8, 11, 17, 34, 68, 79, 327, 888, 1050, 100007, 2/3,

7/8,

2. 8-й, 17-й, 34-й, 79-го, 327-му, 400-й, 668-м, в

1050-м, 23-тысячный, 200-миллионный.

Д л я с п р а в о к . .

1. С л о ж н ы е количественные.числительные (состоящие

из двух основ) пишутся с л и т н о : шестьдесят, семьсот.

С о с т а в н ы е количественные числительные пишутся

р а з д е л ь н о ; в них выделяется столько слов, сколько в числе

имеется значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением

слов тысяча, миллион и т. п.; при этом учитывается слитное на-

писание сложных числительных. Например: тридцать два (32),

четыреста пять (405), три тысячи десять (3010).

Д р о б н ы е числительные (также и смешанные -числа)

пишутся р а з д е л ь н о : три пятых (3/5), две целых и четыре

седьмых (2У?)-

2. Сложные и составные порядковые числительные пишутся

так же, как и соответствующие количественные числительные:

семнадцатый, семьдесят девятый, триста двадцать седьмой. По-

рядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -мил-

лионный, -миллиардный, пишутся слитно: тридцатипятитысяч-

ный, двухсотдвадцатипятимиллионный, двадцатиодномиллиардный

(практически обычно используется цифровое обозначение с

дефисным написанием: 35-тысячный и т. п., особенно при нали-

чии сочетания с половиной: 71J'^-тысячный, вместо «семи с по-

ловиной тысячный»). Слитно пишется слово двухсполовинный.

О падежной форме количественных числительных, образу-

ющих первую часть сложных слов, см. § 24.

3. У числительных пять — девятнадцать, а также двадцать и

тридцать буква ь пишется на конце, а у числительных пятьде-

сят — восемьдесят и пятьсот — девятьсот — в середине слова

(между двумя основами).

Упражнение 122. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Вос...милетнее образование в нашей стране явля-

ется обязательным. 2. В соседней школе имеются три па-

раллельных сед...мых класса. 3. Каждого ученика снаб-

дили четырьмя тетрадями. 4. Наши филателисты ведут

переписку с вос...м...юдесят<..ю вос...м...ю странами.

5. Пешеходы шли по об...им сторонам улицы. 6. В личной

библиотеке студента имеется не то трист..., не то четы-

рест... книг по различным вопросам техники. 7. Раньше

учащиеся оканчивали оди...адцать классов. 8. В большин-

стве стран мира принята десят...ричная система исчис-

ления.

Упражнение 123. Прочтите текст вслух; числа ставьте в соот-

ветствующей падежной форме.

В 1965—1966 учебном году старшеклассники прохо-

дили трудовую подготовку в 1360 учебных цехах и на

1959 производственных участках промышленных пред-

приятий — это в общей сложности 68 734 рабочих места.

Непосредственно при школах работали 3 113 учебно-

производственных мастерских, рассчитанных на 89 041

рабочее место, и 16 709 учебных мастерских — на 482 517

рабочих мест.

Упражнение 124. Перепишите, заменяя цифры словами."

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами.

2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570

книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало

свыше 95 тысяч зрителей. 4. Конькобежные состязания

для мужчин проводятся на дистанциях 500, 1500, 5000

и 10 000 метров. 5. В соревнованиях по прыжкам в воду с

трамплина победила молодая спортсменка с результатом

128,55 балла. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится

ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется

1334. 8. Колхозный фруктовый сад разбит на 690 гекта-

рах. 9. Книга издана с 83 иллюстрациями. 10. В финале

баскетбольных соревнований команда-победительница

выиграла со счетом 78:67.

Упражнение 125. Образуйте от количественных числительных

порядковые.

17, 90, 100, 200, 2000, 25 тысяч, 425 тысяч, 375 мил-

лионов, 21 миллиард.

Упражнение 126. Образуйте от приводимых ниже сочетаний

сложные прилагательные.

20 граммов, 1V2 килограмма, 3 часа, 4 километра,

8 литров, 11 метров, 21 минута, 38 дней, 2500 лет.

Упражнение 127 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку. Объясните написание числительных и сложных слов, име-

ющих в своем составе числительные.

На границе Объединенной Арабской Республики и

Судана высится замечательный архитектурный памятник

древней культуры человечества. Это храм Рамзеса II,

высеченный в скалах 3200 лет назад. Высота храма — 33

метра, ширина — 88 и глубина — 63 метра. Четыре двад-

цатиметровые фигуры восседают у входа в храм.

О размерах этих скульптур можно судить по тому, что

нос скульптуры равен 98 сантиметрам, ухо — 106, а

глаз — 84 сантиметрам. Общий вес величественного со-

оружения составляет 300 тысяч тонн.

Асуанское море — один из объектов сооружения

гигантской одноименной плотины, которая строилась

по проекту и при участии советских специалистов. Море

затопит храм — и бессмертное произведение челове-

ческого гения окажется под водой.

Чтобы не допускать гибели неповторимого шедевра

культуры, был предложен неслыханный по техничес-

кой смелости проект сохранения храма. Трехсоттысяче-

тонный монумент предполагается поднять и установить

на площадке, которая будет возвышаться над уровнем

будущего моря. Строители подрежут скалы, примы-

кающие к храму. Освобожденный от каменной оболоч-

ки и опоясанный могучим бетонным обручем, храм

Рамзеса будет поднят на шестидесятидвухметровую вы-

соту. Так же и на ту же высоту будет поднят и неболь-

шой храм, воздвигнутый в память супруги Рамзеса.

Подъем обоих храмов рассчитан на 70 месяцев, а стой- *

мость работ исчислена в 25 миллиардов франков.

Когда Асуанское море разольется по пятисоткило-

метровой: площади, его волны будут биться у нового

подножия храма.

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Упражнение 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Н...КТО в Запорожье н...чем не заводился и н...чего

не держал у себя: все было на руках у куренного атама-

на (Г.). 2. Н...КТО не мог сказать, чем Дикий Барин жи-

вет; он н...каким ремеслом не занимался, н... к кому не

ездил, не знался почти н... с кем, а деньги у «его води-

лись. Он жил, словно н...кого вокруг не замечал и н... в

ком не нуждался (Т.). 3. Всему велся очень точный учет:

вся компания жила твердой мыслью, что H...KTQ н... у

кого не в обиде, H...KTQ н...кому не должен (Черн.).

4. Ему [Оленину] было прохладно, уютно; н... о чем не

думал он, н...чего не желал (Л. Т.). 5. По-видимому, он

н...кого не боялся, н...чем не стеснял себя и, вероятно,

совсем не интересовался мнением Егорушки (Ч.). 6. На

земле и на небе было спокойно, и ,н...что не предвеща-

ло непогоды (Аре.). 7. Я н...кому не мешал и не нужен

был н...кому (Гладк.). 8. Н...какая сила не могла удер-

жать Сережу Брузжака в подвале (Я. О.). 9. И вдруг уви-

дела н...что такое, что заставило ее умолкнуть {Казак.).

10. Он никогда н... в чем н...кому не отказывал, но и

н...чего не давал (Рыб.).

Для с п р а в о к . У отрицательных местоимений под ударе-

нием пишется не (то же у неопределенных местоимений), без

ударения — ни.

Упражнение 129. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Не презирай совета (ни) чьего, но прежде рас-

смотри его (Кр.). 2. Унынья моего (ни) что не мучит, не

тревожит (Я.). 3. После обеда (ни) кто и (ни) что не

могло отклонить Обломова от лежания (Гонч.). 4. К обе-

ду Герасим пришел, поел и ушел опять, (ни) кому не

поклонившись (Т.). 5. Жил (не) кто господин Долгов с

женой и дочкой Надей (Я.). 6. Тема после болезни от-

дался ощущениям совсем иной жизни, жизни (ни) (в)

чем не схожей с прежней жизнью (Гар.-Мих.). 1. (Ни)

какой спор, (ни) какие развлечения и игры не достав-

ляли мне такого наслаждения, как чтение лекции (Ч.).

8. (Не) (с) кем словом перемолвиться, кругом лес да

вода (Сераф.). 9. В городе (ии) кто не спал (А. Н. Т.).

10. Просьбы об оставлении Федора (ни) (к) чему не при-

вели (Фурм.). 11. Он выяснил, что подходящих детей нет

и завести приятное знакомство почти (не) (с) кем (Кат.).

12. (Ни) кто не любит так белый цвет, как шахтеры, и

(ни) кто так не любит зелень (Горб.). 13. Трудно вести

разговор (ни) (о) чем (Кон.). 14. Заскучаешь без меня,

(не) (на) кого будет ворчать (Саян.). 15. С транспортом

оставили совсем мало ездовых, по одному на (не) сколь-

ко подвод (О. Гончар).

Д л я с п р а в о к. У отрицательных местоимений не и ни

пишутся слитно при отсутствии предлога (никто, нечего) и раз-

дельно при наличии предлога, который ставится между части-

цей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из

трех слов (ни в ком, не с чем).

Упражнение 130. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя

пропущенные частицы не и нц.

1. Спереди Рейнский водопад (...) что иное, как не-

высокий водяной уступ (Жук.). 2. Сей неизвестный со-

биратель был (...) кто иной, как Мериме (П.). 3. (...) что

иное не трогало его (П.). 4. Имя Дубровского было во

всех устах. Все были уверены, что он, а (...) кто иной,

предводительствовал отважными злодеями (П.). 5. Вся-

кий дом есть (...) что иное, как поселенная единица

(С.-Щ.). 6. Оказалось на поверку, что «человечек» (...)

кто иной, как отставнойтгриказный (С.-Щ.). 7. Благосо-

стояние состояло (...) в чем ином, как в спокойном

порядке (Пом.). 8. Самое большое счастье было в том,

что (...) кто другой, а именно он, Тема, первый уви-

дел, что цветок расцвел (Гар.-Мих.). 9. И вдруг понял,

что это в лесу (...) кто другой, а глухарь запел (Пришв.).

10. На мгновение ему показалось даже, что это (...) кто

иной, как Валько, мог дать Володе Осьмухину такое

задание (Фад.). 11. (...) кто другой, кроме диверсантов,

не мог совершить поджога. 12. Больному может помочь

только полный покой, и (...) что иное.

Д л я с п р а в о к . Сочетания не кто иной (другой), как и не

что иное (другое), как имеют значение противопоставления, по-

этому в них пишется частица не. Противопоставление может быть

выражено не только союзом как, следующим за указанными ме-

стоименными сочетаниями, но и союзом а, предшествующим

этим сочетаниям (Разрешение вправе дать директор, а не кто

иной). В предложениях с этими сочетаниями другого отрицания

нет.

Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное

(другое) не связаны с противопоставлением и, как правило,

употребляются в предложениях, где имеется отрицание (Никто

иной более высоких результатов не добьется), реже в предложе-

ниях без отрицания, в присоединительной конструкции (Точ-

ный диагноз может поставить только специалист, и никто иной).

В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется

слитно с местоимением.

Упражнение 131. Перепишите, раскрыв скобки.

1. (Ни) кто и (ни) что его не тревожило. 2. Нельзя

было установить (ни) кто это сделал, (ни) что руково-

дило преступником. 3. В помещении (ни) кого не оказа-

лось. 4. Заведующий клубом долго не мог решить (ни)

кого из артистов пригласить на вечер, (ни) какие про-

изведения современных композиторов включить в про-

грамму. 5. Молодой человек не хотел быть обязанным

(ни) кому и (ни) чему. 6. До последней минуты соревно-

ваний нельзя было угадать (ни) кому достанется пер-

вый приз, (ни) кем будет установлен новый всесоюз-

ный рекорд.

Для с п р а в о к . Следует различать отрицательные место-

имения, которые при отсутствии предлога пишутся слитно с

частицей ни (никто, ничто, никакой и др.), и вопросительно-

относительные местоимения (кто, что, какой) в сочетании с

предшествующей частицей ни: эти сочетания встречаются в при-

даточных предложениях, причем ни выступает в функции союза

и обязательно повторяется. Ср. образование подобных конструк-

ций: Я не помню ни того, что он сказал на собрании, ни того, что

ему ответили другие. — Я не помню ни что он сказал на собрании,

ни что ему ответили другие.

Наши рекомендации