Программа курса «сценарное мастерство»

ОСНОВЫ

ДРАМАТУРГИИ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО

ДЕЙСТВА

Учебное пособие для студентов 1-5 курсов

специализации 053000 "Режиссура театрализованных

представлений и празднеств"

БОРИСОВ С. К. Основы драматургии театрализованного действа: Учебное пособие. Челябинск, гос. акад.куьт. и ис-в. - Челябинск. 2000.

Авторское пособие содержит относительно законченный круг теоретического материала, знание которого необходимо будущему сценаристу театрализованного действа для успешной профессиональной деятельности. Оно даёт представление о терминологии, методологии и основных законах создания сценария подобного рода, а значит, дает возможность уяснить и охватить творческий процесс в целом включая примеры сценариев театрализованною действа различных видов, форм и жанров.

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

Рецензенты: Н.Ю. Орлов, народный артист Российской Федерации, профессор, художественный руководитель Челябинского государственного академического театра драмы им. Цвиллинга; Н. Б. Приходкина, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Челябинского государственного университета.

· Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2000

· Борисов С.К., 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

Название учебного пособия «Основы драматургии театрализованного действа» несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть «сценарным мастерством». Однако, чтобы не противоречить привычному термину, означающему данную дисциплину, в предисловии к программе курса автор считает возможным употребление и такого словосочетания, как «сценарное мастерство».

Целью изучения и освоения курса «Сценарное мастерство» будущи­ми режиссерами театрализованных представлений, праздников и обрядов, является умение создать грамотный и профессиональный в художественном отношении сценарий театрализованного действа, который слу­жит единственной и необходимой, а именно драматургической основой последнего. Задача отнюдь не простая, ибо требует от будущего специа­листа не только определенных теоретических знаний, творческих способ­ностей и профессиональных навыков, но и полной самоотдачи в процес­се достаточно сложного и кропотливого груда над созданием подобного рода драматургии.

Данное учебное пособие предусматривает серьезное и глубокое изучение теоретических основ курса, включающих в себя рассмотрение эстетических и информационных начал познания окружающего мира, ана­лиз реальности и перевод последней в тот или иной художественный об­раз с помощью определенных приемов.

Можно ли научить создавать драматургическое произведение? Можно ли научить каждого студента быть драматургом? Очевидно, нет. Но каждый студент в состоянии овладеть методологией и технологией преобразования реальности в ее художественный эквивалент.

Успех обучения сценарному мастерству зиждется на повседневной и вдумчивой работе каждого студента над решением вопросов, которые ставя, перед ним тематика теоретического материала курса и постоянна практическая деятельность, связанная с прикладным характером полученных знаний.

Последовательность изложения теоретического и практического ма­териала в данном учебном пособии обусловлена непосредственно самим поступательным движением творческого процесса драматургизации, связанного с обогащением новыми сведениями и привлечением более широ­кого о инструментария практического характера, а также предполагает постоянное возвращение к уже пройденному и освоенному материалу с целью уточнения определенных и необходимых для работы установок, понятий и терминов.

В конце каждой главы даны вопросы для самопроверки, с помощью которых получает свое завершение изучение и усвоение пройденной темы.

Изучение курса «Сценарное мастерство» начинается со второго семе­стра, поскольку в первом семестре читаются «Основы драматургии», рассматривающие драматургию театральную.

В пособии большей частью отсутствует прямое цитирование сооб­ражений, высказываний и определений, содержащихся в первоисточни­ках, указанных в заключительном списке литературы. Это скорее своеоб­разный субстрат, основание и питательная среда, которые позволяют, со­образуясь с предлагаемыми публикациями, взятыми как некие ориенти­ры, сделать определенные упрощенные выводы и умозаключения и при­дать им доступный и прикладной характер. Достаточное исключение со­ставляет книга Л.А. Чечетина «Основы драматургии театрализованного представления», основные положения которой и их аспекты нашли свое, пусть и не совсем адекватное, отражение в данном пособии.

Следует добавить, что все сценарии, представленные ниже и пред­ложенные в качестве иллюстративного материала к теоретическому, ори­гинальны и принадлежат перу автора данного учебного пособия. Это определилось двумя условиями. Во-первых, всегда существует определен­ная органическая связь между знанием в той или иной области и его эмпи­рическим воплощением, своего рода материализацией отвлеченного в кон­кретное. И если это единство сосредоточено в одном человеке, процесс этот протекает гораздо эффективней, без излишних противоречий. Во-вторых, автор пособия обладает способностью осуществить обоснован­ное и задуманное и придать ему непосредственную драматургическую форму будучи профессиональным литератором и членом Союза российс­ких писателей.

Программа курса «СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО»

Наши рекомендации