Привести примеры по одному литературному произведению на ВСЕ приведенные в лекции жанры эпоса, лирики и драмы - NB

Творческие индивидуальные задания студентам на развитие самостоятельного мышления.

Задания основаны на текстах лекций

Лекция

Тема: Введение в предмет. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука.

1. Написать свои впечатления от произведения: Поэма Н. Матвеевой «Питер Брейгель старший» - поэма может быть эпиграфом как ко всему курсу Введение в литературоведение, так и к любому курсу гуманитарных знаний.

2. Цитата из лекции: «Постигая новые культурные ценности, человек формирует свое жизненное кредо. У меня оно состоит из двух полюсов одного единства, в котором социальное и индивидуальное слито в одной целостности: 1) «Аще и вси, но не аз» - в переводе с церковно-славянского это значит: «Пусть хоть все, но не я» (в случает круговой поруки зла, в которое каждый решает за себя – участвовать или не участвовать?) 2) «Если не я, то кто же?» (лозунг Жанны Дарк необходим в случае, когда никто не хочет совершать мужественный и благородный поступок, и его нельзя требовать ни от кого, кроме как от себя)». - Какое ваше жизненное кредо было сформировано под влиянием вашего приобщения к культуре и литературе? – NB

3. Цитата из лекции: «Филологические (шире – гуманитарные) знания обладают уникальной способностью переходить в самосознание. В этом случае происходит взаимопереход образования и духовного мира человека, профессиональный рост совпадает с личностным ростом, работа («кусок хлеба») становится призванием, мировоззрением, личной жизнью человека. Перечень основных этапов перехода гуманитарных знаний в самосознание:

- внешний мир искусства и культуры → внутренний мир человека,

- внешняя культура → внутренняя культура,

- чужие художественный открытия → собственные открытия личности,

- чужие произведения искусства → часть внутреннего неэмпирического опыта,

- вымышленные события и персонажи → факт личной биографии,

- профессиональный рост = личностный рост,

- духовный мир художников всех времен и народов – личный внутренний духовный мир, кругозор, мировоззрение.

- Таким образом, формируются Убеждения – Поступок – Биография – Судьба – Душа – Карма». - Согласны ли вы с этим тезисом о специфике филологических знаний? - NB

4. «Филология - это служба понимания, это нить Ариадны в истории человечества, это задача спасения человеческого рода» (С.С. Аверинцев) - Как вы это понимаете?- NB

5. «Истину недостаточно знать – по истине нужно жить». - Как вы это понимаете в свете филологических знаний? - NB

6. Философ Э. Фромм (ученик и продолжатель З. Фрейда): «Технически мы живем в атомном возрасте, в то время как эмоционально большинство людей живет в каменном веке». - Как вы это понимаете в свете филологических знаний? NB

7. «Великая мудрость – велика печаль» (Библия) – Но и великая радость? - Согласны ли Вы с этим? - NB

8. Ж. – Ж. Руссо: «Я согласен, что не все взрослые люди с пособны постичь и понять философию, но мне глубоко противна та мысль, что это разница заложена в людях от рождения» - Как вы это понимаете? NB

9. «Кто не видит вещим оком Глуби трех тысячелетий, Тот в невежестве глубоком День за днем живет на свете…» (Гете) – Как вы это понимаете? NB

10. Выписать из литературоведческой и культурологической энциклопедий в словарь терминов определения всех основных научных школ в литературоведении (список их дан в тексте лекции) – NB.

Лекция

Тема: Литературно-художественный образ. Законы типического. Литературное произведение. Содержание и форма.

1. Вспомните подробнее : три ступени познания (восприятие – мышление – практика) и три закона диалектики (отрицание – переход – противоположности) - NB: Напишите, в чем их суть?

2. Приведите примеры из литературы по одному виду каждого образов из всех этих классификаций (виды образов по языку, по форме, по содержанию, по обобщенности) – NB

Лекция

Тема: Тема – проблема – идея литературного произведения

1. Приведите пример «вечной идеи» из любой вашей любимой книги – NB.

2. NB! Творческое самостоятельно задание: выписать лирическое отступление Н.В. Гоголя в тетрадь для лекции (начинается со слов: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? …» ) и описать свое отношение к нему.

3. Приведите примеры «вечных тем» и «вечных проблем» (согласно перечню в тексте лекции) в истории мировой литературы.

4. Приведите примеры разных видов ПАФОСА (согласно перечню в тексте лекции) из прочитанных вами литературных произведениий.

Лекция

Тема: Сюжет и композиция

1. Определите все элементы сюжета в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» - NB

2. Определите все приемы внешней и внутренней композиции в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium», а именно: части композиции, тип сюжетный – несюжетный, событийный – описательный, выделение отдельных приемов композиции, тип их связности. – NB

3. Найти и выписать примеры разных видов внесюжетных элементов композиции в литературе - из любых литературных произведений школьной программы.

4. Выписать примеры разных типов создания интерьера и пейзажа в литературе – из любых литературных произведений школьной программы.

Лекция

Тема: Литературный характер в художественном изображении

1. Вспомните различные классификации образов в литературе и назовите их по принципу группирования разных типов образов (см. Лекция № 3-4) - NB:

2. Охарактеризуйте образ Наташи Ростовой, при создании которого автор использовал все приемы создания образов-персонажей, приведенные в лекции - NB:

3. Охарактеризуйте согласно данному в конце лекции плану своего любимого литературного героя - NB:

Лекция

Тема: Роды и жанры литературы. Эпос. Лирика. Драма.

Привести примеры по одному литературному произведению на ВСЕ приведенные в лекции жанры эпоса, лирики и драмы - NB

Лекция

Тема: Стиховедение и основы стихосложения.

1. Дайте характеристику лирического героя в стихотворении М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…» как носителя авторского сознания, как предмета изображения, как субъекта и объекта художественного сознания, как персонажа.

2. Сделать полный письменный анализ стихотворения А.С. Пушкина «во глубине сибирских руд» (согласно плану в тексте лекции, там же есть пример анализа другого стихотворения).

Лекция

Тема: Язык художественной литературы. Четыре пласта художественной речи.

1. Выписать все приемы 4-х пластов художественной речи – все образы-звуки, все типы образных слов, все виды тропов и фигур – из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (отрывок):

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы».

Лекция

1.Привести по 1 примеру пример литературных произведений (или мифологии и фольклора) всех реалистических и нереалистических направлений в мировой культуре, согласно изложенной в лекции Таблице.

Наши рекомендации