Жанры лирики (на нескольких примерах из произведений)

*ИДИЛЛИЯ

Она чужда надменности и пышности, это своего рода что-то милое, легкое и прекрасное, как пастушка на лугу. Не признает напыщенных стихов.

*Материал не из Буало: эклога - разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сценка из пастушечьей жизни (обычно любовная) в повествовательной или драматической форме. В литературе классицизма считалось, что «идиллия» требует больше чувства, а эклога — действия. Но этого разделения фактически не было. Жанр изжил себя к началу 19 в.

Образцы - Феокрит и Вергилий.

*ЭЛЕГИЯ

Сравнивается с траурно одетой скорбящей женщиной, льющей слёзы. Высокий стих, не дерзкий. Те, кто «пишут о любви, любовью не согреты», - притворны.

*Материал не из Буало: элегия –передающие глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. (Часто это созерцание природы, сопровождаемые философскими раздумьями о жизни, любви т.п.)*

СИЛА элегии – в ЧУВСТВЕ. Но в чувстве НЕПРИТВОРНОМ.

*ОДА

*Материал не из Буало: ода. Стихотворение торжественное, воспевающее, восторженного характера в честь к-л лица или события.*

Ода стремится ввысь, она мужественна, «с богами говорит как равная». Восхваляет атлетов и победителей, первым давая известность, а за вторыми закрепляя величие навеки. Но часто ода «рисует и празднества, веселье и пиры».

Автор«битвы славные и подвиги поет», но он сух, он не будет воспевать, что попало - только то, что достойно восхваления.

*СОНЕТ

Это Аполлон разозлился на поэтов и создал сонет. Строгие законы. Нельзя повторять слова. Вначале 2 катрена. Кончается двумя терцетами (отдельная строфа из трех строк, законченная и самостоятельная как по смыслу, так и по внешним признакам построения, законченная в смысле рифмовки лишь при схеме: aaa, bbb и т.д.). Трудно добиться хорошего сонета, фактически нет таких, которые воистину хороши.

*ЭПИГРАММАСтих сжат, правила легкие: может быть 2 строки с остротами всего. Словесная игра. Придумали итальянцы. Весело и ярко, «сказал – отрезал».

*Материал не из Буало:эпиграмма. Краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.*

*КАЛАМБУРВсем пришелся по вкусу, популярен был очень. Пробрался в другие жанры и типы: в мадригал, в сонет, в трагедию, в элегию , в эклогу , в прозу (Оружьем грозным став судьи и богослова, разило вкривь и вкось двусмысленное слово). «двойной коварный лик». Но потом разум «из серьезных тем» прогнал каламбур, назвав игру словами «безвкусной пошлостью». Оставил его только эпиграмме. Но мысль должна быть видна и сквозь острословие. *

*МАДРИГАЛИзящный, искренний. Возвышенность чувств.

*Материал не из Буало: мадригал –Небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания, написанное вольным стихом.*

*ПОЭМА«В любой поэме есть особые черты, печать лишь ей одной присущей красоты».

*Материал не из Буало:поэма -крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией. Произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Всё проходит через оценку повествователя. Пишется о том, что имеет общечеловеческое значение.*

*БАЛЛАДАЗатейливые рифмы.

*Материал не из Буало:баллада. Повествовательная песня или стихотворение с драматическим развитием сюжета, основа которого – необычный случай, необыкновенная история, отражающая черты человека, его отношения с другими людьми. Элементы загадочного, необъяснимого, недоговоренного, даже порой трагического. Соединение черт рассказа и песни (т.к. вышла баллада из народных преданий). Относительно небольшой объем. Сюжетность. Напевность. Музыкальность.*

*РОНДОНаивность и простота лада.

*Материал не из Буало: рондо - старинная французская стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке. Основанана чередовании главной, неизменяемой темы - рефрена - и постоянно обновляемых эпизодов. Характерен тематический контраст между рефреном и эпизодами, появление связующих построений между рефреном и эпизодами.*

*САТИРАНе злобу сеет, а добро. В ней истина видна. Рубит правду-матку. Богата мыслями, но нет многословия. Разит словами, язвит, бичует, жжет. Острая вещь. Задириста, насмешлива. Но красивая, звонкая, яркая. Гораций гнев умерял её смехом («пред ним глупец и фат дрожали, онемев: назвав по именам, он их навек ославил, стихосложения не нарушая правил»).

*Материал не из Буало: сатира - стихотворный лиро-эпический малый жанр. В наибольшей степени сатира связана с риторикой и публицистикой. Смех сатирика по самой своей природе публицистичен. Это объясняется такими свойствами, как злободневность, связь с общественно-политической ситуацией, несомненная моралистическая направленность.*

*ВОДЕВИЛЬОтчасти вышел из сатиры. Это куплетов бойкий рой. Беззлобно дразнит и весело смеётся.

Но никогда нельзя безбожником быть. Острить на религиозные темы – плохо кончить.

*Материал не из Буало: водевиль - простая незатейливая шутливая песенка народного характера, легкая по мелодической композиции, насмешливо-сатирическая по содержанию.*

Наши рекомендации