Специфика орнаментального декора в традициях в испано-мавританской керамики XVI- XVII вв.

«Мавр» происходит от слова «морос» - тёмный человек, варвар. Из Африки пришли берберы и заселили Испанию, Европу, позже даже пересекли Гибралтар. Вплелись в новую культуру и принесли с собой качественно новое искусство. Испано-мавританске искусство – сплав христианства и ислама. В XII-XIII вв. становятся известными керамические мастерские в арагонском городе Калатаюде и в Андалусии – Малаге, Альмерии, Мурсии.

Там изготавливались стеклянные и глиняные «позолоченные» сосуды – так называли покрытие люстром, глазурью с металлическим отблеском. Искусство люстрирования также было принесено в Испанию с Ближнего Востока, из Персии, Сирии.

Самые знаменитые произведения этого рода, относящиеся ко второй половине XIV в. , - большие вазы с суживающимся книзу туловом. Они называются «альгамбрскими», потому что большая их часть была найдена в XVI в. в одном из помещений дворца Альхамбра.

Одну из таких ваз в 1871 г. обнаружил испанский живописец М. Фортуни в маленькой церкви местечка Салар близ Гранады. Ваза служила подставкой для чаши со святой водой. Она имеет куфические надписи и декорирована перламутровым люстром.

По рисунку Фортуни в Риме был изготовлен для этой вазы бронзовый четырехножник с головами львов. В 1875 г. ваза приобретена известным коллекционером А. Базилевским, в 1885 г. в составе его коллекции поступила в Эрмитаж в Петербурге, где хранится по настоящее время. В 1878 г. «ваза Фортуни» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже.

Три другие похожие вазы найдены в самой Альхамбре, еще одна – в окрестностях. Ныне они находятся в музеях Мадрида, Палермо, Стокгольма, Берлина.

Предполагается, что все вазы подобного типа изготавливались в мастерских Малаги для Альхамбры, поэтому они именуются также «малагскими» (исп. «Obra de Melica»). Еще одно название – «крылатые» (по характерной форме больших ручек). В 1487 г. Малага был взят испанскими войсками, и производство фаянса стало приходить в упадок.

Другим значительным центром испано-мавританской керамики были мастерские в селениях вокруг Валенсии, города на востоке Испании, близ побережья Средиземного моря. Валенсия (лат. Valentia Edetanorum – Крепость эдитанов) основана римлянами в 138 г. до н. э. В XII-XIII вв. она стала центром арабской культуры в Испании, с 1031 г. – столицей независимого мавританского государства, отделившегося от Кордовского халифата.

В 1238 г. завоевана Арагоном. Все это время мавры продолжали заниматься своими ремеслами, но не в самом городе, а главным образом в окрестностях (отсюда название с игрой слов: «Terra de Valencia» – «Земля Валенсия», «керамика Валенсии»). Валенсийские фаянсы узнаются по сочетанию золотистого или красно-медного люстра с темно-синей краской. Большие толстостенные блюда с широким бортом украшались растительным орнаментом – мореской, в центре часто помещался герб Валенсии – орел Св. Иоанна Евангелиста.

Орнамент располагался концентрическими или радиальными поясами, в середине изображались гербы знатных итальянских фамилий в свободной, широкой, почти небрежной манере.

Эти изделия производились на экспорт, в Италию. Для валенсийских фаянсов типичен также натуральный растительный орнамент из «ягодок», заключенных в круги побегов и зубчатых листьев, похожих на греческий акант, темно-синей краской на пунктированном – состоящем из мелких точек – фоне.

Встречаются надписи готическим шрифтом. Такие изделия, очевидно, выполнены не маврами, а испанскими ремесленниками, но объединяются общим «испано-мавританским стилем».

В конце XV в. появляются мотивы цветов брионии и виноградной лозы с мелкими листьями и «усиками». Они получили название «персидские цветы».

На рубеже XV-XVI вв. появляется особенно блестящий золотистый люстр, синяя краска почти исчезает, вводятся рельефные элементы, усиливающие металлический отблеск, отчего изделия действительно кажутся позолоченными. В центре блюда обычно делалась сферическая выпуклость – омбилик.

Для испано-мавританских фаянсов характерна предельная плотность росписи по принципу восточного «коврового стиля», усиливающая нарядность, декоративность. Изделия валенсийских мастерских находят во Франции, в Англии – некоторые блюда извлечены со дна Темзы. Их изображения можно видеть на картинах итальянских живописцев – Ф. Липпи, Д. Гирландайо. Эти предметы показаны как драгоценное убранство интерьеров эпохи Итальянского Возрождения.

Еще один характерный тип изделий – аптекарские сосуды цилиндрической формы со слегка вогнутыми стенками, на низкой кольцевидной ножке. А. Кубе производит их позднейшее итальянское название «альбарелли» («беленые») от арабск. «маленькое деревце», в подтверждение происхождения таких сосудов и Востоке, в подражание суставам тростника и бамбука.

В похожих деревянных сосудах в Европу ввозили ароматические вещества. Среди куфических надписей на разных изделиях часто встречается слово «alafia» (арабск. «благодать, благополучие»).

В декоре фаянсов перемешиваются изображения реальных и фантастических зверей, сражений испанских рыцарей с маврами, несуществующих гербов и нечитаемых псевдоарабских надписей. Композиции напоминают филигранную работу ювелиров, в которых сближаются черты мусульманского и европейского христианского искусства.

Из художественного металла в керамику приходят «ложки» - выпуклости на тулове сосуда. Популярен мотив шпор, мотив кольчуги (чешуи). Часто орнамент заполняет как внешнюю, так и внутреннюю сторону сосуда. Развивается барбатинная техника – декорирование, роспись жидкой глиной.

Формы становятся проще, развивается малая пластика, фигурные сосуды, патеры (чаша с ручкой типа сковородки).

Испано-мавританская керамика оказала огромное влияние на развитие итальянской майолики, которую явила миру эпоха Возрождения. Одновременно начался расцвет фарфорового производства. К началу XVII века он практически повсеместно начал вытеснять все прочие разновидности гончарных изделий.

На его долю выпало столько славы, сколько не удалось заслужить ни одному другому виду керамики. История знает периоды, когда цена на фарфор соответствовала стоимости золота, фарфоровая ваза выменивалась на целую роту солдат, а выдача секрета фарфоровой массы каралась смертной казнью.

Тем не менее в силу ряда причин, в основном из-за сложности производства, фарфор так и остался элитарным видом керамики. В качестве же доступного материала на первый план вышел более грубый фаянс.

Мусульмане принесли с собой две уникальные керамические технологии, с которых началось распространение майолики по Европе в течение следующих столетий: непрозрачное глазурование оловянной глазурью, дающей белый глухой цвет покрытия и позволяющей делать сложные росписи на керамике и люстрирование, имитирующее металлы и радужные эффекты.

Испано-мавританские изделия обоих типов создавались путем нанесения надглазурной росписи, обжигаемой несколько раз.
Люстрирование было основным свойством исламской керамики, отчасти потому, что использование для еды и питья посуды из золота и серебра, применяемой в Древнем Риме и Персии, а также в средневековых христианских обществах, было запрещено в хадисах.
В итоге, мусульманские элиты использовали люстрированную керамику и стекло, имитирующие драгоценные сосуды.

Сначала мастерские керамики были размещены на юге, с центром в Малаге, а к XV веку крупнейшие производства оказались в Валенсии, которая к тому моменту была отвоевана у мавров королевством Арагон.

Первым центром художественной керамики в Андалусии была Малага.
Это был очень крупный керамический центр, известный на всю Европу своими знаменитыми изделиями с золотым люстрированием, произведенными в период мусульманского правления.

Эта керамика намного ближе к традиционным арабским стилям. Главное ее отличие от более поздней валенсийской керамики заключалось в точности росписи и изяществе форм, выдающих настоящее мастерство. Практически вся люстрированная керамика дожившая до наших времен является керамикой из Малаги.

Очень многое из нее экспортировалось в христианские страны, что можно видеть по гербам различных христианских княжеств, изображенных на керамике того периода, найденной в самых разных местах Европы.

Одними из ранних свидетельств широкого распространения керамики из Малаги являются декоративные церковные чаши в Пизе. Поставка керамики из Малаги в Англию в графство Кент для королевы Элеоноры Кастильской была записана в хозяйственных книгах в 1289 году. Поставка состояла из «42 чаш, 10 блюд, и четырех глиняных сосудов разных цветов». Изделия из Малаги экспортировались также в исламский мир и были найдены в Эль-Фустате (средневековый Каир) и в других местах.

Наиболее известными и самыми впечатляющими примерами Малагских изделий являются вазы Альгамбра. Это очень нетипичные для исламской керамики изделия, несущие декоративную функцию, без практических целей, и на сегодняшний день это крупнейшие примеры люстрированной керамики.

Их форма традиционна для древнеримской амфоры, высота близка к человеческому росту. Они относятся к концу XIV века и все имеют различный декор. Одна из этих ваз хранится в собрании Эрмитажа.

Люстрированные изразцы представлены в Соборе Мескита — бывшей в этот период второй по величине мечетью в мире. Мескита является, возможно, самым замечательным памятником династии Омейядов .
Еще один известный образец люстрированной испано-мавританской керамики — Fortuny Tablet, уникальная плита, размером 90х44 см с хвалебной надписью Юсуфу III, султану Гранады (1408-1417 годы). Ее орнамент напоминает испанские ковры.

После смерти Юсуфа гранадский эмират был унаследован Мухаммедом VIII и в течении последующих лет эмират постепенно приходит в упадок. До завершения реконкисты к 1450 году производство тонкой керамики прекращается полностью, хотя использование бренда «obra de Malequa» (сделано в Малаге) применительно к люстрированной керамике продолжается еще длительное время в Валенсии.

Валенсия стала крупным керамическими центром после переезда туда гончаров с юга, но смогла быть конкурентной только после прекращения производства в Малаге. Провинция вернулась под управление христиан и переселение квалифицированных гончаров началось примерно с середины XIV века.

Основные производства расположены не в городе Валенсия, а в ее пригородах — в Манисес, Патерне, Мислата и Джезата. Первенство в производстве керамики принадлежало городу Манисес.

В 1362 году кардинал Валенсии заказал плитки для пола Папского дворца в Авиньоне в стиле obra de Malequa у двух мастеров в Манисес, и по крайней мере, один из них был с арабским именем. В 1484 году немецкий путешественник упоминает «мавританских мастеров из Валенсии».

Сеньоры Манисес — семья Буйл — поощряли переезд гончаров, и, вероятно, даже действовали в качестве агентов для бренда «obra de Malequa». Они брали до 10% комиссии за продажу Валенсийской люстрированной керамики в другие страны и получали колоссальные доходы. Все переговоры велись только через них и даже королева Арагона Мария Кастильская заказывала в 1424 году люстрированную посуду через них.

Каталония никогда не была под властью мусульман и Барселона стала центром гончарного искусства гораздо позже. Вероятно, вследствие приема иммигрантов-гончаров из Валенсии и Андалусии.

В первую очередь каталонские изделия — это керамика, напоминающая коричневую и зеленую расписную керамику Патерна, и только в XVI веке люстрированную керамику в теплой серебристо-золотой гамме, отдаленно похожую на Малагскую.

Точного подобия Малагской и Валенсийской керамики в Каталонии никогда не делали. Вероятно, дело или в других материалах или преднамеренном изменении стиля. Однако, высокий спрос на люстрированную керамику привел к тому, что ее начали производить в тот же период и в нескольких других городах Испании.

С конца XV века андалусская керамика приходит в упадок. В первую очередь, историки связывают это с преследованиями христианами мавров, в руках которых было сконцентрировано все производство керамики. Реконкиста подходит к своему завершению и все, даже отдаленно напоминающее арабские изделия подвергается гонениям.

Многие мастера уезжают, увозя с собой свои секреты, а оставшиеся принимают христианство. В связи с этим меняются изобразительные мотивы на изделиях. Тонкая арабская вязь теряет смысл и превращается в орнамент. Огрубляются силуэты и снижается качество отделки.

Кроме этих причин, есть еще причины чисто утилитарного свойства: первые люстрированные изделия поставлялись для европейской знати и мавританских элит, они были сделаны с большим вкусом и изяществом. В последствии керамика начинает распространяться в более низких слоях общества, становится «поточной» и упрощается на потребу менее привередливых покупателей.

В мастерских начинают копировать одни и те же сюжеты, повторяются мотивы, удешевляется декор. Хорошие мастера уезжают из Андалусии на север и в другие страны, и как следствие, качество росписи снижается.

Самые поздние валенсийские изделия отличаются грубой формой и вульгарной красновато-медной росписью с блестками.

К этому моменту технология частично была освоена в Италии, поэтому испанские работы становятся неконкурентными в сравнении с изделиями мастеров итальянского Возрождения. Испанские керамисты почти полностью теряют европейский рынок. Последние попытки возродить легендарную керамику были сделаны уже в конце XVIII века. Однако, старинные секреты были утеряны и все попытки провалились.

Мусульмане принесли с собой две уникальные керамические технологии, с которых началось распространение майолики по Европе в течение следующих столетий: непрозрачное глазурование оловянной глазурью, дающей белый глухой цвет покрытия и позволяющей делать сложные росписи на керамике и люстрирование, имитирующее металлы и радужные эффекты.

Испано-мавританские изделия обоих типов создавались путем нанесения надглазурной росписи, обжигаемой несколько раз.

Люстрирование было основным свойством исламской керамики, отчасти потому, что использование для еды и питья посуды из золота и серебра, применяемой в Древнем Риме и Персии, а также в средневековых христианских обществах, было запрещено в хадисах.
В итоге, мусульманские элиты использовали люстрированную керамику и стекло, имитирующие драгоценные сосуды.

Сначала мастерские керамики были размещены на юге, с центром в Малаге, а к XV веку крупнейшие производства оказались в Валенсии, которая к тому моменту была отвоевана у мавров королевством Арагон.

Первым центром художественной керамики в Андалусии была Малага.
Это был очень крупный керамический центр, известный на всю Европу своими знаменитыми изделиями с золотым люстрированием, произведенными в период мусульманского правления.

Эта керамика намного ближе к традиционным арабским стилям. Главное ее отличие от более поздней валенсийской керамики заключалось в точности росписи и изяществе форм, выдающих настоящее мастерство. Практически вся люстрированная керамика дожившая до наших времен является керамикой из Малаги.

Очень многое из нее экспортировалось в христианские страны, что можно видеть по гербам различных христианских княжеств, изображенных на керамике того периода, найденной в самых разных местах Европы.

Одними из ранних свидетельств широкого распространения керамики из Малаги являются декоративные церковные чаши в Пизе. Поставка керамики из Малаги в Англию в графство Кент для королевы Элеоноры Кастильской была записана в хозяйственных книгах в 1289 году. Поставка состояла из «42 чаш, 10 блюд, и четырех глиняных сосудов разных цветов». Изделия из Малаги экспортировались также в исламский мир и были найдены в Эль-Фустате (средневековый Каир) и в других местах.

Наиболее известными и самыми впечатляющими примерами Малагских изделий являются вазы Альгамбра. Это очень нетипичные для исламской керамики изделия, несущие декоративную функцию, без практических целей, и на сегодняшний день это крупнейшие примеры люстрированной керамики. Их форма традиционна для древнеримской амфоры, высота близка к человеческому росту. Они относятся к концу XIV века и все имеют различный декор. Одна из этих ваз хранится в собрании Эрмитажа.

Люстрированные изразцы представлены в Соборе Мескита — бывшей в этот период второй по величине мечетью в мире. Мескита является, возможно, самым замечательным памятником династии Омейядов.

Еще один известный образец люстрированной испано-мавританской керамики — Fortuny Tablet, уникальная плита, размером 90х44 см с хвалебной надписью Юсуфу III, султану Гранады (1408-1417 годы). Ее орнамент напоминает испанские ковры.

После смерти Юсуфа гранадский эмират был унаследован Мухаммедом VIII и в течении последующих лет эмират постепенно приходит в упадок. До завершения реконкисты к 1450 году производство тонкой керамики прекращается полностью, хотя использование бренда «obra de Malequa» (сделано в Малаге) применительно к люстрированной керамике продолжается еще длительное время в Валенсии.

Валенсия стала крупным керамическими центром после переезда туда гончаров с юга, но смогла быть конкурентной только после прекращения производства в Малаге. Провинция вернулась под управление христиан и переселение квалифицированных гончаров началось примерно с середины XIV века.

Основные производства расположены не в городе Валенсия, а в ее пригородах — в Манисес, Патерне, Мислата и Джезата. Первенство в производстве керамики принадлежало городу Манисес.

В 1362 году кардинал Валенсии заказал плитки для пола Папского дворца в Авиньоне в стиле obra de Malequa у двух мастеров в Манисес, и по крайней мере, один из них был с арабским именем. В 1484 году немецкий путешественник упоминает «мавританских мастеров из Валенсии».

Сеньоры Манисес — семья Буйл — поощряли переезд гончаров, и, вероятно, даже действовали в качестве агентов для бренда «obra de Malequa». Они брали до 10% комиссии за продажу Валенсийской люстрированной керамики в другие страны и получали колоссальные доходы. Все переговоры велись только через них и даже королева Арагона Мария Кастильская заказывала в 1424 году люстрированную посуду через них.

Каталония никогда не была под властью мусульман и Барселона стала центром гончарного искусства гораздо позже. Вероятно, вследствие приема иммигрантов-гончаров из Валенсии и Андалусии. В первую очередь каталонские изделия — это керамика, напоминающая коричневую и зеленую расписную керамику Патерна, и только в XVI веке люстрированную керамику в теплой серебристо-золотой гамме, отдаленно похожую на Малагскую.

Точного подобия Малагской и Валенсийской керамики в Каталонии никогда не делали. Вероятно, дело или в других материалах или преднамеренном изменении стиля. Однако, высокий спрос на люстрированную керамику привел к тому, что ее начали производить в тот же период и в нескольких других городах Испании.

С конца XV века андалусская керамика приходит в упадок. В первую очередь, историки связывают это с преследованиями христианами мавров, в руках которых было сконцентрировано все производство керамики. Реконкиста подходит к своему завершению и все, даже отдаленно напоминающее арабские изделия подвергается гонениям.

Многие мастера уезжают, увозя с собой свои секреты, а оставшиеся принимают христианство. В связи с этим меняются изобразительные мотивы на изделиях. Тонкая арабская вязь теряет смысл и превращается в орнамент. Огрубляются силуэты и снижается качество отделки.

Кроме этих причин, есть еще причины чисто утилитарного свойства: первые люстрированные изделия поставлялись для европейской знати и мавританских элит, они были сделаны с большим вкусом и изяществом. В последствии керамика начинает распространяться в более низких слоях общества, становится «поточной» и упрощается на потребу менее привередливых покупателей.

В мастерских начинают копировать одни и те же сюжеты, повторяются мотивы, удешевляется декор. Хорошие мастера уезжают из Андалусии на север и в другие страны, и как следствие, качество росписи снижается. Самые поздние валенсийские изделия отличаются грубой формой и вульгарной красновато-медной росписью с блестками.

К этому моменту технология частично была освоена в Италии, поэтому испанские работы становятся неконкурентными в сравнении с изделиями мастеров итальянского Возрождения. Испанские керамисты почти полностью теряют европейский рынок. Последние попытки возродить легендарную керамику были сделаны уже в конце XVIII века. Однако, старинные секреты были утеряны и все попытки провалились.

Я думаю, испанцы любители множества маленьких деталей.
На самом деле, никогда не думал, что в этой стране столь великолепная керамика. Заметны нотки востока, и именно мусульманского востока, в предоставленных образцах. Тем не менее, чувствуется и европейский отпечаток - как-то замысловато переплелись две разные культуры. И очень красиво.

Наши рекомендации