Глава 1. основные направления и функции научно-методической работы

Введение

Совершенствование деятельности библиотек в совре­менных условиях во многом связано с методическим обеспе­чением их работы, пришедшим на смену методическому руководству, характерному для управления библиотечным делом в годы советской власти.

Изучение вопросов методического обеспечения требу­ет однозначного понимания терминов, используемых в этой сфере библиотечной деятельности.

В системе этих терминов родовым является "метод", с помощью которого образованы различные понятия, относящиеся к этой деятельности: "методическая работа", "методическое руководство", "методическое обеспечение" "методическая помощь", "методическое пособие", "мсто дический центр", "методическая служба" и др.

Метод – это путь исследования (с точки зрения теории), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (с точки зрения практики). Упорядоченная сово­купность методов, связанных с общностью решаемой задачи, предназначенных для практического выполнения какой-либо работы, составляет содержание понятия "методика"

(методика обслуживания читателей, методика индекси­рования, методика библиографирования и т.д. и т.п.).

Разработка и совершенствование методики – зада­ча методической работы, которая в том или ином объеме ведется в каждой библиотеке. Она направлена на совершенствование деятельности библиотеки, освое­ние новшеств, повышение квалификации библиотеч­ных кадров.

Поэтому каждый библиотекарь, особенно специалист с высшим библиотечным образованием, должен владеть не только методикой библиотечной работы, но и необхо­димыми знаниями и навыками ее разработки и совер­шенствования, уметь самостоятельно принимать мето­дические решения. Особенно необходимы такие знания руководителям библиотечных коллективов всех уровней, в обязанности которых входит методическое обеспечение деятельности своей библиотеки.

Поэтому в настоящее время совершенствование биб­лиотечной деятельности связано с повышением значимос­ти методической работы в коллективах библиотек. Этот процесс направлен, прежде всего, на развитие их самостоятельности в планировании своей деятельности, что в свою очередь требует резкого повышения объема и уровня методической работы в библиотеках.

Методическая работа, направленная в адрес других биб­лиотек, присуща библиотекам, имеющим в соответствии с Федеральным Законом "О библиотечном деле" (ст. 20) статус центральных библиотек (национальные, краевые, областные, центральные городские и центральные районные библиотеки) – методические центры, призванные оказывать методическую помощь библиотекам в пределах обслуживаемой территории. Для осуществления

этой деятельности в структуре центральных библиотек – методических центров выделяются специальные методи­ческие службы. В годы советской власти эта сторона методической деятельности получила название "методи­ческое руководство" и представляла собой функцию органов административного руководства библиотечным делом.

Предоставление библиотекам самостоятельности, определенное Федеральным Законом "О библиотечном деле", лишающим учредителей права вмешиваться в творческую деятельность библиотек (ст. 10), привело к отка­зу от методического руководства как управленческой функ­ции и переходу к методическому обеспечению библиотечной деятельности.

При этом методическая работа в коллективе библи­отеки и методическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель методического обеспечения функци­онирования библиотек и библиотечных систем, т.е. оснащения всех направлений, процессов, форм и методов библиотечной работы соответствующими решениями и рекомендациями.

Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их рабо­ту наиболее разнообразной, помочь каждой библиоте­ке найти "свое лицо". Его основными направлениями является консультационно-методическая помощь биб­лиотекарям в совершенствовании их деятельности; иннова­ционная деятельность (формирование и освоение биб­лиотечных новшеств); повышение квалификации и пере­подготовка библиотечных кадров.

Рассмотрению этих основных направлений методи­ческого обеспечения деятельности библиотек и посвящено

учебное пособие. Оно адресовано студентам библиотечно-информационных факультетов при изучении курса "Библиотечный менеджмент" и включает тот круг вопросов методической работы, знание которых необходимо каждому библиотекарю. Пособие может быть использова­но как при подготовке, так и при переподготовке и повышении квалификации библиотечных менеджеров (руководителей библиотек, структурных подразделений, методистов).

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Демонтаж административно-централизованной систе­мы управления библиотечным делом привел к необхо­димости пересмотра сложившейся в нашей стране системы методического руководства библиотеками, которая была порождением командно-административных методов управ­ления. Это выражалось в том, что методическое руководство библиотеками рассматривалось как функция адми­нистративных органов руководства библиотечным делом. Поэтому в основу методического руководства ставилась не научно-методическая, а командно-административная деятельность.

На практике такой подход приводил к тому, что в основе руководства библиотечным делом сплошь и рядом лежали административные решения, не имевшие научного обоснования. Командно-административный стиль руковод­ства активно внедрялся в деятельность методистов, которые рассматривались в такой системе в качестве помощников библиотечных администраторов.

Результатом явились такие негативные явления, как разработка многочисленных и всегда обязательных рекомендаций для библиотек, не имеющих научно-методи­ческого обоснования, экспериментально непроверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных И абстрактных, издание которых считалось основной формой методического руководства библиотеками. Составление и тиражирование таких "опусов" явилось одним и I наиболее ярких проявлений бюрократизма в методической работе.

Методические центры стремились регламентировать ….

…..

Настаивая на сохранении и развитии методического руководства, его сторонники связывают это с усилением административно-организационной и контрольно-регламен­тирующей функций центральных библиотек, с передачей им ряда обязанностей, выполнявшихся ранее администра­тивными органами управления библиотечным делом, рассматривают методические подразделения библиотек как вспомогательные звенья управленческого аппарата.

В современных условиях такой стиль организационно-управленческого воздействия методических центров на библиотеки вступил в противоречие с правом библиотек самим решать, что и как им использовать из методичес­ких рекомендаций. Это право получило законодательное подтверждение в Федеральном Законе "О библиотечном деле", где учредитель библиотеки (т.е. орган управления) не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки (ст. 10), а библиотеки имеют право самосто­ятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах (ст. 13).

Основной смысл перестройки в области методической работы заключается в развитии творческой инициативы библиотекарей, формировании библиотечного профессиона­лизма.Это требует пересмотра традиционных форм методического руководства. Не стремиться формализовать, шаблонизировать каждый шаг работы библиотекаря, а учить его методам анализа и совершенствования своей ра­боты – такова основная задача.

Именно это направление представляется наиболее важным в преодолении формализма в методической работе. Этот формализм многократен и многолик. Например, он выражается в многократном повторении шаблонных

рекомендаций сомнительных новшеств, без их эксперимен­тальной проверки, анализа эффективности. Особенно ярко проявляется практика регламентации каждого шага работы библиотекаря в методических разработках. Это лишает ппблиотекарей инициативы, вырабатывает у них вредную привычку проводить те или иные мероприятия только при наличии соответствующих методических разработок.

Поэтому необходимо пересмотреть подход к мето-[ической деятельности, избавиться от представления, что обязанность методиста указывать, предлагать, регламенти­ровать, а обязанность библиотекаря бездумно выполнять >ти указания, основанные, к сожалению, сплошь и рядом не на научно-методических, а на командно-бюрокра­тических основах. Необходимо преодолеть своеобразный "методический снобизм", когда методист полагает, что сама его должность дает ему право требовать безоговороч­ного исполнения библиотекарями своих предписаний .

Разумеется, что известная регламентация в библиотечном деле необходима. Она обеспечивается ГОСТами, госу­дарственными инструкциями, носящими обязательный характер для библиотек. Но это не относится и не может относиться к рекомендациям методического характера.

Цель методического обеспечения библиотечной деятельности заключается не в том, чтобы сделать все библиотеки "на одно лицо", а в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти это "свое лицо", причем помочь не шаблонными рекомендациями, а индивидуальными дельными советами, эксперимен­тами, осуществляемыми совместно с библиотекарями-практиками, теоретическими поисками, оперативной информацией о новшествах. Рекомендации методистов

должны быть не "рецептами", а служить распространению прежде всего нравственного опыта передовых библиотекарей, стимулировать самостоятельный творческий поиск.

Следует подчеркнуть, что отказ от системы методичес­кого руководства как системы командно-администра­тивной не дает оснований отрицать то положительное, что было достигнуто этой системой за годы советской власти. Нужно полностью согласиться с выводом Ю. Н. Столярова, что "создание и развитие методических служб – одно из достижений советского библиотечного дела, подлинная инновация в мировом библиотековедении"2 .

К несомненным достижениям библиотек – методичес- I ких центров следует отнести систематическую методичес­кую помощь библиотекам, выявление и распространение передового библиотечного опыта, систему повышения квалификации библиотечных кадров. При переходе от методического руководства к методическому обеспечению работы библиотек традиционные формы методической помощи должны сохраняться и получать дальнейшее развитие.

Методическая работа в коллективе библиотеки и мето­дическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель – методическое обеспечение деятельности библиотек и осуществляются на основе единых принципов, которые определяют его содержание, характер и направленность.

Важнейшим принципом методической деятельности является принцип научности. Он означает, что все методи­ческие решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно обоснованными и экспериментально проверенными, т. е.

1 Столяров Ю. Н. Возродить профессионализм // Библиотека.

должны быть результатом научно-исследовательской деятельности методических центров по поиску и созданию новшеств, направленных на совершенствование работы опблиотек, на преодоление противоречий в их деятель­ности.

Недопустимо принятие методических решений, не имеющих научно-методического обоснования, эксперимен­ты ьно не проверенных, оторванных от реальной библиотеч­ной практики. Опора на принцип научности позволяет методическим центрам внедрять результаты библиотеко­ведческих исследований в библиотечную практику, совершенствуя тем самым деятельность библиотек.

Принцип активности заключается в том, что методи­ческие центры не должны ограничиваться пассивной помо­щью библиотекам по их запросам, а стремиться активно нлиять на их работу через методические рекомендации, информацию о результатах НИР и передовом библиотеч­ном опыте и т.д.

Методическая деятельность должна быть направлена на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти "свое лицо".

Нельзя рассматривать методическую службу как пере­датчика библиотекам готовых методических "рецептов". Методический центр, если он хочет быть подлинным мето­дическим центром, не может слепо следовать за библи­отечной практикой, регистрируя ее достижения и недос­татки. Его задача шире и заключается в том, чтобы активно влиять на работу библиотек.

Однако важно, чтобы это влияние не препятствовало инициативе библиотекарей, а, наоборот, ее стимулировало, было направлено на ее развитие. Важнейшим практическим проявлением этого принципа является поиск и освоение библиотечных новшеств.

В последние годы появилось стремление отказаться от активной методической помощи библиотекам и пере- | вести ее осуществление на договорную основу и заказ библиотеками услуг методических центров и продажу этих | услуг библиотекам. Представители этой позиции убеждены, что при такой организации к методической помощи буду! обращаться те библиотекари, которым эта помощь необходи­ма и которые при этом готовы оплатить консультации и советы методистов.

При реализации такого подхода от методической помо­щи будет отрезан большой массив работников библиотек и не только тех, кто не имеет средств для ее оплаты. Практика консультационно-методической помощи библи­отекам убедительно показывает, что за советами и рекомен­дациями обращаются, как правило, библиотекари, имею­щие специальное библиотечное образование. Что касается библиотекарей, не имеющих такого образования, то в силу своей профессиональной некомпетентности им и так все ясно и никаких вопросов у них не возникает Таким образом, введение платы за методическую помощь отрежет от нее значительный "пласт" работников библиотек. При таком подходе полностью отрицается один из основных принци­пов методического обеспечения деятельности библиотек — принцип активности.

В связи с этим важное значение в методическом обеспе­чении библиотечной деятельности приобретает опора на принцип рекомендательности. который означает, что методические решения и рекомендации не могут иметь обязательного, директивного характера. Они являются лишь советами, пожеланиями, которые библиотекари имеют право самостоятельно использовать, выбирая для методического обес­печения своей деятельности те рекомендации, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и-условиям конкретной библиотеки.

Важное значение для осуществления методического обеспечения имеет опора на принцип дифференцированного подхода. Методические центры всю свою деятельность стро-II с учетом специфики типов и видов библиотек, профес­сий, образования и практического опыта библиотечных работников, тех условий, в которых работает библиотека. Особое внимание при этом необходимо уделять молодым, начинающим сотрудникам библиотек.

Методические центры призваны оказывать помощь библиотекам по всем участкам и направлениям их работы. Однако это не означает, что методическая помощь должна всюду осуществляться в равной степени. В каждом конкрет­ном периоде перед библиотеками стоят определенные задачи, на решение которых в первую очередь направлено внимание библиотек. Поэтому в работе методических центров всегда выделяется главное звено (или несколько главных звеньев), на которое обращается особое внимание, но это не означает, разумеется, что можно забыть о других участ­ках и направлениях деятельности библиотек. Например, в настоящее время таким главным звеном является методи­ческое обеспечение маркетинговой деятельности библиотек.

Суть принципа непосредственной связи с библиотеками заключается в том, что методическое обеспечение должно строиться на основе непосредственного изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте.

Важное значение имеет опора на принцип оператив­ности. Для совершенствования деятельности библиотек крайне важно оперативно выявлять недостатки и просчеты в работе и своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендациями, способству­ющими качественному выполнению всех позиций ее плана.

Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. Очевидно, что обе­спечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.

Методическое обеспечение функционирования библиотек и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методичес­кое, инновационное. Одним из направлений является повы­шение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.

В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и биб­лиотечной сети в целом. Она основывается на методическом мониторинге, т. е. слежении за изменениями в деятельности библиотеки или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, направленных на ее совершенствование.

На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помо­щи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, т. е. осуществляется не только по просьбе биб­лиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).

Важным направлением является инновационная дея­тельность, включающая поиск, разработку и исполь-ювание новшеств, способствующих повышению эффек-гивности и качества деятельности библиотек.

Имеются предложения ограничивать методическую Работу инновационной деятельностью. Не отрицая важно-с I и и необходимости всемерной активизации именно этого направления методического обеспечения, все же заметим, Что методические центры не могут ограничивать свою юггельность только работой с нововведениями.

В процессе методического обеспечения библиотечной леятельности реализуется ряд функций, которые находятся н тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки или сети библиотек.

Ведущее место в методическом обеспечении принадлежи! информационной функции, направленной на своевременную и полную библиографическую и фактографическую инфор­мацию библиотекарей на базе методического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практи­ки, о всем новом, что появляется в библиотечном деле.

Информационная функция получает все большее раз­витие. Обусловливается это рядом факторов, которые непосредственно связаны с возрастанием роли информа­ции в совершенствовании библиотечного дела.

Информация является неотъемлемым элементом мето­дической работы, инструментом анализа и контроля, рас­пространения новшеств, помогает своевременно выявлять и предупреждать возникающие трудности и недостатки, служит средством связи методических центров и библиотек всех уровней, способствует обмену опытом.

Информационное обеспечение библиотекарей имеет большое значение для распространения новшеств по сети библиотек, так как новые формы и методы приобретают общественную значимость только в том случае, если будет обеспечена возможность их применения в библиотеках. Это означает, что методическое обеспечение деятельности биб­лиотек должно опираться как на восходящий, так и на нисходя­щий поток информации о новшествах в библиотечном деле.

Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической функцией, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения библиотекарей использованию новшеств в их деятельности

В библиотечной литературе можно встретить утверждения, когда педагогическая функция рассматривается как второ­степенная. Сводя методическую работу к управлению ново­введениями, видя в этом главное и единственное ее пред­назначение, сторонники такой позиции рассматривают педагогическую функцию методической деятельности как второстепенную. Между тем недооценка этой функции тишает методические центры возможности целенаправлен­но влиять на уровень работы библиотек. Как показывает методическая практика, внедрение новшеств только с помошью организационных мер, без продуманной системы обучения библиотечных кадров не дает желаемых результатов.

Значение педагогической функции определяется тем, что методические центры призваны осуществлять обуче­ние библиотечных работников. В основе ее лежит повышение квалификации и переподготовка библиоте­карей, содействие их непрерывному образованию. Осущес­твление этой функции предполагает охват всех групп и категорий библиотекарей, дифференцированный подход к повышению их квалификации, последовательность и преемственность в

Обучении, использование различных форм повышения квалификации, в том числе и самообразования, повышение качественного уровня обучения библиотечных кадров.

Необходимость непрерывного библиотечного образо­вания, значительный процент библиотекарей, не имеющих специальной подготовки, требуют расширения и углубле­ния именно педагогической функции методической дея-гельности. К сожалению, непрерывное библиотечное 'М>1>ачование У Час более декларируется, нежели существут реально. Так, давНым давно сформулированные требования к системе повышения квалификации: всеобщность охвата опотиотекарей, дифференцированный подход, ее наце-юнность на расширение и углубление знаний и другие, на практике не выполняются. Формально-бюрократический подход к системе повышения квалификации проявляется и в том, что учебные планы и программы составляются без учета конкретных особенностей и потребностей ппблиотек. Занятия на семинарах зачастую превращаются В указания библиотекарям, что они обязаны сделать, а обмен опытом — в самоотчеты библиотекарей.

Недостатки методического руководства во многом объясняются постепенным отходом от методов педаго­гического влияния к методам административного воздей­ствия на библиотекарей. Методист зачастую чувствовал себя Не другом и помощником библиотекаря, а администра­тором, присвоившим себе не принадлежащее ему право приказывать и требовать. А между тем основной смысл методической работы заключается в воспитании творчес­кой инициативы у библиотекарей-практиков.

Было бы неправильным рассматривать педагогическую функцию лишь в связи с повышением квалификации и переподготовкой библиотекарей и не связывать с другими

направлениями методической работы. В сущности все методическое обеспечение библиотечной деятельности является специфическим педагогическим процессом.

Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помо­щи библиотекарям в реализации методических рекоменда­ций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влияние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств.

К сожалению, организаторская роль библиотек — методических центров далеко не всегда активно реализуется в практике методического обеспечения. В деятельности мето­дических служб нередко преобладают формы опосредован­ной методической помощи. Методические центры зачастую ограничиваются выявлением и описанием новшеств, сложившихся в библиотечной практике, и не оказывают своего организующего влияния на формирование и сове­ршенствование новшеств, т.е. не управляют нововведениями.

Все большее значение приобретает научно-исследова­тельская функция, так как в последние годы в методической деятельности произошли существенные перемены, связанные с повышением роли научных исследований в развитии библиотечной практики, с изменением соотношения научно-исследовательской и методической работы, что обусловлено тем, что уровень советов и рекомендаций во многом определяется глубоким исследованием как существу­ющей библиотечной практики, так и перспектив ее развития.

В основе методического обеспечения должна лежать научно-исследовательская деятельность методических 22 центров, поскольку в системе "наука-методика-практика" Методической деятельности принадлежит центральное место. Осуществление научно-исследовательской функции пред­полагает изучение и обобщение библиотечной практики,

>м I криментальную работу методических центров в библиоте­ках Это позволяет избежать умозрительности и рецептурности методических решений и рекомендаций, способствует развитию творческой инициативы библиотекарей.

Втаимосвязь научно-исследовательской и научно-мето-

I и чес кой деятельности — это проблема, которая в настоя­щее время является одной из актуальных, что обуслов-

мвается, с одной стороны, значительным расширением и VI нублением научно-исследовательской деятельности библиотек, все более широким вовлечением библиотекарей-практиков в исследовательскую деятельность библиотек.

С другой стороны, значительно возросли требования к методической деятельности библиотек. Ее эффективность ВО многом определяется тем, насколько методические центры опираются на результаты научных исследований, используют их в разработке методических рекомендаций, внедряют в библиотечную практику. Это ведет, в частности, к шачительному расширению исследовательской функции методической деятельности, что, в свою очередь, спо­собствует повышению научного уровня изучения и распро-пранения библиотечной практики.

Таким образом, происходит сближение научно-исследовательской и методической деятельности, которые становятся все более похожими одна на другую, тесно в 1лимосвязанными, взаимно проникающими.

Есть все основания полагать, что эта тенденция, кото­рая является, безусловно, прогрессивной, так как способству-II повышению эффективности и качества исследовательской

работы и внедрению ее результатов в практику, в перспек­тиве получит дальнейшее развитие, станет основным направлением совершенствования как научно-исследова­тельской, так и методической деятельности.

Однако, если в теоретическом плане взаимное сближение научно-исследовательской и методической работы следует рассматривать как прогрессивную тенденцию, то в плане организационном оно создало немало трудностей, особенно в разделении функций в области научно-исследовательской и методической работы, так как эти функции так же взаимо­связаны и перекрещиваются. Так, очевидно, что внедрение в практику результатов научного исследования невозможно без осуществления организационно-методической работы. С другой стороны, как уже подчеркивалось, повышение эффективности и качества методического обеспечения невозможно без развития исследовательской деятельности методических служб.

Научно-исследовательские коллективы призваны не только проводить исследования, но и подготавливать рекомендации для библиотек, организовывать эксперимен­тальное внедрение итогов исследования. Однако эти рекомендации можно внедрить в практику, если они не только показывают пути решения той или иной проблемы, но и содержат в себе технологию внедрения, т.е. научно обоснованное и полное описание порядка и последователь­ности применения на практике этих новшеств.

В заключение необходимо подчеркнуть, что выделение отдельных направлений, принципов и функций методи­ческого обеспечения библиотечной деятельности не означает их изолированности. В реальной методической практике они тесно взаимосвязаны и переплетены.

Наши рекомендации