Особенности русской музыки XIX века

Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному творчеству: составляются сборники музыкального фольклора, А.П. Гурилевым и другими композиторами создают­ся вариации на темы народных песен.

Распространенным музыкальным жанром в эти годы становится лирический и бытовой романс (А.Е. Варламов, А.А. Алябьев). Наряду с ним возник новый вид вокального искусства – романтическая баллада. Развитие русской оперы связано с именами А.Н. Верстовского и К.А. Кавоса. Сцену прочно завоевали сказочные оперы и оперы-водевили.

Отечественная война 1812 г. принесла на русскую сцену народно-героическую тематику. Основоположником нового классического жанра в развитии музыкального искусства явился М.И. Глинка. Своим творчеством он утверждал народность, национальную самостоятельность русского классического искусства.

Его опера «Жизнь за царя» (современное название – «Иван Сусанин») была сухо встречена светом, который шокировала «кучерская музыка», но в числе поклонников оперы были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский. Помимо этого М.И. Глинкой были созданы опера «Руслан и Людмила», романсы, увертюры, ряд фортепьянных и вокальных произведений. Вслед за Глинкой основоположником русской классической музыки следует назвать А.С. Даргомыжского («Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость», вокальные ансамбли, хоры, романсы).

На вторую половину XIX в. приходится расцвет русской музыкальной культуры: высокого уровня достигло исполнитель­ское мастерство, активизировалась концертная деятельность. Особую роль в истории русской музыки сыграла деятельность кружка «Могучая кучка». В этом творческом содружестве объединились М.А. Балакирев, П.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский. А.П. Бородин пишет известную оперу «Князь Игорь», основанную на древнерусском эпосе.

Сочинение музыки не являлось основным занятием А.П. Бородина (как, впрочем, и для других членов содружества). Он был медиком и профессором химии, основал бесплатную музыкальную школу. В своих симфонических поэмах А.П. Бородин стремился к воссозданию национального колорита. Фантастический и завораживающий оркестр – одна из самых характерных черт творчества Н.А. Римского-Корсакова, автора классического учебника по инструментовке (симфоническая поэма «Шехерезада», оперы «Снегурочка», «Царская невеста»). Живые, колоритные образы были созданы М.П. Мусоргским, он показал личность во всем её многообразии и сложности, создал такие произведения, как «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», оперы «Борис Годунов», «Хованщина».

Гениальным последователем «Могучей кучки» был П.И. Чайковский. Его произведения отличают блестящая оркестровая палитра, яркие, выразительные чувства и эмоции. Чайковский – автор шести симфоний, трех концертов, девяти опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), трех балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), более 100 романсов и песен.

Неоценимую роль в истории музыкальной культуры сыграли братья Рубинштейны. Антон – знаменитый пианист, композитор, дирижер. Николай – замечательный музыкант, дирижер. По инициативе А. Рубинштейна было организовано Русское музыкальное общество, а в 1862 г. – первая в России консерватория. Последние десятилетия России XIX в. ознаменованы творчеством ряда новых композиторов: А.К. Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова и др.

Народность, гуманизм и правдивость русского музыкального искусства обеспечивали ему все более сильное влияние на судьбы отечественной культуры.

3. Музыкальная культура ХХ – XXI веков

Для музыки начала ХХ столетия характерно разнообразие тенденций, стилей и языка. Музыкальное искусство того периода полно новаторских идей. Одной из особенностей музыкального языка начала века стало обращение к жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Усилился интерес к фольклору (С.В. Рахманинов, М. Равель).

Предшественниками новых течений были Р. Вагнер, Г. Малер, К. Дебюсси, заложившие своим творчеством основные принципы музыки ХХ в.

И.Ф. Стравинский, Б. Барток, А. Шенберг – триада композиторов-модернистов, чье творчество стало основой для всей музыкальной культуры столетия.

Музыкальный экспрессионизм развивался в 1920 – 1930-х гг. ХХ в. Творчество композиторов ХIХ в. Р. Вагнера («Тристан и Изольда») и Р. Штрауса («Саломея») послужило исходной базой для нового направления. В противовес классическим и романтическим идеалам с их идеализированным восприятием, экспрессионизм привнес в искусство трагическое отношение к окружающему миру. Истоками экспрессионизма являются проблематика отчужденности человека, окружающее его зло, символика грядущей войны. В противовес бездуховной жизни экспрессионизм выражает веру в духовные силы человека, запредельность его сознания, пророчества и познание интуитивной истины. Зародился экспрессионизм в первое десятилетие ХХ в. в Германии. Самыми известными мастерами жанра являются А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн. После Второй мировой войны экспрессионизм получил дальнейшее развитие в авангардизме.

Авангардизм окончательно расстается с тональной музыкой. В жанре нет единых идейных платформ, можно говорить только о группах, использующих те или иные приемы звучания. Новые формы требуют подготовленного слушателя, авангардизм является наиболее отчетливо выраженным образцом элитарной культуры. В середине ХХ в. была популярна т.н. «конкретная» музыка, представляющая собой запись различных шумов окружающего мира, часто искусственно деформированных. Эксперименталь­ным звучанием обладала и запись человеческого голоса, искаженного многократными наложениями и «прокручиванием» пленки в обратном направлении. Жанр очень тесно связан с НТР, без использования электронной аппаратуры, синтезаторов трудно представить авангардизм. Композиторами, работавшими в этом жанре в России, были С.С. Прокофьев, М. Шнитке.

Первое десятилетие нового века было ознаменовано появлением русской балетной труппы в Париже под руководством С.П. Дягилева. Он сумел собрать лучших артистов (А.П. Павлова, В.Ф. Нижинский и др.), хореографов, сценографов. Всемирную известность и славу группе принесли постановки балетов И.Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петруш­ка», «Весна священная». Эпоху в истории русского и мирового музыкального театра составила деятельность Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова.

Советский период в музыке представляют имена таких видных композиторов, как А.И. Хачатурян, Д.Б. Кабалевский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Они оказали огромное влияние на развитие музыкального искусства страны, были широко известны на Западе.

Вслед за этапом конца XIX в., когда сфера легкой музыки ограничивалась танцами и театрами варьете, в самостоятельное направление выделяется легкая или популярная музыка. 20‑е гг. – неоспоримое царство чарльстона и фокстрота. 30-е гг. – время широкого распространения свинга, господство джазовых оркестров Б. Гудмена и Г. Миллера. Джаз основан на интересе к чужим культурам. К этой стилистике относятся «Регтайм» и «Эбеновый концерт» И.Ф. Стравинского. В 40-е гг. в Европе торжествует французский шансон: М. Шевалье, Э. Пиаф. Все большую популярность завоевывают латиноаме­риканские песни и танцы.

В 50-е гг. зарождается новый стиль – рок-н-ролл. Его символами становятся Э. Пресли и Ч. Берри. В 1962 г. «Биттлз» предложили музыкальному рынку свой первый диск, обозначив начало новой музыкальной волны. Во второй половине ХХ в. в рок-музыке возникают такие направления, как хард-рок, хэви-металл и др. В 1980-х гг., когда стали преобладать электронные инструменты, складывается стиль «техно». Стилю поп-рока сопутствовала музыка более мелодичного склада (Ф. Синатра, Х. Иглесиас, группа «АББА» и др.). Рок-музыка не ограничива­лась песнями. В ней присутствуют и крупные формы – композиции в жанре арт-рок Р. Вейкмана, советская рок-опера «“Юнона” и “Авось”», программа «Стена» группы «Пинк Флойд» и др.

В СССР, начиная со времен «оттепели», наряду с официально разрешенной эстрадной музыкой получают развитие и полулегальные бардовские песни (Б. Окуджава и др.). «Классиком» этого жанра стал Владимир Высоцкий. Особую страницу в отечественную музыкальную культуру ХХ в. вписал русский рок1970-80-х гг. Хотя молодежь в целом благосклонно воспринимала тогдашние ВИА (вокально-инструментальные ансамбли – «Песняры», «Синяя птица» и др.), гораздо большей популярностью у нее пользовались рок-группы «Машина времени», «ДДТ», «Аквариум», «Кино» и другие представители музыкальной контркультуры.

Сегодня легализация русского рока не привела к его победе над эстрадой. Главным итогом «гласности» в области популярной музыки стало господство т.н. «попсы» (по крайней мере, на радио и телевидении). На Западе в начале XXI в. в этой области также наблюдается определенный застой, показателем которого можно считать моду на римейк. Пока создать что-то принципиально новое не удается.

Как видим, музыка является важным компонентом культуры. Она возникает на заре человечества и сопровождает его на всех этапах жизни.

Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков

1. Специфика театрального искусства.
Развитие отечественного театра в XX – XXI вв.

Театр – одна из древнейших символических форм. Истоки этого вида художественного творчества обнаруживаются на самых ранних этапах истории человеческого общества – в ритуальных магических обрядах, в языческих праздниках. Само слово театр (theatron) – греческого происхождения и буквально означает «места для зрелища, зрелище». Появившись в рамках религиозных культов, зрелища постепенно проникали в светские сферы жизни. У разных народов в разные историче­ские периоды возникали все новые формы театрализованный показов: древнегреческие трагедии и комедии, кукольные, оперные и балетные представления, театр теней и театр масок, бродячие группы артистов и музыкантов, агитбригады, варьете и многое другое. Театр представляет собой синтетическую форму художественного творчества, в которой движение, слово, свет, цвет, звук, игра исполнителей одновременно воздействуют на зрителя.

В средневековой Европе (в том числе и на Руси) социальный статус актеров был очень низким. Длительное время лицедейст­во (актерская игра) считалось не совсем пристойным и богоугодным делом, находилось под бдительным контролем властей и церкви, участвовать в нем разрешалось только мужчинам.

С XIX в. театральные постановки стали неотъемлемой частью досуга жителей стран Европы. Театр с того времени играет в общественной жизни разные роли. Он может развле­кать зрителя, отвлекать его от проблем, выражать общественное мнение, быть политической трибуной, пропагандистской машиной или экспериментальной творческой площадкой.

Первые попытки организовать светские театры в России относятся к XVII в. Настоящее знакомство привилегированной публики с этим видом художественной культуры происходит в следующем веке, когда в Российской империи вслед за другими заимствованиями из Западной Европы появляются балетные, оперные и драматические театры, самобытные драматурги. Вплоть до середины XIX в. в России были широко распрост­ранены крепостные театры в дворянских усадьбах. Из несвободного сословия вышло немало выдающихся русских актеров, в частности М. Щепкин. Специфика России заключается в том, что здесь общедоступные театры всегда находились под прямым контролем государства и царской семьи. Все управление театральным делом находилось в руках Дирекции императорских театров, и только в 1882 г. были разрешены антрепризы – частные театры с вольным репертуа­ром.

Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге стали центрами развития российского музыкального театра, Малый театр в Москве – драматического искусства.

Первые оперные и балетные спектакли в России осуществлялись итальянскими и французскими постановщика­ми. В первой половине XIX в. наибольшей популярностью пользовались оперы-водевили, в которых музыкальное действие на легкий сюжет прерывалось разговорными сценами. Рождение классической национальной оперы связано с именем М.И. Глинки. Во второй половине столетия этапными для истории русского театра стали постановки балетов и опер П.И. Чайковского, опер Н.В. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского. Школа русского академического балета формировалась многими хореографами, наиболее значительный вклад в её развитие внесли М. Петипа, М. Фокин и А. Горский.

Во многих городах российской провинции театры создавались по инициативе местных жителей и на средства местных предпринимателей. Особенно активно география театрального искусства расширялась после реформ 1860-х гг.

В начале ХХ в. российский оперный и балетный театр за несколько лет завоевывает популярность в Европе. Благодаря «Русским сезонам», в организации которых огромную роль сыграл меценат С.П. Дягилев, Париж, Лондон, Стокгольм и другие западные столицы познакомились с творчеством выдающихся деятелей русского театра, композиторов И.Ф. Стравинского и С.В. Рахманинова.

В драматическом театре предреволюционной России наиболее яркие достижения связаны с именами реформаторов сценического искусства Е.Б. Вахтангова, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, видевших в театральном действе содружество драматургии, актерского ансамбля, сценического оформления.

Основу новой школы актерской игры составляло мастерство психологического перевоплощения. Актеры этой школы В.И. Качалов, М.Н. Ермолова, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. были не просто кумирами публики, но и властителями дум.

Поиски нового авангардного искусства, свойственные культуре начала ХХ в., затронули и театр. В эти годы начинает свою творческую жизнь В.Э. Мейерхольд, великий экспери­ментатор театральной формы и актерской техники.

В советскую эпоху политика властей в отношении театров поменялась очень резко. Сразу после революции в театрах наступила эпоха экспериментов.

Первоначально в революционной горячке советская власть даже ставила вопрос о ликвидации Большого театра как символа императорской России. Вместо «буржуазных» опер и балетов в дни революционных торжеств на улицах крупных городов с участием жителей и самодеятельных артистов разыгрывались многотысячные агитационные «мистерии», посвященные свержению самодержавия, «победе труда над капиталом» и другим политическим сюжетам. Усилиями Н.И. Сац впервые возникает специальный театр для детей и юношества. Появляются ТРАМы (театры рабочей молодежи) и другие формы вовлечения «простого» человека в искусство.

Однако и новому руководства, и публике авангардный театральный язык В.Э. Мейерхольда был непонятен, сатира на абсурдные стороны советской жизни в пьесах «Клоп» и «Баня» В.В. Маяковского или «Мандат» и «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана вызывала подозрения властей. Только в Москве в 1936 – 1937 гг. по идеологическим мотивам закрыто 9 театров, многие актеры, драматурги, режиссеры были репрессированы.

Трагически закончилась жизнь В.Э. Мейерхольда, чей театр был закрыт, а сам он арестован и расстрелян по ложному обвинению. Много лет провели в ссылках драматург Н. Эрдман, будущие знаменитые актеры Г. Жженов, П. Вельяминов, театральные деятели национальных республик.

С 1930-х гг. творческая вольница заканчивается, в годы сталинизма реализуется новый лозунг: «Назад, к классике!». Колоссальной поддержкой властей пользовалась литературная, оперная и балетная классика.

Олицетворением нового «большого стиля» стали Большой и Кировский (бывший Мариинский) театры. Там работали высокоодаренные дирижеры и постановщики (С.А. Самосуд, Б.А. Покровский), хореографы (К.Я. Голейзовский, Ф.В. Лопухов, Л. Лавровский) певцы (М.Д. Михайлов, М.П. Максакова, Н.В. Обухова), артисты балета (Г.С. Уланова, М.Т. Семенова, О.М. Лепешинская, К.М. Сергеев). В музыкальном театре работали выдаю­щиеся композиторы ХХ в. С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян. Уникальную методику подготовки артиста классического балета создала А.Я. Ваганова.

Власть проводила политику демократизации театральной публики, требовала простой, реалистичной формы, т.к. считалось, что искусство должно быть понятно народу. В СССР появляется «народная классика» – популярные арии из опер, мелодии инструментальной музыки. Так, феноменальная слава сопровождала творчество самых успешных солистов Большого театра С.Я. Лемешева и И.С. Козловского.

В драматическом искусстве театром номер один стал МХАТ. Все театральные постановки (от кукольных детских театров до мюзик-холлов) жестко контролируются цензурой, обязательной частью репертуара становятся спектакли на революционную и советскую тематику, восхваление политиче­ских вождей.

В годы «оттепели» театр превращается в общественную трибуну. Наибольший интерес и споры вызывали постановки театров «Современник» (реж. О.Н. Ефремов, Г.Б. Волчек), драмы и комедии на Таганке (реж. Ю.Н. Любимов), Большого драматического театра в Ленинграде (реж. Г.А. Товстоногов), спектакли режиссера А.В. Эфроса.

1960–1970-е гг. – время расцвета советского балета. Всего в стране насчитывалось около 60 балетных коллективов, не считая студий и самодеятельных театров. Появляются новые центры балетной классики, в частности Пермская хореографи­ческая школа и балетная труппа Пермского театра оперы и балета. В столичных театрах на этот период приходится пик творчества хореографа Ю.Н. Григоровича, танцовщиков М.М. Плисецкой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, В.В. Васильева, М.Э. Лиепы. На оперных спектаклях заблистали Г.П. Вишневская, И.К. Архипова, Е.Г. Нестеренко, Е.В. Образцова и другие звезды сцены.

В 1970–1980-е гг. активно развивается жанр сценической публицистики, когда участники спектакля непосредственно обращаются к залу и каждый спектакль превращается в дискуссию о наболевших проблемах современности. Театраль­ные залы становятся местом, где можно было высказать протестные настроения, намекнуть на несправедливость и фальшь советской жизни. Особой популярностью пользовались постановки и актеры столичных Театра Сатиры (гл. реж. В.А. Плучек), Театра им. Ленинского комсомола (гл. реж. М.А. Захаров), театра им. В.В. Маяковского (гл. реж. А.А. Гончаров).

После распада СССР театры, с одной стороны, лишились гарантированного государственного финансирования, пережили очень трудные времена перехода от заказной плановой экономической системы к рыночной. С другой стороны, исчезли все контролирующие и цензурные организации, в театр пришел частный бизнес, расширились возможности международных обменов. В этих обстоятельствах обострилась как проблема сохранения театральных традиций, так и задача модернизации нового российского театра, приведение его в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.

Наши рекомендации