Программа курса «сценарное мастерство»
ОСНОВЫ
ДРАМАТУРГИИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО
ДЕЙСТВА
Учебное пособие для студентов 1-5 курсов
специализации 053000 "Режиссура театрализованных
представлений и празднеств"
БОРИСОВ С. К. Основы драматургии театрализованного действа: Учебное пособие. Челябинск, гос. акад.куьт. и ис-в. - Челябинск. 2000.
Авторское пособие содержит относительно законченный круг теоретического материала, знание которого необходимо будущему сценаристу театрализованного действа для успешной профессиональной деятельности. Оно даёт представление о терминологии, методологии и основных законах создания сценария подобного рода, а значит, дает возможность уяснить и охватить творческий процесс в целом включая примеры сценариев театрализованною действа различных видов, форм и жанров.
Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ
Рецензенты: Н.Ю. Орлов, народный артист Российской Федерации, профессор, художественный руководитель Челябинского государственного академического театра драмы им. Цвиллинга; Н. Б. Приходкина, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Челябинского государственного университета.
· Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2000
· Борисов С.К., 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ
Название учебного пособия «Основы драматургии театрализованного действа» несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть «сценарным мастерством». Однако, чтобы не противоречить привычному термину, означающему данную дисциплину, в предисловии к программе курса автор считает возможным употребление и такого словосочетания, как «сценарное мастерство».
Целью изучения и освоения курса «Сценарное мастерство» будущими режиссерами театрализованных представлений, праздников и обрядов, является умение создать грамотный и профессиональный в художественном отношении сценарий театрализованного действа, который служит единственной и необходимой, а именно драматургической основой последнего. Задача отнюдь не простая, ибо требует от будущего специалиста не только определенных теоретических знаний, творческих способностей и профессиональных навыков, но и полной самоотдачи в процессе достаточно сложного и кропотливого груда над созданием подобного рода драматургии.
Данное учебное пособие предусматривает серьезное и глубокое изучение теоретических основ курса, включающих в себя рассмотрение эстетических и информационных начал познания окружающего мира, анализ реальности и перевод последней в тот или иной художественный образ с помощью определенных приемов.
Можно ли научить создавать драматургическое произведение? Можно ли научить каждого студента быть драматургом? Очевидно, нет. Но каждый студент в состоянии овладеть методологией и технологией преобразования реальности в ее художественный эквивалент.
Успех обучения сценарному мастерству зиждется на повседневной и вдумчивой работе каждого студента над решением вопросов, которые ставя, перед ним тематика теоретического материала курса и постоянна практическая деятельность, связанная с прикладным характером полученных знаний.
Последовательность изложения теоретического и практического материала в данном учебном пособии обусловлена непосредственно самим поступательным движением творческого процесса драматургизации, связанного с обогащением новыми сведениями и привлечением более широкого о инструментария практического характера, а также предполагает постоянное возвращение к уже пройденному и освоенному материалу с целью уточнения определенных и необходимых для работы установок, понятий и терминов.
В конце каждой главы даны вопросы для самопроверки, с помощью которых получает свое завершение изучение и усвоение пройденной темы.
Изучение курса «Сценарное мастерство» начинается со второго семестра, поскольку в первом семестре читаются «Основы драматургии», рассматривающие драматургию театральную.
В пособии большей частью отсутствует прямое цитирование соображений, высказываний и определений, содержащихся в первоисточниках, указанных в заключительном списке литературы. Это скорее своеобразный субстрат, основание и питательная среда, которые позволяют, сообразуясь с предлагаемыми публикациями, взятыми как некие ориентиры, сделать определенные упрощенные выводы и умозаключения и придать им доступный и прикладной характер. Достаточное исключение составляет книга Л.А. Чечетина «Основы драматургии театрализованного представления», основные положения которой и их аспекты нашли свое, пусть и не совсем адекватное, отражение в данном пособии.
Следует добавить, что все сценарии, представленные ниже и предложенные в качестве иллюстративного материала к теоретическому, оригинальны и принадлежат перу автора данного учебного пособия. Это определилось двумя условиями. Во-первых, всегда существует определенная органическая связь между знанием в той или иной области и его эмпирическим воплощением, своего рода материализацией отвлеченного в конкретное. И если это единство сосредоточено в одном человеке, процесс этот протекает гораздо эффективней, без излишних противоречий. Во-вторых, автор пособия обладает способностью осуществить обоснованное и задуманное и придать ему непосредственную драматургическую форму будучи профессиональным литератором и членом Союза российских писателей.
Программа курса «СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО»