Традиции и приемы испано-мавританского сада

В облике садов ислама, в их масштабах существует значительное разнообразие. Знаменитые сады Альгамбры, построенные между 1350 и 1500 гг., были очень небольшими по размеру. Сады, окружающие дворец, представляют собой регулярные композиции. Подобно другим средневековым садам Европы, они находились во внутренних дворах замка. Их отличает арабская структура орнамента, характерная мусульманская система водных элементов, особенно в так называемом Львином дворе, получившем свое название от фонтана с фигурами львов и Миртовый двор, получившем свое название от преобладающих стриженных миртовых деревьев в саду.

Во дворце можно выделить три части, соединенные друг с другом проходами. Каждая из частей имеет дворик (патио) с садом и фонтанами.

Золотые залы, богато орнаментированные и предназначенные для судебной администрации и приема публики.

Вторая часть дворца — группа Посольских залов — лежит на оси Миртового двора, обрамлен камнем и подстриженной зеленью кустарников, в его торцах расположены два фонтана. Небольшую часть, площади сада, занимает водоем. Особенность этого двора и других дворов Альгамбры в строго геометрическом рисунке плана, в широком применении декоративных водоемов и фонтанов, а также в использовании горшечных культур в растительном убранстве.

Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада. Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли. Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра.

Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением. В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета - голубой, желтый, зеленый.

Таким образом, сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Характерные черты арабского садово-паркового искусства: 1. Геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активными включениями различных видов оград в общую композицию. 2. Патио как новый тип сада. 3. Ассимиляция культуры паркостроения завоеванных народов. 4. Ограниченное применение декоративных устройств. 5. Использование рельефа (террасы) в качестве основных элементов ландшафта. 6. Применение воды в виде фонтанов и каскадов. 7. Учет индивидуальных свойств растений.

В XVIII и XIX веках Альгамбра пришла в упадок. В ее зданиях были размещены дешевые кабаки, там находили себе приют воры и нищие. С 1808 по 1812 год в Альгамбре квартировали солдаты Наполеона, превратившие дворец в конюшни и казармы. Уходя, они взорвали часть башен. Когда Альгамбра получила статус национального памятника, началось ее возрождение.

Сады Гранады описал итальянский путешественник Андреа Наваджеро. Он восхищался дворами, фонтанами, миртами, апельсиновыми деревьями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Так, например, вода в садах появляется часто неожиданно, благодаря совершенной системе водоснабжения. В садах Хенералифе великолепно сочетаются геометрические формы подстриженных деревьев и кустов, зеркальная поверхность узких каналов и яркие, причудливые по форме цветы.

Под влиянием архитектуры Альгамбры был решен позднее (в XIV в. второй знаменитый ансамбль Испании — Альказар в Севилье.

По-иному выглядят сады Средней Азии, знакомые по множеству блестящих миниатюр и по существующим садам, неуклонно сохраняющим традиционный облик.

Особой формой открытых пространств мусульманского Востока были дворы мечетей, достигавшие значительных размеров. Дворы мостили каменными плитами, в центре дворов находились павильоны, бассейны для омовения или даже гигантский каменный пюпитр для Корана (в Самарканде).

Монастырские парадизы. Средневековье вошло в историю как период строительства монастырей, замков, крепостей с неизменными высокими башнями, рвами, заполненными водой. При монастырях вошло в правило устраивать свои сады-парадизы.

Термин «парадизы» был заимствован от названия охотничьих садов-угодий древних персов. Однако монастырские сады-парадизы - прообразы райского сада на земле - были небольших размеров. Они помещались в правильной формы прямоугольном дворике-клуатре, обрамленном галереями и окруженном монастырскими зданиями. В центре располагался фонтан или апельсиновое дерево. В таких садах, как писал св. Августин, он собирал братьев для философских бесед, как некогда это делали Платон, Аристотель, Феофраст в садах Греции.

Наши рекомендации