Развитие русской музыки - 17 век

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Русское народное песенное творчество

или русский музыкальный фольклор (с англ. фолк – народ, лоро – знание). Его возникновение уходит в глубокую старину, в языческие времена. Самые древние песни были связаны с религиозными обрядами.

Жанры русских народных песен:

обрядовые – а) календарные (колядки, масленичные, веснянки, посевные, купальские, жатвенные…);

б) семейно-бытовые (колыбельные, плачи, свадебные…)

эпические – былины, исторические

трудовые

военные (солдатские)

хороводные, плясовые, игровые

протяжные или лирические

шуточные, в том числе частушки

Основные жанры русских народных песен сложились к 17 веку и продолжают жить в народе.

Русский музыкальный фольклор распространялся благодаря скоморохам – бродячим артистам, музыкантам. В качестве аккомпанемента к песням и пляскам они использовали следующие инструменты: гусли, свирель, бубен, трещотки, погремушки.

В те далекие времена народные песни не записывались, а передавались из уст в уста, при этом неизбежно изменяясь. Имена авторов не сохранялись. Наиболее ранние нотные записи русских народных песен – во 2 половине 18 века.

Возникновение профессионального музыкального искусства на Руси

относится к 10 веку (расцвет Киевской Руси) и связано с принятием новой религии (988 год) – христианства в виде православия, которое пришло из Византии. До 17 века, в эпоху русского средневековья, профессиональная музыка на Руси (и другие виды искусства) была подчинена церкви и носила религиозный характер. В отличие от западно-христианской она была и есть только вокальная, хоровая. Главное православное богослужение – литургия (аналог западной мессы).

Основной вид русской профессиональной музыки с конца 10 в. по 17 в. – знаменный распев (знамена или крюки – знаки, обозначающие мелодию, это древнерусская музыкальная запись).

Характерные черты знаменного распева:

1) мужской хор

2) одноголосное песнопение без аккомпанемента (музыкальные инструменты в русских церквях никогда не допускались)

3) древнегреческий язык

4) монотонность, тягучесть мелодии (плавное поступенное движение с редкими скачками на терцию, ровный ритм)

В 16 веке появились первые образцы церковного многоголосия – двух-, трехголосные обработки знаменных распевов.

При монастырях и соборах были открыты певческие школы, готовившие певчих для церковных хоров. Управляли хорами специально обученные люди – доместики.

История сохранила имена немногих музыкантов того времени, например, имя Федора Крестьянина, автора и исполнителя знаменных распевов (16 век).

Развитие русской музыки - 17 век.

Развитие русской музыки - 17 век - student2.ru Развитие русской музыки - 17 век - student2.ru Развитие русской музыки - 17 век - student2.ru

Парсуна XVII век Парсуна XVII век Парсуна XVII век

Неизвестная Алексей Михайлович Петр I

На Руси XVII век - это период социальной напряженности: смутное время (нашествие поляков, которые желали занять русский престол), церковный раскол, крестьянские мятежи и войны (Степан Разин), стрелецкие бунты. Но одновременно это время и установления прочной царской власти- избрание на царство Михаила Романова.

XVII век в истории русской музыки – переход от средневековья к Новому времени, от византийского влияния к западноевропейскому. Знаменное пение переживает кризис. Официальным многоголосие в церковном пении становится с утверждением на Руси новой музыкальной записи – 5ти-линейной нотации (завезена из Западной Европы). В связи с этим произошло бурное развитие многоголосного пения – количество голосов в отдельных церковных песнопениях стало достигать 12. Исполнение такой сложной музыки стало возможным благодаря нотной записи, заменившей примитивные крюки-знамена. Церковные хоры стали делиться на партии – это группы голосов с определенным тембром и высотой, а пение получило называние партесное. Роль высоких голосов в хоре стали выполнять мальчики-певчие. Появились новые жанры, например

· партесный концерт – жанр церковной музыки, представляющий многоголосное хоровое произведение с ярким и сложным музыкальным языком.

Партесное пение (пение по партиям) – новый стиль церковной музыки, пришедший на Русь из Польши через Украину. Партесное пение опирается на аккордовое трех-четырехголосие. На основе партесного стиля формируются новые жанры: концерты, канты, псальмы.

Партесный концерт (от латинского partis-партия) назван был так потому, что в отличие от унисонного русского пения его пели по партиям. Его музыкальный стиль- с элементами полифонии. Количество голосов могло колебаться от 3-х до 16-ти.

Кант (от латинского canto-петь)-3-х голосная куплетная песня, чаще духовного содержания. Предназначались духовные канты для домашнего музицирования.

Псальма –бытовой жанр многоголосной песни, основанной на поэзии духовного содержания. Исполнялись псальмы вне храма на три голоса без сопровождения инструментов.

В 17 веке церковным языком официально становится церковнославянский язык (после церковной реформы).

17 век – начало расцвета светской музыки, литературы, живописи на Руси, что связано с постепенным высвобождением искусства из-под власти церкви. В Москве при дворе царя Алексея Михайловича был открыт первый театр; у царя был замечательный роговой оркестр. Московский двор увлекался органной потехой – в Грановитой палате Кремля был установлен механический орган. Модным было музицирование на клавесине. Многие из этих новых веяний пришли из Западной Европы.

В 1687 году была образована знаменитая Славяно-греко-латинская академия.

История сохранила имена многих замечательных русских музыкантов 17 века. Это Н. Дилецкий, Н. Калашников, В. Титов, Н. Бавыкин.

Наши рекомендации