Висячие сады Семирамиды

Вися́чие сады́ Семирами́ды — одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения — Висячие сады Амитис (по другим источникам — Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы[1]. Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон, возле современного города Хилла. Согласно альтернативной версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек, могли находиться в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в начале VII века до н.э

Висячие сады Семирамиды - student2.ru

Цветная гравюра голландского художника XVI века Мартена ван Хемскерка, изображающая «Висячие сады Семирамиды» с «Вавилонской башней» на заднем фоне.

Современная история садов Семирамиды связана с именем археолога из Германии Роберта Кольдевея. Занимаясь раскопками древнего Вавилона с 1899 года, в один из дней он натыкается на странное не типичное для данной местности сооружение. Так, например, своды имели другую форму, выложены камнем, вместо обычного кирпича, присутствовали подземные сооружения, а главное, была найдена интересная система водоснабжения из трех шахт.

Очевидно, что постройка такого типа использовалась для каких-то особенных целей. Кольдевею оставалось это выяснить. Он смог понять, что все сооружение представляло собой некий водоподъемник для беспрерывной подачи воды наверх. Помощь ему сыграли упоминания писателей античности, в которых говорилось, что камень в Вавилоне использовался всего лишь в двух местах. Одно из них, у северной стены Каср, археологу удалось обнаружить ранее. Другое же место было полулегендарным, речь шла о находке одного из 7 чудес света садов Семирамиды.

Основные упоминания древности о садах Семирамиды связаны с именем грека Ктесия. Но в силу замеченных за ним использованиям преувеличений и фантазий, почти все наши сведения об этом чуде света являются спорными и недостоверными.

В античности образ Семирамиды всплывает довольно часто. Согласно многих легендам Семирамида была храбрым воителем и строителем с отличным архитектурным вкусом. По одному из преданий она была дочерью русалки Атаргатис, являющейся лунной богиней, и обычного человека. По другим рассказам Семирамиду с рождения оставили родители, и ее воспитанием занимались голуби.

На самом деле под именем Семирамиды у греков понималась ассирийская царица Шаммурамат, жившая примерно в 800 году до нашей эры. После смерти мужа Шамши-Адада V, ей пришлось взять власть полностью в свои руки, до достижения совершеннолетия своего сына. Но и после его вступления на царский трон, за Шаммурамат сохранился титул царицы. И не случайно, так при ней было укреплено государство, расширены границы путем завоевания Мидии.

Висячие сады Семирамиды - student2.ru

Но все же, чудо света сады Семирамиды, по мнению современных исследователей, не могли быть связаны с самой Шаммурамат. По более правдивой версии это чудо было подарено жене Навуходоносора II Амитис через двести лет после царствования Семирамиды. По легенде Навуходоносор для войны с Ассирией заключил союз с царем Мидии. После победы для подкрепления союза он женился на дочери мидийского царя. Но жизнь в пустынном Вавилоне была несравнима с гористой и полной зелени Мидией. Чтобы порадовать и утешить свою жену Навуходоносор и приказал построить эти вечно зеленые сады в городе. Так что полное название этой постройки, скорее всего, «висячие сады Амитис».

Висячие сады Семирамиды - student2.ru

Заключение

Древнейшие народы Передней Азии внесли существенный вклад в историю искусства Древнего Востока. Зодчие и художники нашли решения целого ряда принципиальных вопросов архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. В монументальных зданиях, несмотря на их простые и тяжелые, приближающиеся к кубическим формы, выработалось определенное понимание архитектурной массы и ее членения. Хотя масса в архитектуре Двуречья играла главную роль, преобладая над внутренним пространством, существенным достижением было применение свода, что открывало новые возможности для пространственных решений. В синтезе зодчества и изобразительных искусств определяющее значение имела архитектура, но значительное развитие получили монументальная скульптура и живопись. Образ человека занял очень большое место в изобразительном искусстве. Несмотря на узкоклассовые задачи, которые рабовладельческая знать и жречество ставили перед искусством, оно отразило многие существенные стороны действительности, в некоторые (хотя и недолгие) периоды подымаясь до подлинно реалистических исканий (как во времена Саргона Древнего, Нарамсина и Гудеа или во времена Ашшурбанипала). Искусство как средств.о художественного познания реального мира стало по сравнению с первобытным искусством на более высокую ступень, соответствующую новым условиям жизни общества и его успехам в овладении силами природы.

Наши рекомендации