Как выглядели висячие сады?
Каждая из террас, которых, по-видимому, было семь, представляла собой самостоятельный сад, отсюда и название во множественном числе – „висячие сады». И, тем не менее, все семь террас образовывали единое целое. По внешнему краю каждой террасы росли вьющиеся и ползучие растения, которые переходили с одной террасы на другую и таким образом объединяли все семь самостоятельных садов в единый ансамбль. Он напоминал большую, круто поднимающуюся вверх зеленую гору с густой массой деревьев, кустов, живых изгородей и цветов, которые, казалось, висят или парят, отчего сады и прозвали „висячими».
В летнее время, когда температура воздуха доходила до 50° С, рабы непрерывно качали воду из колодцев и подавали ее в многочисленные небольшие каналы, по которым вода стекала через всю систему с верхней террасы вниз.
Там были миниатюрные речки и водопады, на маленьких прудах плавали утки и квакали лягушки, пчелы, бабочки и стрекозы перелетали с цветка на цветок. И в то время, как весь Вавилон изнемогал под палящим солнцем, сады Семирамиды пышно цвели и разрастались, не страдая от зноя и не испытывая недостатка влаги. Такой резкий контраст, возможно, и явился причиной того, что сады Вавилона попали лишь на второе место в
списке Семи чудес света.
Лучшие математики и зодчие обдумывали проект, лучшие строители
воплощали его в жизнь Висячие сады Вавилона моложе пирамид.
Они строились в те времена, когда уже существовала "Одиссея" и возводились греческие города. Сады знаменуют собой закат ассиро-вавилонской державы, современницы древнего Египта.
И если пирамиды пережили всех и живы сегодня, то висячие сады оказались недолговечными и пропали вместе с Вавилоном.
В архитектурном плане Висячие Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая - 34 м. Главный сад был разбит на верхней террасе. Террасы сообщались между собой винтовыми лестницами. Внешние части террас служили галереями, внутренние — гротами, украшенными цветным кафелем и фресками.
Для удержания влаги плоская крыша состояла из пластов камыша и асфальта, затем кирпича, смешанного с гипсом, далее следовал свинцовый ковер, который должен был выдержать тяжесть плодородной земли, на которой разбивали сад с высокими деревьями. Этот способ устройства основания при сооружении садов на крышах дошел до наших дней.
Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм.
В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев.
Относительно больше известна ландшафтная архитектура античности (VI в. до н.э. — IV в. н.э.). Удивительно полная слитность греческих городов с природой, с ландшафтом достаточно хорошо известна. Акрополи и театры греческих и эллинских городов Пелопоннеса и Малой Азии, составлявшие центры городских композиций, как бы вырастают из ландшафта.
Греческие сады были многочисленными, но очень небольшими, занимая внутренние дворики — атриумы жилых домов. Фигурное, часто мозаичное мощение, небольшие водоемы, цветы и кустарники в ящиках и кадках образовывали маленькие островки живой природы в системе ковровой застройки.
Греческие и эллинские города дают интересные примеры пространственной организации крупных улиц и общественных площадей-агор. Классическими примерами пешеходных улиц могут служить улицы Эфеса — Торговая и Куретус. Торговая улица, шедшая из гавани к грандиозному театру, господствовавшему над всем городом, формировалась двумя колоннадами по обеим сторонам. Колоннадами обычно окружались и агоры. Греки умело использовали вертикальную планировку площадей, расчленяя их пространство с помощью протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок. Прекрасный образец таких агор дает Приена. В формировании открытых пространств греческого города активно участвовали скульпторы.
В характере ландшафтной архитектуры Греции и Рима прослеживается преобладание двух разных тенденций соотношения деятельности человека с природой. Эти тенденции связаны с общими различиями в художественной культуре двух крупнейших народов и государств, существовавших одновременно в Средиземноморье на рубеже нашей эры. Произведениям греческой архитектуры и искусства свойственно стремление к гармонии с природой. Римляне в отличие от греков противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения.
Садово-парковое искусство Рима существовало в форме садов при домах и усадьбах. Скромные сады в атриумах городских жилых домов были похожи на греческие. Они хорошо известны по материалам раскопок в Помпее (I в.). Иными предстают сады в загородных усадьбах римской знати. Несметные богатства, стекавшиеся в Рим из завоеванных стран вместе с рабами, позволяли строить роскошные виллы и дворцы, окруженные декоративными и утилитарными садами.
Римские аристократы имели часто по нескольку вилл. Описание таких загородных имений оставил известный римский историк I в. н.э. Плиний Младший. Его вилла в Лаурентинуме в 30 км от Рима стояла в живописном месте на берегу моря, окруженная садами и сельскохозяйственными угодьями. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. В композицию садов включали перголы, крытые аллеи, непременными элементами садов была декоративная скульптура, скамьи, фонтаны. Исключительно широким был ассортимент деревьев, кустарников, цветов. Плиний Старший, живший в I в. до н.э., описывает тысячу различных растений, известных и культивировавшихся в то время. Рисунок Виллы Плиния Младшего в Лаурентинуме, ок. 100 г. до н.э.
Важным качеством прогулочного сада была его связь с окружающим пейзажем: с его террас открывались панорамы окрестностей. Средняя и нижняя части Апеннинского полуострова имеют ярко выраженный горный рельеф и исключительно красивое побережье, особенно западное, где преимущественно и размещались виллы. В садах Рима, а потом и Италии мастерски использовался рельеф. На склонах гор формировались системы террас, соединенных лестницами и пандусами. На террасах разбивали регулярные сады, вода, текущая с гор, использовалась для устройства бассейнов, фонтанов, искусственных водопадов и каскадов. Такие сады на рельефе получили впоследствии название «итальянских». Этот термин, равно как и термины «французский» и «английский» сады, нельзя считать строго научным, однако он достаточно точно и образно передает характер композиции сада.
Самая знаменитая и богатая вилла «Тибуртина» около Рима в Тибуре (117 – 138 гг. н.э.) принадлежала поклоннику греческого искусства императору Адриану. По повелению императора тысячи рабов расчищали место для парка, насыпали холмы, создавали искусственные озера. Адриан задумал воспроизвести все поразившие его места: афинские Академию и Лицей, египетский храм Сераписа, греческие и римские театры. Предполагается, что весь ансамбль занимал площадь 5 кв. км.
Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.
Особым размахом отличались сады при императорских виллах-дворцах. Наиболее известна вилла Адриана в окрестностях Рима в Тиволи. Построенная первоначально в 117—138 гг., она неоднократно расширялась и достраивалась, не имея единого плана. Вилла представляла собой пестрый конгломерат зданий, террас с разбитыми на них садами, водоемов и статуй. Все это находилось на крутых склонах речной долины и представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и многочисленные сооружения (библиотека, театр, колоннады, портики), возведенные со свойственным Риму размахом. Композиционной связи между этими устройствами не прослеживается.
В долине размещался пейзажный парк, носивший название «Долина Времени», в честь легендарного леса, росшего у подножия горы Олимп. Авторы романтических садов Европы XVIII в. без сомнения вдохновлялись идеей Долины Времени у виллы Адриана. История сохранила свидетельства широкого развития ландшафтной архитектуры Древнего Рима в самом современном ее понимании. На рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа построил в Риме большие термы с садами, 700 бассейнов, 500 фонтанов, акведуки.
Искусство строительства акведуков, мостов, дорог было поразительным. И сейчас служат людям мосты Адриана, Фабриция и Цестия в Риме, пригодна для движения на больших участках знаменитая Аппиева дорога. По всей Европе и Ближнему Востоку разбросаны остатки акведуков. К сожалению, за редким исключением, на все эти сооружения, отличающиеся высокими эстетическими достоинствами, обращается еще очень мало внимания.
Большинство применяющихся сейчас приемов устройства регулярных садов, сочетания искусственных сооружений с природой, использования земли, воды и растений для создания искусственной среды получили начало еще в античный период. Античная школа ландшафтной архитектуры оказала прямое и сильное воздействие не только на Европу, ее влияние распространилось на многие регионы мира.
В государствах Древней Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами, симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы, а иногда и центры городской жизни. Уже в 5 в до н.э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев.
С 4–3 вв до н.э. при жилых домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельная скульптура. Общественные регулярные парки были важным элементом многих древнеримских градостроительных структур. Сады, обычно окруженные колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитектурных форм, большую роль в садово-парковом искусстве играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники. Кроме скульптур и фонтанов, излюбленными малыми формами были лёгкие трельяжные изгороди, беседки и перголы, покрытые вьющимися растениями.
Особенно типичными для садово-паркового искусства того времени были садики перистилей, возникновение которых, было тесно связано с растущей урбанизацией античного общества, обусловившей возросшую тягу к природной среде.
Эпоха феодализма
Ландшафтная архитектура феодальной эпохи носила уже совершенно иной характер. Прежде всего, существенно расширяются границы нашего познания о ней и о ее важнейшей отрасли — садово-парковом искусстве. В сферу изучения входят новые регионы — Средняя, Южная и Восточная Азия. Первые достоверные сведения о ландшафтной архитектуре этих регионов относятся к середине первого тысячелетия нашей эры, т.е. ко времени начала европейского средневековья. И каждый из них представляет собой свой особый мир, обусловленный особенностями социальной жизни, экономики и идеологии его стран. И, тем не менее существуют некоторые общие черты в характере феодальной культуры всех стран, вне зависимости от их географического положения, национальных и религиозных особенностей.
В период раннего феодализма на первом плане находилась церковь, и развитие культуры, искусства и науки шло в рамках религиозной идеологии. Искусство садов, как и все другие виды искусства, служило, прежде всего, церкви. Только позднее, с укреплением абсолютизма и с возникновением обширных феодальных империй искусство разведения садов приобретает, как и в античности, светский характер. Особенно этот процесс усиливается с началом развития капиталистических отношений, совпавшим в Европе с эпохой Возрождения. В это же время после долгого перерыва вновь появляется искусство сознательного формирования городских открытых пространств — площадей, улиц, зеленых насаждений.