Развитие русской музыки – 18 век
Тропинин В.А. Рокотов Ф.С. Боровиковский В.Л.
Мальчик с жалейкой Портрет Екатерины II Портрет сестёр Гагариных
В XVIII веке в России шли бурные процессы политического, общественного развития и преобразования. Это время правления Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Период сильного европейского влияния.
Основные черты музыки XVIII века:
§ Многообразные связи с другой национальной музыкой: итальянской, французской, австро-немецкой.
§ Переплетение различных стилей в музыке: барокко, классицизм, сентиментализм, предромантические тенденции.
§ Разнообразие жанров: кант, хоровой концерт, водевиль, складывается национальная русская опера.
§ В конце века формируется русская композиторская школа: Бортнянский, Березовский, Фомин, Пашкевич, Хандошкин.
В XVIII веке усиливается роль светской музыки.
Развитие музыки XVIII века можно разделить на три периода:
1 период – 1689-1725 петровская эпоха. Петр I вводит в армии духовые оркестры, танцевальную и церемониальную музыку на ассамблеях. Начинают проводиться первые публичные концерты.
2 период - 1725-1762 правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Сильное влияние на русскую музыку оказывает итальянская опера. В Петербурге работают итальянские композиторы: Арайя, Галуппи, Чимароза.
3 период - 1762-1796 правление Екатерины II.Публикуются первые сборники русских народных песен. Появляются первые русские оперы (Пашкевич - опера «Скупой», Фомин – опера «Ямщики на подставе»). Расцветает жанр хорового концерта, лучшие хоровые концерты принадлежат Бортнянскому и Березовскому.
В середине XVIII века закладываются основы российского образования. Открываются: Московский университет (по инициативе М.В. Ломоносова), Петербургский шляхетский корпус, Смольный институт благородных девиц.
Русская музыка испытывает сильнейшее влияние европейского светского музыкального искусства. Основные музыкальные жанры, распространенные в Европе, - опера, cоната, симфония, инструментальный концерт - теперь начинают развиваться в России. Многочисленные балы при дворе и домах богатых людей способствуют распространению танцевальной музыки, также заимствованной у Запада (менуэт, полька, полонез).
В церковной музыке возникает новый хоровой жанр – духовный концерт.
В конце 18 века в России складывается своя композиторская школа, представленная такими маститыми музыкантами, как Д. Бортнянский, М. Березовский, И. Хандошкин, Е. Фомин.