I. Организационный момент. П. Речевая разминка

П. Речевая разминка

Лисицы лают.

Глухомань.

Лежит в листве под липой

Лань.

Лань в глубине холодных вод

Лениво, но легко плывет.

Луна

Лучится, как латунь.

Лягушкой лакомится

Лунь.

Летит заблудшая пчела.

Легла на лес ночная мгла.

(В. Лунин)

—Прочитайте стихотворение птичьим базаром.

—Все ли слова вам понятны? (ЛАНЬ — животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью. ЛА­ТУНЬ — сплав меди с цинком и другими элементами. ЛИНЬ — пресноводная рыба семейства карповых с широким и толстым слизистым телом.)

—Прочитайте, разделяя на слоги.

—Прочитайте орфографически.

—Прочитайте орфоэпически.

—Прочитайте с ускорением.

—Прочитайте скороговоркой.

— Попробуйте выучить за 1 минуту.
(Читают несколько человек.)

III. Работа над сказкой

1. Проверка домашнего задания.

I. Организационный момент. П. Речевая разминка - student2.ru Дома вы должны были подумать над тем, сколько сюже­тов в этой сказке. (Их два. Первый о розе и жабе, второй — ] о брате и сестре.)

—Сегодня мы разберемся в этих сюжетах.

2. Беседа по содержанию первого сюжета.

— Найдите сюжет о розе и жабе. Можем ли мы сказать, что
они противопоставляются друг другу? Объясните свой
ответ, докажите отрывками из текста.

(Дети зачитывают отрывки из сказки.)

—Мы видим контраст, они совершенно не похожи друг на друга. Подумайте, какими чувствами наделяет автор розу и жабу?

—Почему жаба хотела уничтожить розу?

3. Беседа по содержанию второго сюжета.

—Найдите второй сюжет сказки.

—Охарактеризуйте мальчика и его сестру. Подтвердите свои характеристики цитатами из текста.

—Кто из них главный герой сказки?

—Как автор относится к своему герою, выберите подходя­щие слова (с любовью, состраданием, нежностью, без­различием, равнодушием, презрением, юмором).

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над сказкой

1. Беседа о взаимосвязи сюжетов сказки.

—В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когдарозу срезают для мальчика.)

—Подумайте, почему писатель объединил в своей сказке ис­тории розы и мальчика. Что их сближает?

(Если у ребят возникнут затруднения в этом вопросе, то помочь им понять при помощи следующих вопросов.)

—Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того как расцветет, она умрет? (Наверняка знала, ведьмы тоже зна­ем, что человек умирает и когда он умирает.)

—Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подби­ралась к ней? (Ей было неприятно. Она мечтала умереть другой смертью.)

—Понимал ли мальчик, что умирает? (Скорее всего, да, ведь ему было очень тяжело.)

2. Беседа о встрече розы и мальчика.

—Перечитайте момент, когда мальчик и роза встретились.

—Какие чувства испытывала роза при этом? (Она была сча­стлива, что осчастливила другого.)

— Что роза считала самым лучшим происшествием в жиз­
ни? {Когда маленькая слезинка сестры упала на цветок.)

3. Беседа об эмоциональной атмосфере сказки.

—Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печа­лью, светлой грустью?

—Можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведала высушенная роза», «После­дняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»?

VI. Итог урока

— Какова основная мысль произведения?

Домашнее задание:придумать и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки.

Уроки 1-2. П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; от­рабатывать навыки правильного выразительного чтения; обо­гащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Посмотрим на выставку ваших книжек-самоделок. Ин­тересные формы вы придумали. Послушаем несколько ваших сказок.

(Остальные учитель собирает на проверку. Самые лучшие из них будут использованы на обобщающем уроке.)

III. Введение в тему

— Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с
творчеством которого мы ознакомимся на уроке.

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Балаган. 2. Кошка. 3. Рожки. 4. Сирота. 5. Выс­леживать.

IV. Рассказ учителя о жизни и творчестве П. П. Бажова
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая

серая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выгля­дит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходя­щих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума — словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

I. Организационный момент. П. Речевая разминка - student2.ru А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни род­ного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на за­водах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в тол­стую тетрадь всё, что они ему рассказывали — были и небыли­цы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопи­лось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стра­не произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с вин­товкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов сно­ва достал свои заветные тетради. И они стали заполняться но­выми записями. К этому времени он был журналистом. Ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводим. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали ору­жие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чу­гуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы приро­ды, только отважным и чистым душой людям удается проник­нуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано раз­гадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые переходят от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Ураль­ские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы, как назвал их автор.

Они были радостным открытием для всех читателей — от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед му­жеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так назы­вали в уральских сказах таких людей.

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цве­ток», многочисленные произведения музыки, скульптуры,

I. Организационный момент. П. Речевая разминка - student2.ru живописи. Слава нового и необыкновенного сказочника ра­зошлась по всей стране, вышла далеко за ее пределы.

V. Физкультминутка

Наши рекомендации