Основные направления и функции методической работы
Методическая деятельность всех уровней воздействия строится на опыте, обобщенном и освещенном теорией культурно-досуговой деятельности. Поэтому она чрезвычайно разнообразна по содержанию, формам выражения, географии.
Организационно-методическое обеспечение деятельности КДУ осуществляют методические службы различных видов:[1]
ØРайонные дома культуры;
ØРайонные (городские) организационно (информационно, координационно) -методические центры;
ØМетодические кабинеты при КДУ;
ØОрганизационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой.
Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах:
Øкак учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом);
Øкак филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры;
Øкак специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) КДУ или органа управления культурой.
Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Основными функциями методической службы являются:[2]
ØОрганизация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;
ØПовышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;
ØОрганизации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;
ØСоздание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
ØМониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;
ØРазработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;
ØРазработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;
ØСбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.
В условиях преобразований административной, бюджетной сферы и возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности учреждений клубного типа, значительно повысилась роль методических служб различных уровней.
В этих условиях возрастают роль и значение региональных и низовых органов методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, ибо только они могут помочь успешному внедрению новых технологий распространения культуры. Несмотря на серьезные потрясения структуры методического обеспечения на уровне республик (в составе РФ), краев и областей большинство научно-методических центров этого регионального уровня сохранены и продолжают работать.
Задачи республиканских, краевых, областных научно-методических центров аналогичны задачам Государственного Российского Дома народного творчества, но применительно к своему региону. Осуществляется координация деятельности ГРДНТ, региональных центров и низовых методических центров.
К низовым методическим центрам системы методического обеспечения следует отнести методические кабинеты районных домов культуры. В каждом административном центре района имеется районный дом культуры независимо от наличия в этом центре городских и других клубных учреждений. Районный дом культуры подчинен непосредственно отделу культуры администрации района и организует разнообразную культурно-досуговую деятельность среди населения районного центра и населенных пунктов, расположенных на территории района.
Районный дом культуры является центром методического обеспечения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов района. Районный дом культуры, кроме того, осуществляет методическую работу и в других учреждениях культуры, не относящихся к Министерству культуры РФ.
Своеобразной методической лабораторией районного дома культуры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в практику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идет процесс изучения, обобщения и распространения положительного опыта. Методический кабинет совместно с отделом культуры обеспечивает повышение квалификации клубных работников, руководителей коллективов художественного и технического творчества. Методкабинет направляет в клубные учреждения методические разработки, в том числе: сценарные материалы, репертуарные сборники; оказывает практическую помощь в постановке культурно-досуговых программ.
Методический кабинет районного дома культуры имеет штатных работников, в числе которых два методиста и один инструктор. Кроме того, в штате РДК имеются должности художественного руководителя и директора.
Через методический кабинет осуществляется координация методической работы в учреждениях культуры района.
Работники методического кабинета анализируют сценарные планы, создают методические рекомендации, изучают репертуар и исполнительский уровень коллективов художественного творчества, проводят семинары, методические конференции, оказывают помощь клубным работникам непосредственно на местах и т.д. Они обрабатывают и систематизируют методические материалы и другую специальную литературу, поступающую из областного методического центра, и на этой основе комплектуют библиотеку методкабинета. Здесь собираются и накапливаются лучшие сценарии, методические разработки, подготовленные местными клубными работниками.
В методическом кабинете сосредотачиваются технические средства культурно-досуговой деятельности, наглядные пособия. Большинство методических кабинетов широко используют в работе по распространению передового опыта и обучению специалистов базовые, опорные клубные учреждения по различным направлениям культурно-досуговой деятельности, а также лучшие коллективы художественного творчества.
Успехи и недостатки в методической работе зависят от методиста. Он должен иметь высшее образование, стаж работы в учреждениях культуры, в совершенстве владеть методикой культурно-досуговой деятельности, разбираться в социально-культурной ситуации, уметь эффективно использовать различные формы и методы работы, знать передовые достижения отечественной и мировой культуры.
Таким образом, районный дом культуры, осуществляя культурно-досуговую деятельность в районном центре, в то же время является методическим учреждением для клубных учреждений всего района.
Наряду с системой государственных методических органов в стране функционируют методические системы других ведомств. К ним относятся: сеть методических органов профсоюзов, Министерства обороны России, Министерства путей сообщения, профтехобразования и др.
В заключение подчеркнем, что наличие разнообразных структур методических органов (как Министерства культуры РФ, так и других ведомств) позволяет говорить о существовании методического обеспечения культурно-досуговой деятельности и ее определенной системе.