Понятие «национальная культура
Билет 16
Данилевский «о культурно-исторических тинах».
Данилевский выделил следующие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации):
1) Египетский
2) Китайский
3) Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский
4) Индийский
5) Иранский
6) Еврейский
7) Греческий
8) Римский
9) Аравийский
10) Германо-романский, европейский
К ним можно добавить два американских (мексиканский и перуанский), погибших насильственной смертью.
Среди этих типов Данилевский различал уединенные и преемственные.
Он считал, что ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно.
По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:
1) Положительная деятельность культурно-исторического типа
2) Разрушительная деятельность, придающих смерти одряхлевшие цивилизации
3) Служение чужим целям в качестве «этнографического материала»
Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:
1) Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.
2) Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к тому или иному культурно-историческому типу, пользовались политической независимостью. 3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.
4) Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов.
5) Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу».
Выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций:
1) Пересадка (колонизация) – политическая или религиозная экспансия развитых государств. Предлагает повсеместное распространение единственной формы цивилизации любыми средствами и методами.
2) Прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа.
3) Удобрение – плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ.
Понятие «национальная культура.
Понятие национальной культуры.
Но под словом культура можно так же понимать локальные культуры - культуру некого конкретного, исторически определенного общества. В процессе развития человечества возникают разнообразные локальные культуры. Каждая, из которых обладает своими специфическими чертами и особенностям. Это является следствием различий в географических и социально-исторических условиях существования стран и народов и их относительной обособленности друг от друга. Особое место среди локальных культур занимают культуры этнические и национальные, создаваемые от дельными племенами народами нациями.
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.
Внутри национальных культур выделяют субкультуры. Это культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп воплощающие в себе их отличия их образа жизни, мышления и поведения от культурных общенациональных норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, субкультуры религиозных конфессий). Особую роль в развитии культуры того или иного социума имеют конфессиональные субкультуры, которые складывается на основе принадлежности к тому ил иному вероисповеданию. Каждая из мировых религий создает свою разновидность субкультуры. Так же специфические субкультуры могут формироваться в рамках ветвей мировых религий, например в рамках христианства существуют католическая.
Протестантская и православная культуры. Профессиональная субкультура – формируется на основе ценностей норм поведения и пр. разделяемых одной профессиональной группой. На формирование этой формы субкультуры большое влияние оказывает профессиональное образование и подготовка. Она тесно связана с содержанием работы и той ролью, которую играют в обществе ее представители.
Иногда отход субкультуры от общенациональной заходит так далеко, что ее приверженцы ее становятся в оппозицию к обществу и вступают в конфликт с существующими в нем традициями и правилами жизни. В таких случаях культура превращается в контркультуру. В узком смысле термин контркультура означает идейное течение и общественное движение групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун. Идеология контркультуры носила полемическую направленность против
Культурами называют и культурные образования, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран и народов: например типы культур, которые складываются на различных этапах человеческой истории (первобытная культура, современная культура) Для обозначения образований такого рода используют термины «культурный мир», мета культура, цивилизация.
Билет 17
Культура Англии.
Культура Соединённого Королевства богата и разнообразна. Она в значительной мере влияет на культуру в мировом масштабе.
Великобритания обладает сильными культурными связями со своими бывшими колониями, особенно с теми государствами, где английский язык является государственным. Так, некоторые английские музыкальные исполнители заметно повлияли на развитие музыки в мире (Beatles). Значительный вклад в британскую культуру за последние полвека внесли иммигранты из Индийского субконтинента и стран Карибского бассейна. В процессе формирования Соединённого Королевства в его состав вошли культуры бывших независимых государств, поэтому можно также рассматривать их в отдельности:
Архитектура Великобритании состоит из эклектичного многообразия архитектурных стилей, включая те, что предшествуют созданию Соединенного Королевства. Англия стала наиболее влиятельным центром архитектуры острова, однако значительную роль в международной истории архитектуры играют уникальные стили Ирландии, Шотландии, Уэльса. Хотя есть образцы доисторического и классического строительства, британская архитектурная история начинается с первой Англо-Саксонской Христианской церкви, построенной вскоре после прибытия Августина Кентерберийского в Великобританию в 597 г. Образцы норманнской архитектуры встречаются с XI века по всей Великобритании и Ирландии. Между 1180 и 1520 гг. процветала английская готическая архитектура, первоначально импортированная из Франции, но быстро развившая свои уникальные качества.
Британская архитектура тесно связана с историей страны. Часто ведущие военно-политические инициативы шли от её юго-восточной и центральной области, известной как Англия. Но на острове жили разные народы с разными культурами и языками — Уэльс, Шотландия, соседний остров Ирландия. Английским правителям понадобилось несколько столетий, чтобы политическими ухищрениями, войнами или насилием соединить различные области в единое королевство, не имеющее федеративного устройства. Стремление к самостоятельности или хотя бы к автономии в Шотландии и Северной Ирландии не было преодолено и к XX веку. В прошлом это стремление обусловило войны, ряд национально-освободительных восстаний и их подавления, династические изменения. Стремление к автономии прорываются сегодня то в вооруженных конфликтах в Северной Ирландии, то в волне распространения валлийского языка во Уэльсе — при господстве языка англичан на острове. В довольно спокойную британскую современность это вносит черты нервозности, хорошо скрытого напряжения из-за нерешённости национальных проблем, языкового вопроса и религиозных разногласий (ирландцы — приверженцы католицизма в протестантском британском окружении).
Протестантизм в форме англиканства в XVI веке занял ведущие позиции в религиозно-политической жизни королевства. Это обусловило значительные особенности развития искусства на острове — ограниченный характер идей возрождения, что больше отразилось в литературе, чем в архитектуре или живописи.
· короткий срок существования английского барокко, весьма сдержанного — и из-за его заимствованного характера, и из-за противостояния с католическими странами Европы — поклонницами стиля барокко (стиль иезуитов)
· поиски собственного пути в искусстве и приверженность преимущественно идеям палладианства и классицизма в XVII—XVII вв.
· мещанский или мелкобуржуазный характер архитектуры XVIII—XIX вв.
· национальная приверженность средневековым формам искусства и архитектуры и возвращение к готике в XVII, и особенно в XIX веке в форме неоготики.
Английская философия. Английская философия имеет длительную многовековую традицию. Считается, что она берет свое начало в эпоху средневековья (Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский). Одним из наиболее популярных английских философов в XX веке (особенно в период между двумя мировыми войнами) был Бертран Рассел (1872—1970). Широкую известность получил выдающийся представитель философии истории Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975). В XIX—XX вв. английская философия была тесно связана с ведущими университетами и ряд философов получил известность благодаря своей преподавательской деятельности. Поэтому главные университеты страны (в Оксфорде, Кембридже, Эдинбурге, Глазго, Манчестере, Ливерпуле, Бристоле и т. п.) являются одновременно и основными философскими центрами. В настоящее время английская философская мысль сохраняет свою значимость и выступает как одна из ведущих национальных традиций в мировой философии.