Реализуемая образовательная программа объединения «ВИА»

Для обучения подростков основам вокального искусства и исполнительского мастерства на электромузыкальных инструментах, мною была разработана программа для объдинения «ВИА», которая призвана сыграть регенерирующую роль в процессе образования детей средствами музыки, и способна сыграть роль в формировании художественного вкуса новых поколений.

Основной цельюпрограммы является включение подростков в активную творческую деятельность для оказания целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка средствами музыкального искусства.

Основными задачами программы «ВИА» является: обучение игре на музыкальных инструментах и формирование исполнительских навыков; развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей и привлечение их к занятиям в системе дополнительного образования в объединениях детских и юношеских коллективов, увлеченных идеей музыкальной самодеятельности; формирование эстетического вкуса у современных детей и подростков; обучение молодежных коллективов навыкам сценического выступления; поиск ярких, талантливых детей, для привлечение их к участию в культурных программах различных уровней.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. В систему работы объдинения «ВИА» входят как занятия в составе групп, так и индивидуальные занятия, на которых применяются специальные упражнения для постановки голоса, выработки навыков правильного дыхания, дикции ученикам, а также используются педагогические средства и методики для обучения игры на электромузыкальных инструментах.

Количество детей в группах I года обучения - 12 человек, II года обучения -10 че­ловек, Ш года обучения -8 человек.

Структура программы объединения «ВИА» включает в себя:

1. Учебно-тематические план 1 года обучения:

Содержание Общее ко­личество часов Количество часов на
      теорию практику
Организационное занятие
Звеньевые занятия на инструментах
Основы музыкальной грамоты и сольфеджио
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Ансамбль
Индивидуальные занятия
Итоговое занятие
Концертная деятельность
Итого


2. Содержание изучаемого курса 1 года обучения, куда входят следующие этапы занятий:

1) Организационное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности Выяснение уровня подготовленности обучающихся исходя из курса общеобразовательной школы «Музыка».

2) Звеньевые занятия на инструментах.

· Гитара. Общие сведения, устройство и настройка гитары.

Практическая работа: Общие рекомендации гитаристам: а) посадка гитариста; б) настройка гитары; в) простейший бой.

Приёмы игры на гитаре: а) арпеджио;б) баррэ; в) перебор

Гаммы, упражнения, каден­ции и пьесы в пределах I позиции. Изучение IV, V, VII, IX позиций.

Приёмы звукоизвлечения: легато, стаккато, тремоло, глиссандо, флажолеты (нату­ральные, искусственные).

· Ударные инструменты. Общие сведения, устройство, эксплуатация. Основы му­зыкальной грамоты. Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструмен­том. Малые ударные инструменты: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и т.д.

Практическая работа: Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением, простые и сложные размеры, пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Дробь. Принцип игры на ударных инструментах. Упражнения и пьесы для ансамбля с уча­стием ударных инструментов и фортепиано.

· Клавишные инструменты. Роль и функция фортепиано в ансамбле. Фортепиано в аккомпанементе.

Практическая работа: Изучение пьес и песен для ансамбля. Аккомпанирование солисту-вокалисту, во­кальной группе, солирующему инструменту. Фактура. Изучение различных видов фор­тепианной фактуры: мелодической, гармонической, смешанной. Буквенно-цифровое обозначение аккордов, построение и игра их на инструменте. Соединение главных тре­звучий и гармонизация мелодии. Гармонизация мелодии по готовой буквенно-цифровой схеме.

3) Основы музыкальной грамоты и сольфеджио включающие в себя: сведения о музыкальном звуке и его свойствах, понятие о ритме, метре, размере, ладе. Мажор и минор. Интервалы.

Практическая работа: Запись ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием. По­строение и пение мажорного звукоряда, минорного звукоряда. Определение на слух устойчивых ступеней звукоряда. Сольфеджирование мелодий до 2-3 клю­чевых знаков с тактированием.

4) Музыкально-образовательные беседы и прослушивание музыки.
Роль и значение музыки в нашей жизни. Жанровое разнообразие музыки. Музыкальный образ. Что выражает музыка. Народно-песенные истоки музыки. Песня - искусство звучащего слова. Танцевальные традиции и ритмы современной музыки. Классическая музыка в обработке рок-музыкантов.

5) Ансамбль. Ансамбль, как небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет и т.д.) Изучение пьес и песен в ансамблях различного состава. Единство темпа, согласо­ванное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисци­плины.

6) Индивидуальные занятия. Постановка голоса вокалистов. Ознакомление с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Основы певческо­го дыхания. Понятие «атака звука» как начало пения. Упражнения на дыхание. Ар­тикуляция и артикуляционный аппарат. Основные правила чистого интонирова­ния. Знакомство со звуковедением: легато, нон легато. Пение округлым звуком.

Посадка за инструментом, постановка рук на грифе и деке гитары. Исполнение упражнений, гамм штрихами легато, деташе, стаккато, тремоло, глиссандо, разучивание и исполнение музыкальных произведений. Приемы игры с медиатором.

7) Итоговое занятие.Диагностика ЗУНов, зачет. Вручение благодарственных писем родителям обучающихся.

8) Концертная деятельность. Участие в конкурсах вокалистов и вокально-инструментальных ансамблей, выступление на концертах по плану воспитательной работы ДДТ.

3. Методическое обеспечение программы

Основной формой занятий в объединении является репетиция. Подведение итогов по каждой теме проводится в форме зачета.

В организации учебно-воспитательного процесса рекомендуется использовать следую­щие методы обучения:

• метод наблюдений

• проектные методы

• метод упражнения

• словесный метод

• метод показа

• метод мотивации и стимулирования

4. Условия реализации программы:

Помещение для занятий должно быть просторным и звукоизолированным, оборудование соответствовать современному техническому уровню. Для ансамбля необходимо иметь:

- набор электро-усилительной аппаратуры : усилитель, микшерский пульт, колонки;

- набор музыкальных инструментов: бас-гитара, соло-гитара, ударная установ­ка, ритм-гитара, клавишные электромузыкальные инструменты;

- шнуры и пальчиковые джеки для подключения музыкальных инструментов к электро-усилительной аппаратуре;

- набор из барабанных палочек, треугольника, ковбелла, бубна эстрадного, тарелок для ударной установки;

- музыкальный центр, цифровые видеокамера и фотоаппарат, CD и DVD диски, мини-диски, набор ин­струментов для настройки музыкальных инструментов, комплекты запасных струн для гитары ритм, гитары бас, и де­талей для музыкальных инструментов;

- шнуровые и радио-микрофоны, стойки и держатели для микрофонов;

- гитарные процессоры, педали громкости, ритмбоксы;

- компьютер с установленной или выносной звуковой картой , принтер, сканер;

- компьютерные программы для записи и обработки звука;

Данная программа является диагностичной. В конце каждого года обучения проводятся зачеты в теоретической и практической форме, а также после первого полугодия в учебном году, проводится диагностика знаний при помощи разработанной системы диагностики уровня музыкальных способностей учащихся объединения «ВИА».

Мониторинг результатов образовательной деятельности (См. Приложение 3, 4) и результатов зачетов, заносятся в индивидуальные карточки развития

и прогнозирую развитие всего педагогического процесса, и личности каждого обучающегося в отдельности. Педагогическая диагностика важна тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации всего педагогического процесса.

В своей работе я применяю следующие функции диагностики:

Ø контрольно-корректировочную;

Ø прогностическую;

Ø воспитывающую.

Контрольно-корректировочная функция состоит в получении данных и корректировки процесса воспитания.

Прогностическая функция означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем.

Воспитывающая функция состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним, я имею возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Это воздействие происходит потому, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа. Педагог изучает самого ребенка, его семью, его окружение и коллектив в целом.

Содержание диагностики ученика сводится к следующему:

- демографические данные о ребенке и его семье;

- данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

- познавательные способности, такие как особенности внимания, памяти, воображения, мышления;

- эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности, т.е. его интересы, отношения, ценности, личностно - индивидуальная концепция;

- поведение, поступки обучающегося.

Особенно тщательно мною изучается весь коллектив в целом: межличностные отношения, сплоченность, взаимный интерес к совместным занятиям, единство ценностей и др.

В своей педагогической деятельности, я применяю наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики:

· Метод наблюдения;этот метод более всего доступен педагогу и дает много сведений об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Данная методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительность и способ фиксации результатов.

· Метод - опрос; это метод, при котором учащийся отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.Он имеет несколько вариантов:

- устный опрос; он применяется тогда, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями учащегося, отвечающего на вопросы.

- интервью; при помощи специальных вопросов и заданий раскрываются актуальные и потенциальные возможности личности опрашиваемого, собирается информация о теме взаимодействия. Вопросы заранее определены. На первом этапе педагог больше слушает собеседника, демонстрируя доброжелательное, внимательное и заинтересованное отношение ко всему, что он говорит, и к нему самому как к личности. На втором этапе необходимо получить развернутое представление об особенностях тех проблем, которые ему свойственны. На третьем этапе интервью обычно сосредоточено на углубленном исследовании отдельных, специфических проблем, если они присуще этому ученику.

· Метод-беседа; более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, он есть стандартизированный и свободный. При стандартизированном способе заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче их обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение

· Анкета—метод, при котором учащийся не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе. Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Анкета позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений, однако нужно учитывать, что ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Также в повседневной работе мною применяются различные виды тестирования. Тесты не измеряют качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку кружка, себя, окружения, его моральные позиции. Полученные данные обрабатываются и сводятся в таблицу. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

6.1.Используемые образовательные технологии

В своей работе я использую следующие педагогические технологии и формы обучения:

§ Учебный диалог. На занятиях я выслушиваю мнение ученика, организую работу так, чтобы учащийся самостоятельно делал выводы, находил наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Ученик учится спорить, доказывать, общаться, находить свой способ изучения и закрепления преподаваемого материала. Преподаватель - равноправный участник диалогового общения. Я высказываю свое мнение, но никогда в обязательном порядке не навязываю его участникам дискуссии.

§ Ансамблевая работа. Учащиеся выступают в качестве активных индивидуальных деятелей-исполнителей, и одновременно с тем, учатся слушать и уважать других.

§ Использование ИКТ – привлечение ресурсов интернет при подготовке к занятиям, мероприятиям. Освоил и применяю в педагогической практике инновационные методы использования компьютерных программ «NUENDO», «Sound Forge», TimeFactory», «Сибелиус» и др. для сочинения музыкальных произведений, записи фонограмм, вокальных и музыкальных партий и обработки звучания музыкальных произведений.

§ Личностно – ориентированный подход в обучении – признание индивидуальности, самобытности, ценности каждого ученика, его развития как индивида. Целью личностно – ориентированного обучения является развитие познавательных способностей учащегося, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.

Наши рекомендации