Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв

Среди многих феноменов человеческого бытия постклассическая философия особым образом выделяет язык. Интерес к нему можно проследить во многих философских течениях, однако центральной проблемой он становится в философии структурализма и постмодерна (последняя является синтезом идей постструктурализма и деконструктивизма).

Структурализм возник в литературоведении и искусствоведе­нии в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследо­вания и решения проблем социогуманитарного знания, он высту­пает с претензией на универсальность своего подхода. Формирование этого направления связано с именами Фер­динанда де Соссюра (1857-1913), Клода Леви-Стросса (1908-…), Жака Лакана (1901-1981), Мишеля Фуко (1926-1984) и др. Ф. де Соссюр был основателем структурной лингвистики, которая рассматривает язык как внутренне структурированную взаимосвязанную систему значений. Слова получают свой смысл (значение) по их отношениям к другим словам языка, а не благодаря их отношению к тем вещам, которые они обозначают. Поэтому нет смысла изучать происхождение слов или связь языка с внешним миром и сознанием. К. Леви-Стросс применил этот подход к культуре, заявив, что ее мы должны понимать как структуру, работающую точно так же, как язык. Когда человек мыслит, он строит образ мира, окружающих объектов и самого себя по образцам культуры, по ее логическим связям и смыслам. Сознание и поведение человека запрограммированы «языком» культуры, к которой он принадлежит.

На рубеже 70-х гг. XX в. развитие структуралистского движения приводит его виднейших современных представителей к отказу от установок структурализма, и он трансформируется в пост­структурализм. Основные критики структурализма - Деррида, Фуко, Барт, Кристева, Делёз, Лиотар – при всем разнообразии позиций работали на обоснование нового принципа мышления, который ос­новывается на множественности смыслов. Это полный отход от лозунга первой, самой древней школы милетской философии: «ищи во всем одно» (что стало потом установкой всей классической рациональности). Теперь выражение «корень какой-то проблемы» бессмысленно, так как это так называемая «риэома» – огромное спутанное корневище без главного корня. Характерными чертами постструктурализма являются критика классического логоцентризма и бинаризма (выделения противоположностей, противопоставления объекта и субъекта). Постструктурализм развил процедуры децентрации, детерриториализации, деконструкции. Детерриториализация означает, что современный человек потерял свое стабильное место в пространстве глобальной цивилизации, и поэтому вводится новая категория – «не место».

Деконструктивизм явился переходной стадией к постмодернизму. Это исследова­тельская установка, которая рас­шатывает старые понятия, чтобы заново что-то обосновать. В качестве принципа исследования используется «шизоанализ». Его задача – разрушить общепринятые смыслы и струк­туры, раскрыв за ними принципиальную бесструктурность и бес­сознательность. Особое место в деконструктивизме занимает творчество Ролана Барта (1915–1980). Его понятие «смерти автора» стало центральным звеном постструктурализма и деконструктивизма: текст сам по себе настолько важен, что автором вообще можно пре­небречь, он сделал свое дело – создал материал для дальнейшей интерпретации.

Философия постмодерна выступает как синтез постструктурализма и деконструктивизма. Выглядит это как расщепление традиционной сис­темы текстов, с их четкой структурой и героями. Каж­дый человек может составить себе из этих фрагментов некий собст­венный коллаж. При этом деконструктивизм в качестве текста мо­жет рассматривать буквально все. Цитатное и комментирующее мышление становится основой литературной деятельности. Центральным смысловым стержнем философии постмодерна выступает негативное отношение к научному мышлению, а в более широком контексте – к рациональной традиции в целом. Причем критика основана не на показе слабостей рационального под­хода к анализу некоторых проблем, а на трактовке рациональности как образца, «навязанного» человечеству.

Для описания сложного комплекса явлений, происходящих в современной культуре, используется термин «постмодернизм». В нем отражается тенденция разрушения «старой» культуры как системы отдель­ных локальных культур и стремление создать на этой базе иное образование, основанное на неизмеримо более широком комму­никационном пространстве, которое одновременно включает фраг­ментарное восприятие культуры отдельным человеком. Это умо­настроение эпохи, когда человек устал читать толстые тексты (неважно, что это – образцы литературы или философии) или не имеет для этого времени, поскольку практически все время отведено усвоению все новых фрагментов культуры. С этой точки зрения вполне объясним феномен «мыльных опер». Человек не имеет возможности и времени держать в голове всю структуру (идею автора) и следить, как она разворачивается. Наблюдение вместо рассужде­ния – вот одна из установок такой культуры. Причем особенность восприятия такова, что человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неоконченности (как это было бы в случае прерывания чтения клас­сического романа), а также вновь с любого места войти в нее. Этот феномен современной массовой культуры можно обозначить как «клиповое», фрагментарное сознание.

Заслуга постструктурализма заключается в том, что он не уходит от анализа проблем подобного рода, как недостой­ных внимания профессионального философа, обратил внимание на значимость тех явлений, которые оставались долгое время вне сферы философского анализа. Все явления, внутри которых живет человек, обретают культурный смысл и значение. Эта установка, отвергая классические тради­ции, поворачивается лицом к субъекту, к его переживаниям и проблемам.

Наши рекомендации