Тема 59. Народное декоративно-прикладное искусство России в современных условиях: роль художественных промыслов, народных мастеров

В истории нашей страны после 1917 г. традиционное домашнее ремесло шло на убыль, его место все в большей мере стали занимать художественные промыслы. Пережив период оживления и расцвета в 1920-1930-е годы, вследствие идеологического воздействия и некомпетентного вмешательства, оно вступило в длительную полосу кризиса.

Возрождение народных традиций в деятельности художественных промыслов началось лишь в 1960-1970-е годы.

Известный специалист по народному искусству М.А. Некрасова выделяет четыре формы существования народного декоративно-прикладного искусства в условиях современности, которые исторически сложились в прошлом и окончательно сформировались в России к середине XX столетия:

· народное вещно-прикладное творчество в рамках своего аутентичного бытования, связано с породившими его условиями - этнографически-региональным укладом жизни;

· коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося на почве местной художественной традиции;

· творчество отдельных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию;

· организованные мастерские, которые имеют свои помещения, необходимые средства, оборудование, свои кадры и соответствующий план по производству изделий (фабричная форма искусства).

Первая форма народного искусства - творчество населения, развивающегося в рамках своего этнического бытования. Носителями ее будут непосредственно сами жители этих районов, исконно занимающиеся ремеслом для собственных нужд и потребностей данного региона. Это творчество существует и в наши дни в отдаленных, изолированных районах страны, замкнутых в силу особых географических и экономических условий (например, Северный Кавказ, Крайний Север, Памир, отдельные районы Дальнего Востока). Наследственное ремесло в этих регионах - привилегия родовая, семейная, и передается она непосредственно из поколения в поколение, от одного родственника другому, в процессе изготовления самой вещи.

Относительно трех других форм бытования народного искусства сложность заключается в том, что художественные промыслы заметно изменились по своему характеру, составу мастеров и исполнителей, по уровню исполнения и облику самих изделий. Многие изделия стали просто предметами искусства, соответственно изменился и потребитель.

Понятие «народные, художественные промыслы» стало и без того еще более широким и запутанным в силу участия в них разных мастеров и художников - профессионалов.

Исключение могут составлять те промыслы, где сами мастера являются авторами и исполнителями изделий и предметов быта, где главным остается творческий труд и ремесло. Носителями традиции в подобных промыслах выступают мастера, творчество которых развивается на основе местной традиции, а материальная заинтересованность сочетается с потребностями в творчестве. Такие промыслы существуют, но их, к сожалению, немного. Здесь изготавливают, как и прежде, утилитарные предметы ручной выделки, которые создаются исключительно для себя или для продажи в ограниченных масштабах.

Важный вопрос - механизмы передачи традиции в новых условиях..

Отличие современных механизмов передачи традиции от народной культуры прошлого особенно заметно в четвертой форме народного искусства - на крупных фабриках и предприятиях. Традиция осваивается не в форме непосредственной передачи из поколения поколение в семье, роде, а в процессе обучения в школе, техникуме и т.д. Поэтому здесь соединяются элементы фольклорной традиции, творчество мастера и профессиональное искусство.

Третья форма - творчество отдельных мастеров. Часто употребляемый сегодня термин «народный мастер» объединяет очень разных людей: общее для них - определенный профессионализм, владение самобытной художественной системой местного искусства с ее традициями и канонами, создание конечного продукта - вещей, предметов; отличное - каждый автор интерпретирует эти нормы в меру своих способностей, привнося свою творческую индивидуальность, свое понимание канона; некоторые из них испытывают воздействие среды, коллег, искусствоведов, критиков; в результате их творчество предстает то индивидуализированным, то отступающим от канона, то идущим на поводу у специалистов-искусствоведов.

Сегодня в условиях рынка все мастера, оказались в одних и тех же условиях - они вынуждены искать рынок, объединяться или наоборот, выходить из объединений.

Одновременно с активизацией индивидуальных черт в авторских изделиях происходит и своего рода деканонизация (то есть, утрата канона). Расширяется ассортимент изделий, обновляются старые предметы и орнаменты, мотивы, приемы декора заменяются новыми - чаще всего с современной тематикой. Все это свидетельства того, что многие промыслы все более отдаляются от исконной народной вещной культуры.

Таким образом, в современном народном декоративно-прикладном искусстве происходят сложные процессы, которые требуют дальнейшего изучения.

Наши рекомендации