I. Организационный момент. П. Речевая разминка
П. Речевая разминка
Лисицы лают.
Глухомань.
Лежит в листве под липой
Лань.
Лань в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна
Лучится, как латунь.
Лягушкой лакомится
Лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
(В. Лунин)
—Прочитайте стихотворение птичьим базаром.
—Все ли слова вам понятны? (ЛАНЬ — животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью. ЛАТУНЬ — сплав меди с цинком и другими элементами. ЛИНЬ — пресноводная рыба семейства карповых с широким и толстым слизистым телом.)
—Прочитайте, разделяя на слоги.
—Прочитайте орфографически.
—Прочитайте орфоэпически.
—Прочитайте с ускорением.
—Прочитайте скороговоркой.
— Попробуйте выучить за 1 минуту.
(Читают несколько человек.)
III. Работа над сказкой
1. Проверка домашнего задания.
— Дома вы должны были подумать над тем, сколько сюжетов в этой сказке. (Их два. Первый о розе и жабе, второй — ] о брате и сестре.)
—Сегодня мы разберемся в этих сюжетах.
2. Беседа по содержанию первого сюжета.
— Найдите сюжет о розе и жабе. Можем ли мы сказать, что
они противопоставляются друг другу? Объясните свой
ответ, докажите отрывками из текста.
(Дети зачитывают отрывки из сказки.)
—Мы видим контраст, они совершенно не похожи друг на друга. Подумайте, какими чувствами наделяет автор розу и жабу?
—Почему жаба хотела уничтожить розу?
3. Беседа по содержанию второго сюжета.
—Найдите второй сюжет сказки.
—Охарактеризуйте мальчика и его сестру. Подтвердите свои характеристики цитатами из текста.
—Кто из них главный герой сказки?
—Как автор относится к своему герою, выберите подходящие слова (с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором).
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над сказкой
1. Беседа о взаимосвязи сюжетов сказки.
—В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когдарозу срезают для мальчика.)
—Подумайте, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?
(Если у ребят возникнут затруднения в этом вопросе, то помочь им понять при помощи следующих вопросов.)
—Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того как расцветет, она умрет? (Наверняка знала, ведьмы тоже знаем, что человек умирает и когда он умирает.)
—Так почему же она боялась погибнуть, когда жаба подбиралась к ней? (Ей было неприятно. Она мечтала умереть другой смертью.)
—Понимал ли мальчик, что умирает? (Скорее всего, да, ведь ему было очень тяжело.)
2. Беседа о встрече розы и мальчика.
—Перечитайте момент, когда мальчик и роза встретились.
—Какие чувства испытывала роза при этом? (Она была счастлива, что осчастливила другого.)
— Что роза считала самым лучшим происшествием в жиз
ни? {Когда маленькая слезинка сестры упала на цветок.)
3. Беседа об эмоциональной атмосфере сказки.
—Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?
—Можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведала высушенная роза», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»?
VI. Итог урока
— Какова основная мысль произведения?
Домашнее задание:придумать и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки.
Уроки 1-2. П.П. Бажов. «Серебряное копытце»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Посмотрим на выставку ваших книжек-самоделок. Интересные формы вы придумали. Послушаем несколько ваших сказок.
(Остальные учитель собирает на проверку. Самые лучшие из них будут использованы на обобщающем уроке.)
III. Введение в тему
— Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с
творчеством которого мы ознакомимся на уроке.
(Кроссворд см. в приложении.)
Ответы: 1. Балаган. 2. Кошка. 3. Рожки. 4. Сирота. 5. Выслеживать.
IV. Рассказ учителя о жизни и творчестве П. П. Бажова
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая
серая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума — словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь всё, что они ему рассказывали — были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.
И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. Ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводим. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.
Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые переходят от поколения к поколению.
В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы, как назвал их автор.
Они были радостным открытием для всех читателей — от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в уральских сказах таких людей.
По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры,
живописи. Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране, вышла далеко за ее пределы.
V. Физкультминутка