Методика обучения. Классификация методов и приёмов обучения

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педа­гога с учениками. Здесь большое значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принци­пы и способы обучения.

Каждому учителю, приступая к работе, приходится решить следующие вопросы:

♦ для чего учить — цели и задачи (воспитательные, образовательные,

практические);

♦ чему учить — содержание учебного процесса;

♦ как учить — исследование процесса преподавания, использование различных форм, методов, технологий;

♦ как учатся дети — исследование процесса обучения и воспитания; итогов педагогической деятельности, качества развития детей;

♦ средства обучения — оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом, организация рабочего места учителя и уча­щихся.

Под словом методикаимеется в виду, прежде всего совокупность рацио­нальных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может быть общей,рас­сматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету (методика преподавания изобразительного искусства).

Под методом обученияпонимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

Традиционно метод обучения определяют как систему целенаправленных действий педагога, организующих познаватель­ную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обу­чения— это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных об­щим направлением, складывается система обучения. Примерами могут слу­жить системы обучения изобразительному искусству В.С.Кузина, Б.М.Немен­ского, Т.Я.Шпикаловой и др.

Методика преподавания изобразительного искусства как наукатеоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обуче­ния, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психоло­гии, эстетики и искусствознания.

Эффективность учебной работыпо предмету достигается при исполь­зовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учи­теля, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот про­цесс самих детей, умений наладить взаимоотношения с учащимися. Эф­фективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других учите­лей, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывает­ся своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с об­щими целями и задачами современного преподавания изобразительного ис­кусства, которые были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению. Познакомиться с историей методов преподавания изобразитель­ного искусства можно по книгам Н.Н.Ростовцева.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразователь­ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Соколь­никова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, компози­ции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и сред­ней школы.

Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных ме­тодов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демон­страции, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. При­ем чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода.

Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный вы­бор методов, необходимо, видимо, прежде всего, знать возможно­сти и ограничения всех методов обучения, понимать, какие зада­чи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

Любой же метод, используемый как универсаль­ный, теряет эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой дан­ное средство используется.

Наши рекомендации