Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество Урала ХХ века
Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество Урала ХХ века. 1
Меднопосудное производство. 2
Самовары.. 23
Колокололитейное производство. 26
Декоративная и художественная бронза. 29
Уральское художественное литье. 30
Златоустовская гравюра на стали. 35
Центры росписи металла на Урале. 37
Художественное литье, ковка, гравюра на стали. 38
Лаковая роспись по металлу. 46
Резные изделия из камня и ювелирные украшения. 49
Художественное стекло. 56
Керамические и фарфоровые изделия. 57
Художественная резьба, роспись дерева и бересты, лозоплетение. 62
Художественное ковроткачество, вышивка, кружевоплетение, пуховязание, батик, кожа, лоскутное шитье. 69
Орнаментальное искусство Урала. 76
Конец ХХ столетия характерен повышенным интересом к изучению традиционных форм отечественной культуры, которая основывается на двух основных задачах: углубление представлений об исторических формах и сбор сведений о состоянии народной культуры. В тесной зависимости от изучения общих направлений находятся вопросы, отражающие историко-культурные особенности каждого локального центра России. Не случайно и Государственными образовательными стандартами высшего, среднего и начального профессионального образования в процессе подготовки специалистов по различным направлениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства предусмотрено отражение в учебных планах национально-региональный компонент в качестве дополнения к федеральному. Эти стандарты призваны отражать не только культурные и образовательные потребности того или иного региона России, но также особенности, уровень и тенденции исторического развития общества, сохранения и использования в новых экономических условиях лучших традиций. Будущие специалисты должны овладеть всем богатством духовных и культурных ценностей, так как для многих этот процесс постижения может и должен стать основой художественно-творческой деятельности.
Высокая научная ценность проявлений художественной культуры Урала признается всеми ведущими специалистами (В.А.Барадулин, Б.В.Павловский, Г.Н.Чагин и др.), что способствует осмыслению наследия прошлого. Констатируя этот факт исследователи объяснили и причину его проявления. Прежде всего это необычайная талантливость народа. В ХУШ-Х1Х веках новый этнос имел за плечами не только профессиональные навыки каменщиков, плотников, металлургов, но и огромный багаж знаний, жизненного опыта, культурных и художественных традиций. И даже при различии взглядов и интересов, ведения хозяйственного уклада проявлялись единые точки мировоззрения, которые цементировали этих людей. Для многих из них новая среда бытования на Урале способствовала зарождению и развитию чугунолитейного, меднопосудного, булатного, гранильного, керамического, лакового и других художественных производств, повлияла на развитие новых экономических отношений между Востоком и Западом,. Благодатная ситуация, благодаря которой закладывались основы новых отношений людей, повлияли на расцвет художественной культуры, искусства, образования.
ХХ век хотя и утратил многие важные факторы, выработанные на протяжение длительного времени, но превнес новое осмысление и понимание историко-культурного наследия. Время великих политических и социальных потрясений в России непосредственно влияло и на развитие декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества. В первые годы становления советской власти в стране, например, в основу структуры многих народных художественных промыслов и ремесел был положен принцип объединения в различные Артели промысловой кооперации, которые просуществовали до 1960 года, после чего превратились в крупные производства. С этого времени осуществляется целенаправленная политика государства по сохранению и развитию народной художественной культуры. Особенно важными можно считать документы “О мероприятиях по дальнейшему развитию местной промышленности и народных художественных промыслов” (1966г.), “О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов” (1968г.), “О народных художественных промыслах” (1975г.), в результате которых восстановлены не только традиционные места бытования народных художественных промыслов и ремесел, но и созданы новые предприятия, занимающиеся выпуском изделий, обладающих художественной значимостью.
Появились общественные и государственные организации (например, Ассоциация народных художественных промыслов, Свердловский областной дом фольклора, муниципальный центр “Гамаюн”, Уральский центр народных промыслов и ремесел (г.Екатеринбург), музейные комплексы в Хохловке (Пермская обл.) и Нижней Синячихе (Свердловская обл.) и другие), заинтересованные в поддержке деятельности народных мастеров и пропаганде их деятельности. Работают учебно-творческие мастерские по художественным направлениям, проводятся семинары, выставки, творческие встречи, что помогает привлечь внимание общественности к проблемам сохранения и возрождения народных промыслов и ремесел.
С этих позиций автор и рассматривает основные стилевые и художественные направления деятельности людей в сфере декоративно-прикладного искусства и народном художественном творчестве Урала на современном этапе. Подготовленный материал способен обогатить представления о силе и размахе талантливости и художественной одаренности народа. Неисчерпаемое богатство мыслей и чувств, не способно оставить мыслящего человека равнодушным. Изучать предыдущий историческо-культурный опыт – значит искать и находить для себя положительные моменты истины, вырабатывать способы индивидуального подхода к решению творческих задач.