Образовательной работы с детьми старшей группы
Тема: «Я-человек»
Программное содержание:
1. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
2. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремления к новым достижениям.
«Социализация»/«Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Беседа «Чтобы глаза видели», знакомство детей со строением глаз. Воспитание бережного отношения к глазам. Обучение приёмам сохранения зрения.
«Познание» - конструирование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Изготовление детьми оборудования к сюжетно-ролевым играм (диванчик для кукол, кроватка, стол и стулья). Различать и правильно называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма); использовать детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
«Познание» развитие кругозора
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Составление рассказа из опыта «Любимые игры». Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта. Обогащать речь существительными, обозначающими эмоции, чувства, переживания. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных
«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Создание макета дома, в котором я живу. Формировать навык самоконтроля, умение действовать по схеме. Строительный материал: картон, коробочки.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Составление рассказа по серии картинок «Мы дети». Развивать умение составлять небольшие рассказы о событиях из личного опыта. Развивать у детей монологическую речь. Обогащать активный и пассивный словарь детей.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
К.Чуковский «Федорино горе». Формировать умение различать черты героев произведения, высказывать своё отношение к ним. Называть главных героев. Отвечать на вопросы предложениями.
«Художественное творчество» – рисование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Портрет моего друга (подруги)». Учить рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересное решение. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.
«Художественное творчество» - лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Девочка пляшет». Учить изображать фигуру человека, передавать форму одежды, тела (платье, голова, руки, ноги), их расположение, относительную величину. Учить создавать крупное изображение. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца. Формировать умения передавать движение в фигурке человека, изображать мелкие детали.
«Художественное творчество» – аппликация
«Наш весёлый хоровод». Закреплять умение располагать изображение на всём листе; учить вырезывать округлые формы из прямоугольника, квадрата (обрезая уголки), располагать фигурки рядом.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
- музыкальное движение – продолжать формировать у детей музыкально-ритмические представления, умение передать настроение музыкально-художественного образа, импровизировать движения в этюде, передавать замысел игры, воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности - «Топотушки» р.н.м. обр. С. Бадренкова,
- этюды на развитие эмоций «Капризуля», «Резвушка» м. В. Волкова, Танец «Отвернись-повернись» карельская н.м.обр.Т. Ломовой, игра «Займи место» Е. Тиличеева,
В содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной образовательной деятельности целесообразно внести:
- атрибуты для с/р игры « Больница», «Кабинет окулиста»: микроскоп, песочные часы, муляжи для проведения экспериментирования, наблюдений;
- игры: «Если у глаз помощники?», « Что я вижу одним глазом?», «Можно ли обойтись без глаз», «Узнай по голосу», «Отыщи предмет по звуку» ,
- альбом с иллюстрациями «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»; «Познай себя сам», К;А; Пармз, «Все обо всём» (Детская энциклопедия, « Где растет, Что едят?» О;Нейлл ;
- иллюстрации «На спортивной площадке» (виды спорта мужские и женские);
- картины из серии «Профессии» (мужские и женские), альбом «Такое разное настроение»;
- изобразительный материал: пайетки, мех, перья, бисер, разноцветные ленты, тесьма, поролон, краски, маркеры для ткани, кусочки кожи, клей, картон,трафареты, штампики и др;
- аудио диски с песнями, сказками, рассказами, DVD диски с мульфильмами;
- оборудование для хозяйственно-бытового труда Иллюстрации, альбомы «Виды спорта», семейные фотоальбомы « Спортивная семья», газеты о спорте, стихи,загадки о спорте, ребусы;
- схемы упражнений;
- «Познай себя сам», К;А; Пармз, «Все обо всём» (Детская энциклопедия)
- атрибуты для с/р игры « Больница», «Кабинет окулиста»: микроскоп, песочные часы, муляжи для проведения экспериментирования, наблюдений;
- игры: «Если у глаз помощники?», « Что я вижу одним глазом?», «Можно ли обойтись без глаз», «Узнай по голосу», «Отыщи предмет по звуку», «жмурки с колокольчиком», «Послушаем тишину»;
- альбом с иллюстрациями «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;
- «Познай себя сам», К;А; Пармз, «Все обо всём» (Детская энциклопедия, « Где растет,Что едят?» О;Нейлл ;
- альбомы из жизни группы;
- атрибуты для с/р игры « Журналисты»: микрофон, диктофон;
- В книжном уголке детские журналы;
- атрибуты для подвижных и спортивных игр: « Городки», « Футбол», « Сбей мяч», « Сбей кеглю», « Дорожка препятствий»;
- карточки, схемы упражнений, закаливающих процедур;
- альбомы « Виды спорта, Серия « Рассказы по картинкам» (наглядно-дидактические пособия): «Летние виды спорта», « Зимние виды спорта», «Распорядок дня»;
- трафареты одежды, бумага белая и цветная, ткань, пух, мех, засушенные листья, веточки;
- интерактивная энциклопедия «Организм как механизм» Махаон, « Тело человека» Э;Лепети;
- панно « Настроение»; Атрибуты и игрушки для с/р игры «Семья», «Дом» , «Больница», «Кабинет окулиста»; Муляжи для игр ;
- различные модели, схемы подсказки ( правила поведения в уголке, на приеме у врача, опасные предметы для глаз и др;)
- наглядно-дидактические пособия: «Профессии», «Кем быть»;
- детская энциклопедия «Тело человека» Э;Лепети, «Организм как механизм» Махаон, интерактивная энциклопедия;
- «Хаврошечка», обр; А;Н; Толстого.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:
- почитать стихотворение А. Барто "Одиночество";
- побеседовать с детьми о правилах хорошего тона в гостях, в местах общественного пользования;
- использовать личный пример родителей в закреплении норм поведения с позиции гендерного воспитания детей; приобщение к семейным ценностям и традициям;
- понаблюдать за домашними занятиями членов своей семьи, совместно с детьми нарисовать любыми изобразительными средствами альбом «Моя семья» для выставки в группе;
- задание: предложить родителям совместно с ребенком вылепить поделки «Мои любимые игрушки», для выставки в группе;
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- упражнять в умении продолжить предложение;
- хоровод для девочек «А я по лугу», для мальчиков «Во кузнице;
- пение «Из чего же, из чего же, из чего же…;
- обучение правилам этикета в парных танцах;
- развлечение «Богатырские забавы»;
- беседа «Мы мальчики и девочки»;
- беседа «Как порадовать друга»;
- рассматривание картин В.Васнецов «Аленушка» и «Три богатыря»;
- составление рассказов на тему «Если бы у меня была волшебная палочка»;
- составление описательных рассказов по аксессуарам мужской и женской одежды;
- использовать приёмы обучения детей элементарным способам сотрудничества (договариваться, действовать согласованно, помогать друг другу, заботиться о своевременном завершении совместного задания) в развивающих ситуациях «Постройте дом», «Куклы переезжают»;
- игровые ситуации с целью формированию у детей умения принимать игровую роль, осуществлять ролевое взаимодействие;
- мотивировать детей на проведение режиссёрских игр;
- проведение дидактическмх игр «Придумай сам», «Найди себе пару», «Что это такое?», «Что лишнее?», «Не ошибись», «Что это значит?», «Кто больше слов придумает», «Ищи», «Да или нет», «Расскажи без слов», «Так бывает или нет?», «Похож, не похож»,;
- речевые игры «Глухой телефон», «Да и нет не говорить» и т.п.;
- дидактические игры «Собери портрет», «Один дома» ;
- сюжетные игры с длительным сюжетом, с соединением нескольких сюжетов на основе «Дом», «Семья»;
- развивающие ситуации, способствующие уточнению строения организма;
- рисование (лепка, аппликация) человека;
- беседа-диалог "Выбери правильный вариант разговора".;
- чтение А. Шим «Брат и младшая сестра», «Приключение Буратино»;
- игровые упражнения "Как ты себя чувствуешь?";
- дидактические игры: «Одень правильно», «Весело-грустно», «Уроки этикета»
Гигиенические процедуры:
- использовать приёмы обучения детей навыкам самоконтроля в выполнении культурно-гигиенических процедур
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативные беседы о правилах поведения за столом, использовании столовых приборов
Прогулка:
Наблюдение: деятельность людей, одежда осенью
Подвижные игры: «Меняемся местами», «С кочки на кочку», «Замри», «Найди себе пару», «Дети и волк», «Что мы видели, не скажем...», «Пятнашки», «Повар», «Не намочи ног», «Мяч водящему», «Стадо», «Рыбак и рыбки», «Стрелок», «Горелки», «Иголка, нитка и узелок»
Труд:ситуативная деятельность по поддержанию порядка на участке. Использовать приёмы формирования умений доводить начатое дело до конца, выделять трудовые операции, планировать деятельность: «С чего мы начнём? Что сделаем после этого? Что нам для этого потребуется? У нас получилось то, что мы задумали?»; сбор засохшей ботвы на грядках; сбор красивых осенних листьев и семян для гербария; уборка мусора и опавших листьев в уголке леса; окапывание лунок вокруг деревьев и кустарников; сбор осенних листьев и семян для ручного труда
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Вечер:
- проведение дидактическмх игр «Придумай сам», «Найди себе пару», «Что это такое?», «Что лишнее?», «Не ошибись», «Что это значит?», «Кто больше слов придумает», «Ищи», «Да или нет», «Цветы», «Расскажи без слов», «Так бывает или нет?», «Похож, не похож»;
- использовать приёмы обучения детей элементарным способам сотрудничества (договариваться, действовать согласованно, помогать друг другу, заботиться о своевременном завершении совместного задания);
- рассматривание альбомов о спорте, труде людей, в ходе которого отмечать красоту человеческого тела, движений, особенности профессий и т.п.
- приёмы моделирования ситуаций, способствующих сохранения здоровья, наблюдение «Защити свою кожу сам». Дать знания об охране здоровья органов, воспитывать стремление беречь свой организм, формировать гигиеническую культуру, обучать способам укрепления своего здоровья.
Вечерняя прогулка:
Наблюдение: деятельность людей, одежда осенью
- Подвижные игры: «Меняемся местами», «С кочки на кочку», «Замри», «Найди себе пару», «Дети и волк», «Что мы видели, не скажем...», «Пятнашки», «Повар», «Не намочи ног», «Мяч водящему», «Стадо», «Рыбак и рыбки», «Стрелок», «Горелки», «Иголка, нитка и узелок», игра-развлечение «Считай ногами» подвижные игры с бегом «Парный бег», «Мы весёлые ребята», с прыжками «Кто лучше прыгнет», «Кто сделает меньше прыжков?»; с лазанием и ползанием: «Кто скорее доберётся до флажка», «Пожарные на ученье»; эстафеты «Эстафета парами», с элементами соревнования «Кто быстрее?», «Кто выше?»
Труд: ситуативная деятельность по поддержанию порядка на участке
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Примерный план образовательной работы