Основные тенденции развития культуры в ХХI веке: футурология о глобальном моделировании культуры ХХІ в

С 20 века начался период Новейшего времени. С этого времени идет активное формирование глобальной культуры через формы диалога культур Востока и Запада.

В 80 гг. сформировалось два основных подхода в определении тенденций развития мировой культуры:

· Западный образец как единственный и классический формат развития истории (Ф.Фукуяма)

· Существование множества противостоящих друг другу цивилизаций (С.Хантингтон). Данная теория поддерживается и русскими философами П.Щедровицким и Е.Островским. В основе этой теории лежит принцип ухода от географической составляющей к принципу культурного своеобразия.

Основные положения работы Хантингтона:

1. Модернизация отделена от вестернизации – Распространения западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей цивилизации в точном смысле этого слова, ни к вестернизации не-западных обществ;

2. относительное влияние Запада снижается, не-западные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур;

3. возникает новый мировой порядок, основанный на цивилизациях: общества, имеющие культурные сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую оказываются бесплодными; станы группируются вокруг ведущих или стержневых стран своих цивилизаций.

4. универсалистские претензии Запада все чаще приводят к конфликтам на линиях разлома.

5. выживание Запада зависит от того, подтвердят ли вновь американцы свою западную идентификацию и примут ли жители запада свою цивилизацию как уникальную, а не универсальную.

Глобальная политика имеет свою историю:

· период редких контактов народов или отсутствия их;

· около 1500 г.н.э. – глобальная политика приобрела два направления: взаимодействия народов западной Европы друг с другом и взаимодействие народов Западной Европы с народами других территорий;

· с началом «холодной войны» -- мир разделен на три части: Евро-американская цивилизация, советский Союз и его союзники, и развивающиеся страны;

· с конца 80-х ХХ века – идеологические, экономические и политические различия между народами уступают место по своей значимости в разделенности мира различиям культурным.

В современном мире, в котором культура стала главным критерием специфики, можно выделить несколько тенденций:

· страны с разной идеологией, но общей культурой объединяются (Корея, Германия);

· общества с общей идеологией, но разной культурой стремятся к разъединению (СССР, Югославия);

· страны с похожей культурой стремятся к экономическому и идеологическому союзу (Европейский Союз, Беларусь и Россия).

До ХХ века по Хантингтону мир делился:

· цивилизация и варвары;

· Восток-Запад;

· Север-Восток,

· Центр –периферия;

· У мусульман – ал-ислам и дар ал-ислам;зоны мира и зоны войны

· Богатые страны и бедные.

Если человек 19 века – человек с чувством собственного достоинства, хозяин жизни, при чем преуспевающий, склонный к соперничеству, накопительству, эксплуататорству, авторитаризму, агрессии и индивидуализму, то Человек 20 века – сотрудник, потребитель, со стандартными вкусами массового мышления, прогнозируемая личность, готовая к управлению, но обладающая долей свободы в собственном поведении. Человек 20 века – отчужденная (Фромм) личность, сводящая свое восприятие мира к абстракциям и количественным характеристикам: при описании бедствия называют ущерб в рублях, сам себя представляет как носитель функции в обществе (Я – врач, Я – журналист и т.д.). Человек ХХ века – бюрократ, относящийся к предмету своей деятельности только как к объекту возможного потребления. Человек потребляющий – это тот, кто потребляет не руководствуясь своими потребностями и эстетическим вкусом, а вовлечен в процесс манипулирования оценками и чувствами. Главным в потреблении становится не использование продукта, а сам акт обладания им. Символом времени стал Турист с его камерой, который только фотографирует мир, но сам ничего не видит. Процессуальность потребления проявляется в кретином характере потребления, растянутом во времени.

Кевин Уорвик в книге «Наступление машин. Почему миром будет править новое поколение роботов»: (Авторизованный перевод с англ. Е.В.Кокуриной. – М.: МАИК Наука/Интерпериодика, 1999. – 240 с.) пишет, что «у нас лишь одно преимущество – интеллект, и, как следствие, -- абстрактное мышление и способность к творчеству» (С.25). Таким образом, человек понимается как живая машина, способная мыслить пока еще лучше, чем машина неживая. Бог создал,по Уорвику, Адама и Еву, наделив их программой – системой генов. Об этом же пишет еще один американец Ричард Докинз.

Уорвик считает, что «…именно интеллект ставит людей выше всех животных и других существ на Земле и позволяет людям сохранять свое господство и контролировать ситуацию. Подчеркиваю, интеллект, а не сознание» (76). Он считат, что власть машин на Земле возможна потому, что человек скоро создаст машины с более совершенным интеллектом, чем у человека. В действительности же речь идет только о расширении возможностей человеческого разума и постижении его границ. Человека отличает от машины не интеллект, а сознание, наполненное духовностью. Загадка человека в его душе, а не в разуме. Это душа питает разум, а не разум душу.

Но важно разгланичить понятия интеллекта и сознания, и только потом выделять в них уровни наследственного или приобретенного характера.

Интеллект – это технология, алгоритм обработки информации.

Сознание – духовное свойство и способность человека разумно оценивать себя и сою деятельность.

Интеллект характеризуется скоростью, объемом, памятью, нахождением связи и т.д.

Сознание характеризуется глубиной, широтой, способностью оценивать.

Таким образом, интеллект работает с количественными характеристиками, а сознание – с качественными.

Сознание – это состояние, в котором мы пребываем большую часть своей жизни, когда способны проявлять активность собственной личности, корректировать, управлять своими действиями, направлять свои желания или бороться с ними.

Глобализация проявляется в нескольких направлениях:

· Рациональность во всем. Например, магдональдс как учреждение в котором все направлено на такую организацию обслуживания, чтобы пропускать за день как можно больше посетителей, что способствует увеличению прибыли;

· Исчисляемость всего, цифровыя модель, переход от качественных характеристик к количественным;

· Стремление к предсказуемости, которая гарантирует стабильность;

· Управление по принципу сети, когда нет единого руководителя

Наши рекомендации