Культурологические идеи философии психоанализа. Структурализм и постструктурализм о культуре
Культура как проблема психоанализа (Фрейд, Юнг, Хорни).
Одним из влиятельных иррациональных направлений является психоанализ. Основы этого направления были заложены З.Фрейдом. Основные идеи психоанализа Фрейд изложил в работе "Психология бессознательного", "По ту сторону принципа удовольствия", "Неудовлетворенность в кул-ре". Осн. понятия учения Фрейда - понятия бессознательного. Фрейд пришел к выводу о том, что бессознательное - главное в психике человека, определяет все его поступки и действия. Бессознательное - совокупность психичес. состояний, операций, не представленных в сознании субъекта. Эта та сфера психики, где сосредоточены все первичные влечения и желания человека, которые имеют чисто природное происхождение. Для их обозначения используется термин либидо. Фрейд исследует структуру психики человека. Он считает, что психич. мир чел-ка включает 3 слоя (инстанции): 1. бессознательное - оно; 2. сознание - я (разум, память, мышление и иные процессы ориентированные на рациональное отображение внешнего мира. Если Я руководствуется принципом реальности, то ОНО исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между Я и ОНО); 3. сверх-я - цензор всех поступков - внутреннее усвоенные индивидом требования и нормы культуры. Осуществляет цензуру желаний ОНО.
Фрейд исследует динамику функционирования психики. Инстинктивные импульсы, прошедшие цензуру сверх-я реализуются в действии. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного. Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт).
Сублимация - использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного.
В 20 веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии - неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр. Известная работа "Архетип и символ". С 1906-1913 г.г. - ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том, что типичные образы, являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид., но и коллективное бессознательное. Оно имеет не природный, а культурный характер, сформировалось на заре человеч. истории в коллективном психическом опыте. Коллективное бессознательное - опыт прошлых поколений, запечатлевшийся в структурах мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют первичные структуры, формы - архетипы. Архетипы - наиболее общая схема чел. мышления и поведения. Они находят выражение в символич. образах, кот. обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, худ. творчестве, сновидениях. Таким образом Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биол. путем.
Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры. Также как и Фрейд Юнг считает, что современный чел., гордящийся своим сознание и волей отнюдь не явл. господином своей собственной души. Напротив, он находится во власти таящихся в ней бессознательных сил - "демонов души". Фрейд считал, что существует постоянный антагонизм (противоречие) природного и культурного начала в человеке и чел. душа разрывается между своей изначальной природой и требованиями культуры. Юнг же считал, что чел. не должен игнорировать бессознательное. Он должен находить для него адекватное культурно символич. выражение. Юнг полагал, что архетипы дарят чел. вдохновение. Если для Фрейда бессознательное - это вместилище вытесненных, неприемлемых для общества желаний, то для Юнг это главный резервуар культуры, хранилище ее первообразов. Культура должна вести не борьбу, а диалог с бессознательным, чтобы обеспечить целостность чел. души. Юнг считал, что в традиционных культурах такой диалог существовал. С развитием цивилизации, рационализации жизни этот диалог утрачивается, рушится прежний символич. мир уходит в прошлое культурное выражение архетипов, наступает "ужасное символическая пустота". Подавление глубинного, мифо-поэтич. слоя психики поверхностным научно-техническим сознанием является главной причиной возникновения индивидуальных и коллективных неврозов, кот. проявляются в соц. политич. конфликтах, войнах, терроризме.
Со временем человек, стремясь спастись от символической пустоты обращается к восточным культурам. Но зап. культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел. души. Юнг считал, что нужно найти цивилизованные формы выражения индивид. и коллектив. бессознательного, чтобы оно не выражалось в соц. опасных формах.
К. Хорни - соц. психолог, культуролог, представитель "культурного фрейдизма". Опираясь на психоанализ Фрейда, Хорни вела с ним постоянную полемику. Если Фрейд считал, принципов здоровой психики стремление к удовольствию, акцентировал роль бессознат. инстинктов рассматривал культуру как продукт сублимации нереализованных желаний, то Хорни переносит центр внимания в сферу сознания, ответственности и ценностных ориентаций.
Хорни считала, что природа чел. пластична, а структура влечений зависит от той же культуры, в кот. чел воспитывался и живет. Различные культурные типы личности зависят от условий, места и времени. Вопреки Фрейду Хорни считала, что конфликт между Я, ОНО, СВЕРХ-Я не универсальны, а зависят от воспитания и системы ценностей. Особенности характера зависят не столько от раннего детского опыта, сколько от сознательной целеустремленной активности личности. Хорни упрекает Фрейда в том, что он не разделил биопсихические и культурные источники неврозов. Невроз - это не только столкновение разнонаправленных влечений, а чаще всего столкновение ценностных ориентаций, сформированных культурой.
Хорни пришла к выводы, что неврозы нередко порождаются противоречиями в культуре.
Кроме того, любая активная творческая деятельность в науке, искусстве, политике может приводить к неврозам потому, что в творчестве есть риск не самореализоваться.
Симптомы неврозов могут возникать в результате преувеличения каких-либо норм социальных потребностей и их непропорционального развития. Все многообразие потребностей Хорни разделила на 3 группы: к людям; от людей; против людей.
Структура и степень развития этих потребностей формирует характер чел-ка: преобладает тип "к людям" - безынициативная личность и т.д.
Другой механизм возникновения неврозов Хорни связывает с неправильной самооценкой личности, формированием идеализированного образ Я, с неспособностью соизмерять свои возможности с реальностью. Пути преодоления неврозов - это религия, самореализация человека, в проф. Деятельности, постоянный самоанализ, само коррекция своего поведения, сближение реального и идеализированного образа Я.
Структурализм и постструктурализм в культуре
Структурализм - направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структ-ма связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. Де Соссюра, который рассматривал язык как знаковую систему, в результате чего лингвистика становилась частью новой науки семиотики, изучающей жизнь знаков. Соссюр сосредоточил внимание на изучении внутренних механизмов, внутренних взаимодействий между элементами языковой системы, а в дальнейшем методы исследования структурной лингвистики были перенесены в другие гуманитарные науки. А в середине 60-х гг. 20 века структурализм сформировался как философское направление сначала во Франции, а затем в др. западных странах. Лидером французского струк-ма считается ученый-этнолог К. Леви-Стросс. Другие: М. Фуко, Р.Барт. Работы Леви-Стросса посвящены изучению культуры первобытных племен, их брачно-родственным отношениям, образу жизни, мышлению, мифологии. Основная работа - "Структурная антропология". У нас в России структурный семиотический подход применял Ю.М.Лотман.
Структура - это совокупность скрытых отношений, выявляемая силой абстракции. При этом происходит абстрагирование от специфики элементов той или иной системы. В них учитываются только реляционные свойства, т.е. свойства, зависящие от положения в системе и отношений между ее элементами. Для струк-ма характерно перенесения внимания с элементов и их собственных природных свойств на отношения между элементами и соответствующие им реляционные свойства. Выделенная таким образом структура позволяла использовать методы формальной логики и математики, возможности электронно-вычислительной техники. Одним из основных положений является принцип синхронии, который заключается в том, что для выявления структуры объекта надо отвлечься от его развития и рассматривать его составные части и элементы как существующие в один момент, т.е. синхронически. Для струк-ма характерен способ мышления по средством оппозиций. Целая часть, внутренняя и внешняя, центр - периферия, власть - подчинение, высокое - низкое, массовое - элитарное искусство. Четкое разграничение разных уровней и форм культуры. Струк-м должен дополняться другими научными методами и, прежде всего, сравнительно историческим диалектическим методом.
Постструктурализм формируется в середине 70-х гг. 20 века в рамках франц. философской школы. Основы заложили Делёз, Лиотар, Деррида. Постструктурализм - философская основа постмодернизма, одной из его составных частей
Основные положения постструк-ма:
- Внимание к проблемам текстологического плана. Культура - совокупность текста. Деррида высказал мысль о первичности письменности перед звуковой речью и выдвинул принцип деконструкции, исключающий возможность установления для текста какого-либо единственного, устойчивого смысла. Постструк-ты сводят познание к пониманию и истолкованию текстов, а поскольку каждый истолковывает текст по своему, то провозглашается плюрализм человеческих истин и относительность наших знаний.
- Негативизм. Все, что раньше считалось надежным, устоявшимся, определенным объявляется несостоятельным, неопределенным. Провозглашается плюрализм, отсутствие интегративных идей, отказ от понятия прогресс, как в теории, так и в культурной жизни. Понятие "прогресса" заменяется "рост" и "распространение", образным выражением которого служит термин "резома". Резома - беспорядоченное распространение, отсутствие приварирующего направления, регулярности.
- Характерен отказ от способа мышления по средством оппозиции, характерный для струк-ма. Исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного, стирается четкая граница между разными видами и уровнями культуры. Пример, настоящий Запад. Исчезает оппозиция центр - периферия, что означает утрату центрального положения Запада в современной культуре.
- Стираются пространственные и временные границы, происходит обращение к прошлому, подражание старым стилям. Наиболее ярко это проявляется в архитектуре. В постмодернизме отсутствуют ведущие худ. стили и школы, стремящиеся подчинить себе всю область худ. творчества.