Условия создания предметно-развивающей среды для эффективного художественно-эстетического развития дошкольника
1. Соответствие требованиям:
· педагогической целесообразности,
· содержанию воспитательной работы,
· задачам эстетического,художественного развития.
2. Эстетические принципы интерьера:
· современный стиль,
· простота формы,
· комфорт и удобство,
· много света и воздуха.
3. Дети должны чувствовать себя спокойно, уютно, свободно.
4. Интерьер детского сада должен быть динамичен. Время от времени меняется расположение мебели, вносятся новые детали. При этом условии дети положительно реагируют на окружающую обстановку.
5. Необходимо активно привлекать детей к созданию эстетически развивающей среды. Вместе с детьми обсуждать её организацию и варианты её преобразования, совместно осуществляя данные замыслы. Привлекайте детей к оформлению помещения, советуйтесь со старшими дошкольниками (где удобнее им было бы играть, рассматривать книги, ухаживать за комнатными растениями, рисовать и т. д.). Предложите подумать, как можно оформить групповую комнату, раздевальную - у детей развивается самостоятельность, творческая инициатива.
Содержание предметно-развивающей среды по изодеятельности:
· внутреннее убранство помещений со спокойной окраской стен, потолков, пола, с практичной и удобной мебелью;
· соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям детей книги с иллюстрациями, образные игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий художественной деятельностью (д.б. доступны детям, радовать их не только своим содержанием, но и внешним видом);
· произведения (репродукции) живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства должны быть доступны для созерцания (альбомы, папки с репродукциями должны лежать на низких полках, с детьми необязательно обсуждать сюжеты картин и скульптур, достаточно лишь самостоятельного сосредоточенного рассматривания, вглядывания в детали);
· предметы детского творчества (рисунки, поделки, игрушки, сделанные детьми и фотографии детей занятых процессом творчества);
· природное содержание: растения, аквариум с рыбками, птицы и животные, которые радуют глаз, создают уют и красоту.
Создание предметно-развивающей среды предполагает организацию общего пространства, где есть место для творчества, возможность самостоятельно заниматься любимым видом изобразительной деятельности и созерцания результатов этой деятельности:
· уголок для самостоятельной художественной деятельности с изобразительными материалами (полочка, стол, мольберт) и место для занятия конструированием (из крупного или настольного материала);
· различные изобразительные материалы, которые должны располагаться по видам (разграничиваются материалы для рисования красками, выполнения графических рисунков, лепки, аппликации, конструирования и др.);
· подиум для работ; «Полочка красоты», этажерка, стеллаж и др.;
· постоянно действующую выставку творческих работ (обновляется не реже 1 раза в месяц);
· художественную галерею, где представлены выставки творческих работ (каждый ребенок имеет право на персональные выставки).
Необходимый компонент оформления детского сада - детские работы: рисунки, аппликации, а также произведения изобразительного и декоративного искусства (керамические, деревянные изделия, ковры, занавеси). Групповые комнаты украшают эстампами, печатными репродукциями рисунков, акварелей, гравюр (под стеклом, в простой раме, на стене без наклона). Скульптура малых форм - хорошее украшение интерьера. Воспитатель использует обстановку детского сада для всестороннего воспитания детей, приучает убирать помещение, поддерживать в нем порядок, украшать. В старших группах воспитывается уважение к труду мастеров, художников. Так постепенно развиваются у детей художественный вкус, умение замечать и радоваться красивым предметам обстановки.
Оформление детского учреждения включает окраску стен: именно окраска создает фон для всего остального, включая мебель, картины, игрушки и т. п., способствует созданию спокойной, не раздражающей атмосферы. Большое значение в создании гармонии интерьера имеют цветовые сочетания - большие поверхности (пол, стены, потолок) окрашиваются в мягкие тона, меньшие площади - в яркие. Особенно важно соотношение цветов стен и пола - помещения, освещенные солнцем, окрашивают в холодную цветовую гамму, северные или затемненные комнаты, наоборот, контрастными отношениями теплых тонов. Стены помещений детского сада окрашивают в светлые, мягкие тона (светло-бежевый, салатный, голубой и т. д.), полы покрывают линолеумом светлых тонов, гармонирующих со стенами. Каждую групповую комнату можно решить в своей цветовой гамме.
Мебель является основным декоративным элементом, определяющим художественное решение всего помещения. Одно из условий правильного физического развития дошкольника — мебель, подобранная в соответствии с пропорциями его тела.
Игрушки неотъемлемый компонент детского интерьера. Их лучше всего хранить их в стенных шкафах, все группы игрушек располагать в определенной системе в соответствии с назначением. Для этого пригодны секционные шкафы с ящиками различного размера, с откидывающимися досками, дверцами. Удобно хранить игрушки и в специальных ящиках на колесиках.
Комнатные растения являются элементом оформления интерьера: не перегружать комнаты растениями и цветами, учитывать их цвет, фактуру, форму и строение.
Организация общего пространства «мастерской», «студии» для работы группы детей требует большего помещения. Идеальным будет отдельное помещение. Антураж и дух такого помещения позволит ребенку окунуться в атмосферу искусства: произведения различных видов изобразительного искусства, разнообразие изобразительных материалов и оборудования. Это естественным образом настраивает детей на художественное творчество, способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, возникновению ощущения защищенности и свободы в своих суждениях.
Особый мир студии определяется наличием всего необходимого для взаимодействия с детьми:
— стены со специальным покрытием, позволяющим прикреплять скотчем детские работы;
— натянутые под потолком и вдоль оконных проемов струны для демонстрации детских работ;
— 1-2 задрапированные стены для монтажа работ во время выставок;
— теплое покрытие (ковер) для работы на полу;
— динамично передвигающиеся столы и стулья;
— технические средства обучения (компьютер, проектор для демонстрации изображений, музыкальный центр, маркерная доска, фонотека с записями);
— материалы для арт и психотерапевтической работы (тазы большие и маленькие, настольные лампы, свечи, ароматические палочки, набор пузырьков с запахами, пластинки с разными поверхностями, емкости с мукой, глиной, песком и др.);
— ящик с камнями, коробки с природным материалом (сухие веточки, желуди, каштаны, скорлупа и др.);
— разнообразные художественные и конструктивные материалы и инструменты: кисти, краски, гелевые ручки, маркеры, фломастеры, карандаши, мелки, уголь, сангина, картон, белая и цветная бумага различных форматов, клей, планшеты, ткань разного цвета и фактуры, материалы для коллажа подрамники, рамки для оформления работ. Материалы в необходимом количестве должны быть доступны детям.
Мольберты можно сделать самим из плотного картона (упаковки от телевизора, холодильника). Для этого обрезается дно, и противоположная сторона коробки складывается домиком в виде треугольной формы, прищепками прикрепляется лист (можно с двух сторон). Такой мольберт можно поставить на стол, стулья.
Рабочий стол хорошо покрыть большим и плотным куском клеенки. Здесь же рядом удобно иметь фартуки или халатики для детей.
4. Перечислите типы занятий по обучению дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте связь между типом занятия и применяемыми в процессе обучения методами. Классифицируйте виды занятий: по содержанию изображения, по способу изображения, по характеру выбора темы, по источнику тем и замыслов. Предложите для каждого вида занятий по 3 (три) темы занятия с указанием возрастной группы.
Решите педагогическую задачу:
В методике обучения старших дошкольников рисованию с натуры вы слабо разбираетесь. Вы неуверенно применяете данную методику при проведении занятия данного вида.
Скорректируйте свои действия по совершенствованию методики обучения дошкольников изображения с натуры.