История русской хоровой музыки

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ»

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

Учебная программа для БГАМ

Специальность: 1-16 01 02-02

Минск 2006

Составитель: Бодяко И. М.,

ст. преподаватель кафедры хорового дирижирования БГАМ

Рецензент: Карпилова А. А.,

доцент кафедры истории музыки БГАМ

Утверждена советом Белорусской государственной академии музыки 27 октября 2004 г.

© УО “Белорусская государственная

академия музыки”, 2006

Общий объем курса – 70 ч.

Из них: лекционных – 56 ч.

семинарских – 14 ч.

Пояснительная записка

«История русской хоровой музыки» изучается на IV курсе (7–8-й семестры). Этот курс является одной из ведущих узкоспециальных дисциплин в системе профессионального обучения хоровых дирижеров, предназначение которых – вести исполнительскую, педагогическую, организаторскую и просветительскую деятельность. Изучение русской хоровой музыки должно осуществлять-ся в контексте межпредметных связей.

Курс «История русской хоровой музыки» основывается:

– на совмещении принципов историко-хронологического изложения материала и жанрово-стилевого анализа;

– на проблемно-аналитическом подходе к традициям русской духовной музыки.

Целями и задачами курса являются развитие художественно-исторического мышления студента, навыков историко-стилевого, жанрового анализа, изучение музыкально-теоретических материалов, что в целом обогащает будущего хорового дирижера и является необходимыми условиями для работы над хоровыми произведениями разных жанров русской хоровой музыки от ХV до ХХ века.

Важность этого курса для студентов дирижерско-хоровых отделений обусловливает проведение семинарских занятий разнообразной формы: музыкально-теоретический, вокально-хоровой и стилевой анализ сочинений, исполнительский семинар, музыкальная викторина. Виды заданий, которые даются студентам для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, дифференцируются в зависимости от особенностей хорового творчества того или иного композитора.

Приводимые в программе музыкально-теоретические источники дают возможность преподавателю отобрать материал для дополнительного расширенного изучения курса студентами.

Итоговой формой оценки знаний становится экзамен, который проводится по билетам, содержащим 3 пункта:

– план-конспект ответа по вопросу историко-жанрового характера;

– характеристика хорового творчества русских композиторов;

– исполнительско-стилистический анализ хоровых сочинений русских композиторов.

Тематический план

№ темы Название темы Кол-во часов гадзін   касць гадзiн    
  Лекции   Семинары
1. 2.   3.   4.     5.   6.   7.   8. 9.   10.     11.   12.   13.   14.   15.   16.   17.   18. Древнерусское хоровое искусство. Формирование и развитие русского партесного концерта XVII – первой трети XVIII в. Русский классический хоровой концерт XVIII в. Возникновение русской оперы. Особенности хоровых сцен в операх русских композиторов доглинкинского периода. Хоровая драматургия в русской опере ХIХ–ХХ вв. Хоровая драматургия опер М. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль А. Даргомыжского в развитии русской хоровой музыки. Опера «Князь Игорь» А. Бородина. Хоровые сцены в сказочно-эпических операх Н. Римского-Корсакова. Хоровые сцены в исторических операх Н. Римского-Корсакова. Кантаты и хоровые сочинения a cappella. Хоровой речитатив в русской музыке ХIХ–ХХ вв. Особенности драматургии хоровых сцен в операх М. Мусоргского. Драматургическая роль хора в операх П. Чайковского. Многообразие использования фольклорных жанров в русской хоровой музыке. Многообразие жанров в русской хоровой музыке a cappella конца XIX – начала XX в. Вокально-симфоническое творчество русских композиторов. Хоровая фактура и особенности хоровых со-чинений а cappella C. Танеева, С. Рахманинова. Разнообразие принципов многохорности в русской хоровой музыке.                                                        
   
ВСЕГО 70

Содержание курса

Литература

1. Бражников М. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

2. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сергиев Посад, 1998.

3. Гусейнова З. Русские музыкальные азбуки XV-XVI веков. Учебное пособие.- 2-е изд. 2003.

4. Кручинина А. Певческое наследие Древней Руси - история, теория, эстетика. СПбГК, 2003.

5. Мартынов В. История богослужебного пения. М., 1994.

6. Никитин К. Некоторые проблемы исполнения древнерусской хоровой музыки // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982.

7. Николаев Б., прот. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. М., 1995.

8. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа : от древности до XXI века. М., 2003.

9. Памятники русского музыкального искусства. Вып. 3. М., 1974; Вып. 9. М., 1983.

10. Разумовский Д. Церковное пение в России // Музыкальная академия. 1998. № 1-3.

11. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.

12. Успенский Н. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968.

Литература

1. Владышевская Т. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко // Традиции русской музыкальной культуры XVIII века: Сб. тр. ГМПИ им. Гне- синых. Вып. 21. М., 1975.

2. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.

3. Дилецкий М. Хоровi твори. Київ, 1981.

4. Ильин В. Некоторые особенности фактуры русских кантов // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982.

5. Келдыш Ю. Проблема стилей XVI–XVIII вв. в русской музыке // Советская музыка. 1973. № 3.

6. Кикнадзе Л. О стиле русского хорового концерта // Вопросы русской и советской хоровой культуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 23. М., 1975.

7. Кикнадзе Л. Особенности стиля барокко в русской музыке // Традиции русской музыкальной культуры XVIII в.: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 21. М., 1975.

8. Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2. М., 1973.

9. Русская хоровая музыка XVI–XVIII вв.: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 83. М., 1986.

10. Русский хоровой концерт конца XVII – начала XVIII века: Хрестоматия / Сост. Н. Успенский. М., 1976.

11. Скребков С. Русская хоровая музыка XVI – начала XVIII века. М., 1969.

Литература

1. Гейлинг М. Форма в русской классической опере: Принципы строения крупных разделов. М., 1968.

2. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952.

3. Кулешова Г. Вопросы драматургии оперы. Мн., 1979.

4. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. М., 1953.

Литература

1. Асафьев Б. Об опере. Л., 1985.

2. Бородин А. Критические статьи. М., 1982.

3. Вызгова-Иванова И. Еще раз об истоках «Князя Игоря» // Советская музыка. 1987. № 11.

4. Головинский Г. Князь Игорь А. Бородина. М., 1980.

5. Земцовский И. Истоки «Хора поселян» // Советская музыка. 1967. № 8.

6. Ильин М., Сегал Е. А. П. Бородин. Письма: 1833–1887. М., 1987.

7. Русская опера XIX века: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 122. М., 1991.

8. Сохор А. А. Бородин. Л., 1965.

Тема 9. Хоровые сцены в сказочно-эпических операх Н. Римского-Корсакова

Жанровое многообразие русской народной песни и ее роль в музыкальной драматургии опер. Свободное варьирование как характерный принцип формообразования хоровых сцен в сказочно-эпических операх Н. Римского-Корсакова.

Контраст интонационно-образных сфер – народно-бытовой (жанровой) и сказочно-фантастической (колористической) – в хоровых сценах опер «Млада», «Снегурочка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Садко».

Уровни русской духовности: народно-бытовое и религиозное (православное) начала в хоровых сценах оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Тема 10. Хоровые сцены в исторических операх Н. Римского-Корсакова. Кантаты и хоровые сочинения a cappella

Особенности драматургии хоровых сцен в операх «Псковитянка», «Царская невеста» (принципы конфликтной драматургии; песня как средство характеристики музыкального действия).

Особенности хорового мышления Римского-Корсакова: многообразие полифонических приемов, сложность композиционных структур. Свободные хоровые обработки народных тем.

Духовно-музыкальные сочинения и переложения Римского-Корсакова (структурные и ладовые особенности используемых роспевов, внимание к тексту, приемы клиросной практики, опора на унисон, способы обработки монодии) и их влияние на композиторов «новой московской школы». Особенности жанра кантаты.

Литература

1. Асафьев Б. Николай Андреевич Римский-Корсаков. 1844–1944 // Избранные труды. Т. 3. М., 1954.

2. Асафьев Б. Об опере. Л., 1985.

3. Гозенпуд А. Н. А. Римский-Корсаков: Темы и идеи его оперного твор- чества. М., 1957.

4. Григорьев С. О мелодике Н. Римского-Корсакова. М., 1961.

5. Данилевич Л. Последние оперы Н. Римского-Корсакова. М., 1961.

6. Евсеев С. Римский-Корсаков и русская народная песня. М., 1970.

7. История русской музыки: В 10 т. Т. 8. М., 1994.

8. Слонимский С. Свободный диссонанс: Очерки о русской музыке. СПб., 2004.

9. Соловцов А. Н. А. Римский-Корсаков. М., 1984.

10. Степанцевич К. О некоторых жанрах русской народной песни в опере Н. Римского-Корсакова и их роль в музыкальной драматургии // Научно-методические записки БГК. Вып. 1. Мн., 1958.

11. Цуккерман В. О сюжете и музыкальном языке «Садко» // Советская музыка. 1983. № 3.

Тема 11. Хоровой речитатив в русской музыке ХIХ–ХХ вв.

Истоки хорового речитатива (плачи, былины, псалмодия, партесный концерт, опера). Проблема речитатива в русской оперной эстетике XVIII–XIX вв.

Черты хорового речитатива в операх М. Глинки, А. Даргомыжского: национальный склад мелодики, песенность, слитность с другими оперными формами, близость бытовому говору. Диалогизация и персонификация хора в операх М. Мусоргского. Типовой склад хорового речитатива в операх Н. Римского-Корсакова. Смена структурных типов речитатива в контексте драматургии опер П. Чайковского.

Новые формы вокального интонирования в хоровой музыке ХХ в.: sprechgesang, мелодекламация, ритмодекламация и др.

Самостоятельность хорового речитатива в советской опере (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Р. Щедрин).

Литература

1. Асафьев Б. Речевая интонация. Л., 1965.

2. Беленкова И. Принципы диалога в «Борисе Годунове» и их развитие в советской опере // М. Мусоргский и музыка XX века. М., 1990.

3. Васина-Гроссман В. Музыкальное и поэтическое слово. Ч. 1, 2. М., 1972.

4. Григорьева Т. Русская хоровая музыка 1970–1980-х годов. М., 1991.

5. Друскин М. Речитатив в русской классической опере // Друскин М.: Иссле-дования, воспоминания. Л., 1977.

6. Ментюков А. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке ХХ века: Опыт типологического анализа. М., 1986.

7. Ментюков А. О роли хоровой декламации в произведениях советских композиторов // Вопросы русской и советской хоровой культуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 23. М., 1975.

8. Паисов Ю. Современная отечественная русская хоровая музыка. М., 1991.

Литература

1. Вопросы русской и советской хоровой культуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 23. М., 1975.

2. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции. М., 2002.

3. Протопопов В. Полифония в русской музыке XVII – начала ХХ в. // Исто-рия полифонии. Вып. 5. М., 1987.

4. Русская хоровая музыка XVI–XVIII вв.: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 83. М., 1986.

5. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 1999.

Учебное издание

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ»

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

Учебная программа для БГАМ

Специальность: 1-16 01 02-02

Минск 2006

Составитель: Бодяко И. М.,

ст. преподаватель кафедры хорового дирижирования БГАМ

Рецензент: Карпилова А. А.,

доцент кафедры истории музыки БГАМ

Утверждена советом Белорусской государственной академии музыки 27 октября 2004 г.

© УО “Белорусская государственная

академия музыки”, 2006

Общий объем курса – 70 ч.

Из них: лекционных – 56 ч.

семинарских – 14 ч.

Пояснительная записка

«История русской хоровой музыки» изучается на IV курсе (7–8-й семестры). Этот курс является одной из ведущих узкоспециальных дисциплин в системе профессионального обучения хоровых дирижеров, предназначение которых – вести исполнительскую, педагогическую, организаторскую и просветительскую деятельность. Изучение русской хоровой музыки должно осуществлять-ся в контексте межпредметных связей.

Курс «История русской хоровой музыки» основывается:

– на совмещении принципов историко-хронологического изложения материала и жанрово-стилевого анализа;

– на проблемно-аналитическом подходе к традициям русской духовной музыки.

Целями и задачами курса являются развитие художественно-исторического мышления студента, навыков историко-стилевого, жанрового анализа, изучение музыкально-теоретических материалов, что в целом обогащает будущего хорового дирижера и является необходимыми условиями для работы над хоровыми произведениями разных жанров русской хоровой музыки от ХV до ХХ века.

Важность этого курса для студентов дирижерско-хоровых отделений обусловливает проведение семинарских занятий разнообразной формы: музыкально-теоретический, вокально-хоровой и стилевой анализ сочинений, исполнительский семинар, музыкальная викторина. Виды заданий, которые даются студентам для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, дифференцируются в зависимости от особенностей хорового творчества того или иного композитора.

Приводимые в программе музыкально-теоретические источники дают возможность преподавателю отобрать материал для дополнительного расширенного изучения курса студентами.

Итоговой формой оценки знаний становится экзамен, который проводится по билетам, содержащим 3 пункта:

– план-конспект ответа по вопросу историко-жанрового характера;

– характеристика хорового творчества русских композиторов;

– исполнительско-стилистический анализ хоровых сочинений русских композиторов.

Тематический план

№ темы Название темы Кол-во часов гадзін   касць гадзiн    
  Лекции   Семинары
1. 2.   3.   4.     5.   6.   7.   8. 9.   10.     11.   12.   13.   14.   15.   16.   17.   18. Древнерусское хоровое искусство. Формирование и развитие русского партесного концерта XVII – первой трети XVIII в. Русский классический хоровой концерт XVIII в. Возникновение русской оперы. Особенности хоровых сцен в операх русских композиторов доглинкинского периода. Хоровая драматургия в русской опере ХIХ–ХХ вв. Хоровая драматургия опер М. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль А. Даргомыжского в развитии русской хоровой музыки. Опера «Князь Игорь» А. Бородина. Хоровые сцены в сказочно-эпических операх Н. Римского-Корсакова. Хоровые сцены в исторических операх Н. Римского-Корсакова. Кантаты и хоровые сочинения a cappella. Хоровой речитатив в русской музыке ХIХ–ХХ вв. Особенности драматургии хоровых сцен в операх М. Мусоргского. Драматургическая роль хора в операх П. Чайковского. Многообразие использования фольклорных жанров в русской хоровой музыке. Многообразие жанров в русской хоровой музыке a cappella конца XIX – начала XX в. Вокально-симфоническое творчество русских композиторов. Хоровая фактура и особенности хоровых со-чинений а cappella C. Танеева, С. Рахманинова. Разнообразие принципов многохорности в русской хоровой музыке.                                                        
   
ВСЕГО 70

Содержание курса

Наши рекомендации