Памятники неолита на ближнем востоке

Докерамический неолит[править | править вики-текст]

См. также: Неолитическая революция и Докерамический неолит

Памятники неолита на ближнем востоке - student2.ru

Археологические памятники Ближнего Востока эпохи первых торговцев обсидианом (очертания Персидского залива на карте являются более поздними, по состоянию примерно на 3000 г. до н. э.)

Период докерамического неолита(около 7500-6000 гг. до н. э.) можно рассматривать как «почти полный» неолит. К этому времени наблюдается завершение перехода к оседлому образу жизни в домах из саманного кирпича или глины. Теперь дома имеют уже не круглое, как прежде, а четырёхугольное основание. По сравнению с круглыми жилищами, прямоугольные можно было расширять, достраивать или пристраивать друг другу. Дома могли располагаться вокруг дворика или в шахматном порядке (последний тип характерен для поселений в Джан-Хасан III в Анатолии или в Букросе на среднем Евфрате).

Весьма важную роль играло межсемейное сотрудничество внутри поселений, в котором в ту пору могло обитать до 250—500 человек. Сенсационным для того времени примером межсемейного сотрудничества было сооружение укреплений неолитического Иерихона: по данной причине Иерихон обычно считается первым в истории городом, хотя хронологически и методологически это неверно. Также в Иерихоне обнаружены ярко выраженные следыпатриархата: черепа предков сохранялись, а на них налеплялись изображения лиц из глины.

Деревни с четырёхугольными домами, культивация травянистых и овощных растений, разведение коз, баранов и свиней (а позднее также коров) характерны для докерамического неолита B в Сирии и Палестине, а также Чайоню иДжафер-Гююк в предгорьях Тавра, Джармо в Курдистане, Тепе-Гуран в Луристане и Али-Кош в Хузистане.

На поселениях положительно отразились новые тенденции (собственность на средства производства и их передача по наследству): если общины натуфийской культуры занимали площадь в 2-3 тыс. кв. м, то в докерамическом неолите A их площадь увеличивается до 2-3 гектаров, а в докерамическом неолите B — до 10 гектаров. В то же время, существовали и относительно отсталые центры: Бейда (Beidha, в Иордании) представляет собой поселение людей, хотя и ведших оседлый образ жизни, но в значительной степени зависевших от охоты. В пустыне Негев иИудейской пустыне всё ещё существовали сезонные поселения охотников. Поселения были совершенно автономными, однако контакты между ними расширялись и иногда покрывали большие расстояния, требовавшиеся для экспорта таких материалов, как строительный камень, металлы, раковины. Развивается торговля обсидианом (из Анатолии и Армении), раковинами из Средиземного, Красного моря и Персидского залива.

Керамический неолит («полный неолит») и кризис VI тыс. до н. э.[

Памятники неолита на ближнем востоке - student2.ru

Зоны влияния различных археологических культур среднего халафского периода, 5600-4500 гг. до н. э. (размеры Персидского залива показаны по состоянию на 3000 г. до н.э):
Культура Хаджи-Мухаммад Самаррская культура Халафская культура Хассунская культура Парахалафская культура Анатолийская керамика Амук D и палестинский керамический неолит B Библ: средний неолит

Период 6000 — 4500 гг. до н. э. обычно называется «полный неолит» или «керамический неолит». Полный переход экономики к натуральному хозяйству (земледелие искотоводство) сопровождается новыми ремесленными технологиями: ткань (которая хотя и не сохранилась, но существование которой доказывается отпечатками на керамике и наличием специфических инструментов для её изготовления, таких, как пряслица),керамика (в частности, керамика стала возникать в окрестностях Загросских гор — она засвидетельствована в Ганджи-Дареи Тепе-Гуране), а также кованая медь (в Чайоню, вблизи крупных залежей в Эргани-Маден). Также отмечается явное усовершенствование и специализация существующих технологий (наконечники стрел, серпы, инструменты для обработки кожи, резки и забоя животных).

Керамика начинает играть важную роль, в особенности в связи с расширением культивации злаков. Однако метод хранения зерён в крупных керамических сосудах-пифосах появится лишь в последующую эпоху: пока что зерно хранится в ямах, которые забрасывают, как только там заводятся насекомые. Керамика используется скорее для приготовления пищи и как посуда (реже — для жидкостей).

Довольно редко встречаются каменные сосуды. По-видимому, были распространены также сосуды из дерева иплетёной лозы (а также плетёные циновки), однако ввиду недолговечности материала свидетельства их существования немногочисленны.

Каменная индустрия постепенно выходит из употребления: исчезают как макролиты, известные со времёнпалеолита, так и более поздние микролиты, вошедшие в оборот в эпипалеолите. На данном этапе сохраняются и всё ещё широко распространены наконечники стрел, скребки и шила для обработки кож, серпы для сбора травянистых растений, лезвия для забоя скота и разделки туш. Не сохранились многочисленные деревянные инструменты (или рукоятки), которые наверняка использовались в сельском хозяйстве.

Животноводство специализировалось на разведении собак (которые использовались как для защиты домов, так и для охоты), коз и овец (которые давали шерсть и молоко, но требовали сезонных перегонов), свиней (которые росли довольно быстро), крупного рогатого скота (дававшего молоко, и выращивание которого не требовало перегонов) и ослов (которых пока ещё выпасали в стадах, но уже начали использовать как рабочий скот).

Поселения начинают распространяться с подножий холмов на Иранское и Анатолийское плато, и наконец люди заселяют Месопотамскую равнину.

Экономика в указанный период основана почти исключительно на земледелии и скотоводстве. Земледелию во многом способствует искусственная ирригация. Возникает размалывание зёрен, улучшаются методы долговременного хранения пищи: обжаривание зёрен снижает их способность к прорастанию и облегчает удаление шелухи. Тем не менее, наряду с выращиванием окультуренных растений сохраняется собирательство (в том числе моллюсков и ракообразных) и охота.

Поселения всё ещё являются автономными, однако начинает формироваться более сложная региональная система: расположению поселений на более близком расстоянии друг от друга способствовали новые технологии культивации, которые сильно повышали урожай и приводили к уменьшению площади отдельных поселений.

Жилища в этот период — только четырёхугольные, выполненные из смеси глины и соломы, в ряде мест встречаются сооружения из каменных или деревянных блоков или кирпичей. Поселения имеют достаточно разбросанную планировку и занимают ненамного большую площадь по сравнению с прежними. Как правило, в каждом поселений жило несколько родов (широких семей) или даже только одна.

В ходе раскопок поселений того периода не обнаружено явных признаков социального расслоения, или по крайней мере в указанный период оно не было заметным. Почти все жилища имели одинаковый размер и конструкцию, а обнаруженные различия были минимальными. Можно предположить, что руководство хозяйством находилось в руках главы рода или старейшин.

В первой половине VI тыс. до н. э. наступает фаза застоя или кризиса, о чём свидетельствует заметное уменьшение археологических материальных свидетельств. Возможно, кризис был связан с периодом засухи, вызванной климатическим изменением.

Бу́го-днестро́вская культу́ра — неолитическая археологическая культура VI тысячелетия до нашей эры[1]. Известна по группе небольших поселений, расположенных возле города Сороки и прилегающих областей Молдавии и Украины, по рекам Днестр иЮжный Буг.

Эволюционировала из местной кукрекской культуры финальногомезолита. На ранней фазе (середина VII тысячелетия до н. э.) носители культуры не были знакомы с керамикой и земледелием, жили охотой на зубров, оленей, кабанов, ловили речную рыбу:плотву, щуку, угря. Около 5800 года до н. э. начали производить оригинальную керамику с примесью толчёных раковин, в основном кувшины с плоским или заострённым днищем, украшенные орнаментом из волнистых линий. Впоследствии попали под влияние старчево-кришской культуры, что выразилось в резком изменении характера керамики, а вместо дикорастущих злаков начали отдавать предпочтение культурной пшенице иполбе.

После 5500 года до н. э. связи со старчево-кришской культурой были утрачены вследствие нашествия носителей культуры линейно-ленточной керамики[2], которые, вероятно, проникли из верховьев Днестра и опустошили весь регион. Местные каменные дома исчезли, население стало жить в длинных домах, и в обиход вошла линейно-ленточная керамика. Впоследствии местный вариант культуры линейно-ленточной керамики эволюционировал в кукутень-трипольскую культуру. Остатки населения мигрировали в ареал днепро-донецкой культуры, где сыграли свою роль в созданиисреднестоговской культуры.

Сурско-днепровская культура (Сурская культура) — археологическая культура раннего неолита, распространённая в районе Днепровских порогов. Датируется V — началом IV тысячетелий до н. э.

Происхождение и исследование

Сурско-днепровская культура сложилась на основе местной кукрекской культуры эпохи мезолита.

Поселения обнаружены на островах Сурский, Шулаев, Стрелецкая Скала близ Днепропетровска, острове Виноградный к северу от Запорожья и др. Отдельные памятники данной культуры известны в Приазовье (Каменная Могила), на реке Орель и на Северском Донце. В целом обнаружено более 20 стоянок с сурской керамикой, погребения неизвестны. Лучше всего исследованы поселения на островах Сурском и Шулаевом, где археологи раскопали полуземляночные жилища.

Памятники, родственные сурским, известны в Крыму (Таш-Аир, Замиль-Коба, Кая-Арасы) и в низовьях Дона (станица Раздорская), где они выделяются в отдельные культурные типы.

В начале IV тыс. до н. э. население сурской культуры в Надпорожье было вытеснено носителями днепро-донецкой культуры, пришедшими сюда с более северных территорий Поднепровья.

Периодизация

Поселения периода формирования сурско-днепровской культуры находились на берегах речек (Васильевка, Собачки).

Следующий период является островным. К нему относятся памятники, которые определяют этнографическую и историческую специфику культуры. Это поселения на островах: Виноградный, Похилый, Волчок, Шулаев, Кизлевый, Сурский, Кодачек и др.; а также ряд поселений на правом берегу Днепра — напротив острова Кодачек и поселения в устье р. Самары напротив Днепропетровска.

В поздний период встречаются поселения двух типов:

· береговые, например, следы поселений в урочище Собачки, на Вольном пороге, два поселения игреньской группы (Игрень V, IV), поселения на острове Дамском.

· островные, располагавшиеся на небольших, удобных для обороны островах (Волчок, Средний Стог, Стрелецкая Скала). В этот период также появляется керамика с гребневым орнаментом, характерная для днепро-донецкой культуры. Указанные изменения свидетельствуют, что в истории сурско-днепровских племён наступил критический момент — появление могущественного претендента на их территорию — племён днепро-донецкой культуры.[1]

Хозяйство

Неолитические формы хозяйства носители этой культуры сочетали с традиционными способами добычи пропитания, в частности, охотой и рыбалкой. Летом эти племена селились на берегах речек, изобиловавших рыбой. Рядом на лугах выпасался скот. На местах поселений обнаружены кости сельскохозяйственных животных — быка и свиньи.

Скотоводству, как свидетельствуют находки, уделялось больше внимания, чем земледелию. Земледелие с трудом приживалось в степной полосе. Местная почва была плодородной, однако её ручная обработка была крайне непростой. В то же время, привлекательность степных просторов состояла в наличии пастбищ, что и обсуловило в этом регионе приоритетное развитие скотоводства.[2]

Орудия труда

Для Сурско-днепровской культуры характерны микролитические изделия из кремня, орудия для обработки древесины (топоры, тёсла и крупные скрёбла), разнообразные остродонные сосуды. Из раскопок стоянок происходит масса костяных предметов — кинжалы, крюки, наконечники стрел, гарпуны и др. Такого количества разнообразных изделий из кости не знала ни одна другая неолитическая культура на территории Украины.

Керамика

Керамика своеобразная, преимущественно остродонная, выполненная из хорошо очищенной глины (иногда с примесями толчёных раковин). Орнамент прочерченный или ямочный. Характерной для данной культуры является также каменная посуда — остродонная или в виде лоханок, иногда украшенная врезным орнаментом. У других культур на территории Украины он не встречается, поэтому является важным этнографическим признаком сурских племён.

Крупнейшие археологеские находки

· Сурская стоянка

· Шулаевськая стоянка

Дне́про-доне́цкая культу́рная о́бщность — восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура 5—3-е тыс. до н. э., переходная к земледелию. Название предложено В. Н. Даниленко в 1956 году и позже принято Д. Я. Телегиным и другими археологами[1].

Экономика и образ жизни

Основное занятие носителей культуры — охота и рыболовство[2]. Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают[3]. Поселения состояли из землянок. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно. Останки посыпали охрой.

Днепро-донецкая керамика сходна с посудой западных субнеолитических культур: Эртебёлле, Свифтербантской и культур французского субнеолита – и отличается от кухонной утвари культуры линейно-ленточной керамики[4], распространившейся в ту эпоху по центральной Европе с Балканским неолитом..

Генетические связи

Сходна с соседними культурами, населявшими бассейны Днепра (Трипольская культура) и Волги, в частности, сСамарской культурой (в среднем Поволжье). Известный специалист в области первобытной археологии Восточной Европы Д. Я. Телегин считал, что источником культуры был мезолит юга Белоруссии[5], то есть достаточно вероятна связь с предшествующей Буго-Днестровской культурой. Культура занимала ареал от Вислы до Днепра, но сторонники курганной гипотезы, распространяя его и на родственные культуры, доводят до Волги и Урала и считают, что носители этого культурного комплекса говорили на праиндоевропейском языке[6]. Днепро-донецкая культура была изначальным очагом для культуры ямочно-гребенчатой керамики, которая распространилась на север, двигаясь через Валдай на территорию Финляндии[7].

Днепро-донецкая культура эволюционировала в среднестоговскую культуру.

Митохондриальные гаплогруппы

У представителей днепро-донецкой культуры были обнаружены митохондриальные гаплогруппы C, C4a2, H, U3, U5a1a и, предположительно, T[8][9][10].

Антропологический облик

Представители днепро-донецкой культуры имели кроманьонский антропологический тип[11

Линейно-ленточной керамики культура (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée, нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK) — наиболее распространенная неолитическая культураЦентральной Европы 5500—4000 гг. до н. э. Первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе[1], относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская).

Название получила по характерному рисунку на керамической посуде[2], состоящей из кубков, чаш, ваз и кувшинов грубой лепной работы, без рукояток, у которых лишь на поздней фазе развития появляются простые или перфорированные рукоятки, плоские днища и горловина[3]. Поскольку соседняя старчево-кришская культура старше LBK, её часто считают источником неолитического комплекса для LBK. Действительно, старчево-кришская керамика обычно украшена орнаментом из нарисованных на ней спиралей, вертикальных и сходящихся линий и т. п. Культура LBK, очевидно, имитировала этот рисунок, но нанесение рисунка было не краской, а вдавлением и нарезанием линий, отсюда и термин «линейная», чтобы отличать крашеную керамику от врезанных линий. Орнамент содержит спирали, треугольники, прямоугольники и другие повторяющиеся геометрические фигуры и не всегда расположен в виде опоясывающей ленты, а может покрывать всю поверхность изделия. Назначением такой посуды было применение в качестве кухонной утвари или для транспортировки пищи и жидкостей.

Характерными сооружениями данной культуры (и её потомков) являются длинные дома и ронделы. Важнейшие поселения:Быланы (Чехия), Лангвайлер и Цвенкау (Германия), Брун-ам-Гебирге (Австрия), Нитра (Словакия), а также ряд поселений на Рейне, Эльбе и в верхнем течении Дуная.

Выделяют два варианта ранней LBK:

· древнейшая или западная, локализованная на среднем Дунае, включая западную Венгрию, и распространявшаяся вниз по Рейну, Эльбе, Одеру и Висле;

· восточная, располагавшаяся в восточной Венгрии.

Кроме них известны также средняя и поздняя фазы LBK. В средней она проникла в ареал буго-днестровской культуры. Поздняя фаза известна как культура накольчатой керамики на Эльбе и Висле. Среди других культур, в той или иной степени являющихся наследниками LBK — Рёссен, Лендьел, Кукутень-Трипольская и др.

История открытия[

КЛЛК открыта немецким археологом Фридрихом Клопфлейшем на базе южногерманских материалов и стала известной научной общественности в 1882 под именем Bandkeramik[4].

География

Культура LBK далеко не сразу распространилась на столь широком пространстве, как это наблюдается к концу периода экспансии. Предполагается, что она сформировалась на среднем Дунае (современные Венгрия, Чехия,Моравия), а затем распространялась вниз по европейским рекам со скоростью примерно 1500 км за 360 лет или около 4 км в год[5]. По какой-то причине носители этой культуры избегали морских побережий и, хотя и достигли устьев Рейна (Элслоо), Эльбы и Вислы, не распространялись по берегам Балтийского и Северного морей. Северные морские побережья остались занятыми мезолитическими культурами рыболовов, которые соседствовали с LBK. На западе эта культура распространилась до Бельгии и долины Сены в районе Парижа, на востоке — Днепра(поселение Вита-Поштова 2 возле Киева)[6], а на юге границей её ареала был Дунай.

Хронология

Имеется множество материалов радиоуглеродного анализа. Основная масса памятников относится к периоду 5600 — 4750 гг. до н. э., хотя, например, в Бельгии LBK появилась сравнительно поздно, ок. 4100 г. до н. э.[7]

Центральноевропейский неолит разделяют на три основные стадии [8][9][10]:

· ранний (6000-5500 гг. до н. э.), связанный с первым появлением производящей экономики в рамках старчево-кришской и буго-днестровской культур;

· средний (5500-5000 гг. до н. э.), ассоциируемый с ранней и средней фазами LBK;

· поздний (5000-4500 гг. до н. э.), представленный поздней LBK и её дочерними культурами.

Последняя стадия не является завершающей, так как после неё выделяют ещё финальный неолит, в ходе которого происходит переход к употреблению бронзы[11]. В других географических регионах даты также могут быть другими.

Происхождение

Наследует традиции Балканского неолита.

Обычно считают, что неолитический комплекс LBK заимствован изстарчево-кришской культуры[12], поскольку раньше всего, примерно в 5600 — 5400 гг. до н. э. линейная керамика появляется на среднем Дунае, на территории старчево-кришских племен. Возможно, она представляла собой локальный вариант раннейстарчево-кришской культуры, обособившийся в бассейне реки Тисапри контакте с местным мезолитическим населением.

Возникновение новой традиции украшения керамической посуды можно проследить в истории неолитического поселения Брун-ам-Гебирге, к югу от Вены. В период от 5550 до 5200 г. до н. э. этот регион был густо населен и застроен типичными для LBKдлинными домами. В древнейших слоях присутствует керамика, типичная для старчево-кришской культуры, а также большое количество изделий из камня, добытого в районе озера Балатон в Венгрии. Со временем использование этих изделий уменьшается, а керамика становится типичной для LBK.

Некоторые авторы тем не менее считают, что LBK имеет местное происхождение от локальной мезолитическойкультуры[13]. Действительно, хотя старчево-кришская культура присутствовала в южной Венгрии ок. 6000 г. до н. э., она исчезла за ~ 500 лет до появления в этом регионе LBK[8][14]. Кроме того, виды культурных растений, возделываемых в рамках указанных неолитических культур, не идентичны, а предшествующая LBK мезолитическая культура использовала дикорастущий лён и злаки. К западу от LBK культура Ла-Огетт также самостоятельно занималась одомашниванием местной флоры и фауны.

Ещё одна гипотеза происхождения линейной керамики увязывает её с влиянием мезолитических культур Восточной Европы, где керамическую посуду широко использовали для сбора дикорастущих растений[15].

Способ распространения LBK, постепенно занимающей все новые площади в долинах рек, дает почву для гипотезы о подсечно-огневом земледелии, которое практиковали носители этой культуры. Судя по находкам раковин средиземноморского моллюска Spondylus, и форме посуды, напоминающей тыкву, которая не была распространена в Центральной Европе, население, по меньшей мере, частично, состояло из иммигрантов или имело регулярные контакты со Средиземноморьем[16].

Причины, по которым старчево-кришская культура исчезла в Венгрии, остаются неизвестными, но они не могли быть климатическими, так как климат к северу и к югу от Дуная, где эта культура сохранялась, практически одинаковый. Скорее здесь имела место конкуренция культур и активное вытеснение старчево-кришских племен из ареала культуры LBK.

Наследниками культуры линейно-ленточной керамики считаются культуры Рёссен, Лендьель, Кукутень-Триполье,Боян,[17], а также Баденская и воронковидных кубков и культура накольчатой керамики.

Антропологический облик

А. Г. Кузьмин пишет, что по своему облику население культуры ленточной керамики относилось ксредиземноморскому типу[18].

К северу от Кёреша обитала популяция, антропологически характеризуемая как кроманьонцы группы В[19] или «протонордический кроманьоидный тип»[20]. Этот антропологический тип не идентичен предковой популяции кроманьонцев верхнего палеолита, но представляет собой сходную с ним остаточную популяцию с физическими характеристиками несколько отличающимися как от исходных кроманьонцев, так и от средиземноморского типа, характерного для старчево-кришской культуры, или всех остальных популяций человека в прилегающих регионах. Это ещё раз указывает на различия между исходными носителями LBK (кроманьоидного типа) и её носителями в период экспансии. Очевидно, распространение культуры LBK не было связано со сколько-нибудь заметными переселениями народов, скорее культуру воспринимали соседние с неолитическими мезолитические племена.

Генетические исследования

Анализ 24 останков из 16 мест в Германии (22), Австрии (1) и Венгрии (1)[21] показал, что у шести человек была редкая митохондриальная гаплогруппа N1a — процент этой гаплогруппы намного превышал её процент среди современного населения, а в настоящее время этот субклад гаплогруппы N почти исчез. Происхождение этого субклада остаётся спорным — он мог относиться как к древнейшему населению Европы эпохи палеолита, так и к неолитическим мигрантам, какими были носители культуры линейно-ленточной керамики, однако в любом случае — к доиндоевропейскому населению. Данный вывод подкрепляется исследованием Цоффмана: поскольку субклад N1a исчезает, по-видимому, в неолите местное население было генетически «подавлено» более многочисленными вторженцами с другим генетическим набором. Семь образцов принадлежали к гаплогруппе Н или V[22], пять — к гаплогруппе Т, четыре — к ветви К (U8), одна — к гаплогруппе J и один — к гаплогруппе U3. Другое исследование, где проводилось сопоставление различных неолитических культур Балкан, показало, что несмотря на их значительное генетическое сходство, N1a встречалась исключительно у культуры ЛЛК[23].

У представителя культуры линейно-ленточной керамики из венгерского местонахождения Apc-Berekalja I, жившего примерно 4950—5300 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа C6 и митохондриальная гаплогруппа K1a3a3. У представителя восточной культуры линейно-ленточной керамики (Alföld Linear Pottery) из венгерского местонахождения Kompolt-Kigyósér, жившего примерно 4990—5210 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа C6 и митохондриальная гаплогруппа J1c1[24]. Эта Y-гаплогруппа сейчас тоже крайне редка; встречается, в основном, на юге Европы, но даже там её доля ничтожна.

Общество

Общество LBK рассматривается как матрилокальное[25]. Велико было значение женского мотыжного сельскохозяйственного труда. Однако анализ погребений свидетельствует что пожилые мужчины (старейшины) также имели высокий социальный статус. Каждый поселок был автономен. Вооружения и укрепления не обнаружены.

Религия и погребения

Погребения племен LBK разнообразны. Одни захоронения несут следы кремации, другие содержат скорченные на боку скелеты, посыпанные охрой. Однако по крайней мере одно захоронение (Херксхайм) указывает на практику массовых убийств и каннибализма[26].

Как и у всех доисторических культур, система верований носителей LBK в точности неизвестна. Тем не менее, присутствие изображений Богини-матери позволяет сделать обоснованные предположения о наиболее распространенном среди них культе, унаследованном ещё из палеолита. Этот культ был привнесен граветтской культурой из западной Азии и южной России[27] кроманьонцами и представлен в Европе многочисленными находками палеолитических «венер». С переходом к неолиту женские изображения появляются на вазах, в могилах, а также в древнейших мифах и обычаях Европы. На севере Богиня-мать считалась покровительницей животных, зерновых, прялок и ткацкого станка, дома, а также жизни и смерти[28].

Однако культ Богини-матери не был единственным, так как среди фигурок попадаются и андрогинные[29][30].

Жилища

Количество жилых построек в поселении обычно не превышало десяти. Расстояние между ними составляло около 20 м. Численность населения посёлка могла достигать 100 человек. Селения могли быть одиночными или группировались в агломерации площадью до 20-25 км²[31]. Поселения, как правило, не были укреплены, их нередко покидали и вновь возвращались. Тем не менее, встречаются и поселения, укреплённые палисадом и рвом[32]. Иногда встречаются останки человеческих костей, повреждённых оружием[33], что указывает на ритуальные убийства, наказания за нарушение законов племени или столкновения между жителями. В большинстве селений такие следы не обнаружены[34].

Основной тип сооружений — длинный дом, прямоугольная постройка примерно 5,5 — 7 м в ширину, длина которой была произвольной (дом в Быланах достигал 45 м в длину). Стены строили из плетня, обмазанного глиной, иногда из расщепленных брёвен, укреплённых дубовыми столбами. Крыши со скатом, крытые соломой, опирались на три ряда таких столбов[31]. По обыкновению на полу жилья и рядом с ним были выкопаны 1-2 ямы для хозяйственных целей, глину из которых использовали для покрытия стен. Некоторые дома использовались до 30 лет[35].

По меньшей мере, часть жилья использовали для содержания скота, для которого с одного конца длинного дома огораживали скотный двор. Среди особенностей планировки поселений следует отметить также круглые канавы, которые едва ли могли использоваться для оборонительных целей. Они, по-видимому, были дренажными и концентрировались со стороны скотного двора. Воду брали из рек, родников и колодцев[36].

Изнутри длинный дом разделяли перегородками на две или три части, одну из которых, очевидно, использовали для скота[35]. Мусор выносили регулярно и сбрасывали в ямы вне дома. Работы с кожами и камнем, от которых было много отходов, выполняли вне дома. Судя по остаткам керамики, каждый длинный дом имел собственную традицию, а помещение керамики в могилы, обычно женские, указывает, что её, по-видимому, изготовляли женщины.

Хозяйство

Сельское хозяйство

Основным занятием племен LBK считается подсечно-огневое земледелие. Они селились в долинах рек, наиболее плодородные земли которых использовали для выращивания пшеницы и бобовых. Реже возделывали ячмень, просо,рожь и другие культуры. Поля были небольшими, их размер сравним с огородами[37]. Для изготовления тканей и веревок использовались лён и пенька. Позже из Средиземноморья был привнесен мак. Кроме того, разводиликрупный рогатый скот, а также в меньших количествах свиней и коз. Охотились, но собак использовали сравнительно мало. Основные объекты охоты — олень и кабан. Прибегали также к собирательству и рыболовству. На остатках поселений обнаруживают каменные топоры и зернотерки. Обнаружение в погребениях раковин Spondylos свидетельствует о торговых отношениях с южными приморскими племенами.

Племя могло оставаться в обжитом регионе сотни лет до тех пор, пока естественный рост населения не приводил к утилизации под посевы всех доступных для земледелия земель и истощению почвы. Тогда люди переселялись в менее населенные регионы. Например, в районе Веттерау (Гессен) культура LBK существовала около 400 лет. Вначале здесь было только 14 селений, 53 дома и 318 человек, а под конец — 47 селений, 122 дома и 732 человека, после чего численность населения внезапно упала до начального уровня. Земель, доступных для земледелия, у общины ещё было достаточно, из чего исследователи сделали вывод, что лимитирующим фактором была доступность пастбищ для скота[38]. При сравнении с относительно многолюдными неолитическими городамиБлижнего Востока можно заключить, что там население жило преимущественно на зерновом питании, а культура LBR — на мясо-молочном хозяйстве.

Керамика[

Племена этой культуры использовали глиняную посуду шарообразной формы, которая имела тонкие стенки и была украшена геометрическим или спиралевидным орнаментом. Отсюда и название культуры — линейно-ленточной керамики.

Орудия труда

Основными материалами для изготовления орудий труда быликремень и обсидиан[39]. Кремень добывали на юге Польши, обсидиан — в горах Бюкк и Татры. В этих регионах жители специализировались на горном деле и изготовлении изделий из камня, которые экспортировали во все остальные регионы, населенные племенами LBK, что косвенно указывает на относительную этническую однородность культуры.

Какие-либо признаки использования металла отсутствуют. Зерновые жали деревянными серпами с каменными лезвиями. Каменные топоры в виде кельтов использовали как для рубки леса, так и в качестве оружия. Найдены также многочисленные остатки каменных ножей и скребков.

Наши рекомендации