Старший дошкольный возраст
Методика ознакомления дошкольников с книжной графикой.
Изучением восприятия детьми графических образов занимались такие ученые как Казакова Т.Г., Горунович Л.Б., Братская Т.Б., Теплов Б.М.и др. Золотой фонд советской русской книжной графики: Ю. Васнецов, Е. Чарушин,
Я. Рачов, В Лебедев, В Конашевич.
Ознакомление дошкольников с произведениями книжной графики начинается в младшем дошкольном возрасте.
Психологи, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми графических образов, дети выбирают яркие изображения, с возрастом их больше привлекает реализм в изображении. Художественное (эстетическое) восприятие характеризуется эмоциональным и интеллектуальным возбуждением. Художественное восприятие - это осмысленное восприятие содержания. В первую очередь мы видим на графической работе предмет, изображение пространства, образ, а не линии, пятна, штрихи. При рассмотрении иллюстрации дети эмоционально воспринимают образ, детям доступны средства выразительности графики, это значит, что они могут соотносить цветовое пятно, линию с характеристикой образа. Иллюстрация является художественным средством, которое помогает более полно воспринимать литературный образ.
Восприятие произведений графики - стимул для развития детского творчества, так как дети в своих рисунках пользуются теми же выразительными средствами, что и художники-графики.
Младший дошкольный возраст.
Задачи:знакомить с доступным детскому восприятию видом изобразительного искусства – книжной графикой, содействовать развитию интереса малышей к иллюстрациям, желание рассматривать цветные иллюстрации совместно со взрослыми и самостоятельно; учить узнавать образы: кто, что изображено, что делают герои, цвета, основные и дополнительные детали, связь изображения с текстом.
Рекомендуемая тематика:иллюстрации к книге «Ладачки-ладки» В. Басалыги, Е Лось, Н. Поплавской; Е. Лось к книгам «Малышок», «Калыханки»; В. Сутеева к сказкам «Кто сказал «Мяу», «Цыпленок и утенок» и др.
Происходит только процесс листания, отсутствует запоминание, дети не умеют видеть и замечать. Надо учить детей рассматривать иллюстрации. Процесс ознакомления с книжной графикой должен быть специально организован.
Основные приемы работы: беседа, вопросы, обыгрывание, драматизация, использование музыкальных компонентов.
При ознакомлении с книжной графикой детей 3-4 лет можно за один раз рассматривать несколько иллюстраций, предусмотреть повторный просмотр иллюстраций. По времени нужно ориентироваться на заинтересованность детей.
Дети этой возрастной группы могут увидеть характер героев (добрый, злой, хитрый). Поэтому задаются вопросы не только на узнавание образа, но и определение характера героев. Воспитатель комментирует ответы детей и побуждает их фантазировать. Учить детей замечать характер героев через цвет, жесты, позу, выражение лица, глаз и т.д. В этом возрасте предлагается рассматривать следующие произведения: иллюстрации Елены Лось к сборнику "Колыбельные", иллюстрации Юрия Васнецова и Е. Рачова, рисунки В. Конашевич к сказкам К.Чуковского и др. Главное условие - конкретность, верность тексту.
Для детей 5-го года жизни знакомим со средствами художественной выразительности в произведениях книжной графики (цветное пятно, линия, штрих, композиция), учим понимать связь между характером художественного образа и избранными художником средствами выразительности.
Занятие по ознакомлению детей с книжной графикой целесообразно продолжить в практической деятельности, связать с графическими возможностями детей
Старший дошкольный возраст
Задачи: продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности, обращать их внимание на особенности изобразительных материалов, которыми работают художники-графики, стиль художника. Детям старшего дошкольного возраста уже понятны некоторые выразительные средства, с помощью которых художник создает образы в книжной графике. Приемы, которые способствуют восприятию детьми этих выразительных средств следующие:
- чтение художественных произведений, адекватных по содержанию иллюстрациям, которые дети рассматривают;
- объяснения, с помощью которых воспитатель учит понимать взаимоотношения героев, их настроение, язык жестов, мимики, движений;
- вопросы, направленные на выяснения взаимосвязи содержания и средств выразительности, которыми пользовался художник (например, можно было бы нарисовать эту иллюстрацию другими цветами? А что бы тогда произошло?).
- прием вхождения;
- игры-инсценировки, мини-представления по сюжету иллюстрации.
Только в группе в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание иллюстраций; осознавать средства художественной выразительности, понимать своеобразие манеры художника, весь этот опыт и знания проявляются в практической деятельности старшего дошкольника.
Перед тем как вводить детей в мир книжной графики, стоит рассказать о творчестве одного из художников графиков, затем продемонстрировать иллюстрации. Каждая новая книга рассматривается всесторонне: обложка, заставки, иллюстрации. Однако внимание детей сосредотачивается преимущественно на иллюстрациях: цветовом решении композиции, позах героев, динамике действий, стилевых особенностях, общем настроении изображения.
Содержание иллюстрации связывается с текстом. Книжная графика широко используется на занятиях по изобразительной деятельности. Например, перед рисованием на темы "Радуга", "Краски лета" полезным будет рассмотреть" разноцветную книгу" С. Маршака, иллюстрированную В. Лебедевым (каждая страница книги выполнена в каком-то одном цвете).