Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Пояснительная записка.

Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности.

1. Задачи, формы работы, принципы организации, прогноз конечных результатов в театрализованной деятельности дошкольников.

2. Схемы взаимодействия педагогов МДОУ при организации театрализованной деятельности.

3. Планы взаимосвязи специалистов ДОУ.

4. Диагностические карты.

Модель организации театральной студии в группе.

1. Цели, задачи и содержание работы с детьми по возрастам.

2. Перспективное планирование работы на год по возрастам.

3. Основы кукловедения.

4. Конспекты занятий.

5. Театральные игры (игры-превращения, сказки с заместителями, этюды психогимнастики).

6. Взаимодействие с родителями (план работы, консультации).

7. Практическое приложение (рассказы из истории театра, правила поведения в театре, виды театров).

Задачи в семье

* Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.

* Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

* Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

* Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.

* Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

* Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

* По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

Задачи в дошкольном образовательном учреждении

* Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

* Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.

* Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.

* Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).

* Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

* Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

* Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.

* Научить управлению простейшей куклой-марионеткой - с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Используемые программы

1. Комплексные:

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

2. Парциальные:

М.Л.Лазарев «Здравствуй!» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста) – реализуется в оздоровительных группах для детей с аллергопатологией через организацию специальных занятий по музыкально-речевому тренингу, которые направлены на оздоровление детей, развитие вокальных данных

Инновационные технологии:

· Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович «Театр – творчество – дети»,

· М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»,

· А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика»,

· А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»,

· Т.Д.Зинкевич, А.М.Михайлов «Теория и практика сказкотерапии»,

· М.Чистякова «Психогимнастика»,

· Э.Г.Чурилова «Арт – фантазия».

Инновационные технологии художественно-эстетического направления помогают педагогам методически грамотно организовывать работу по театрализованной деятельности в детском саду, позволяют интегрировать деятельность различных специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда) в едином ключе.

Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности

Принципы организации театрализованной игры

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Прогноз конечных результатов

1. Формирование самостоятельности в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли.

2. Повышение речевой активности детей, совершенствование диалогической и монологической формы речи.

3. Формирование певческого голоса, развитие навыков движения под музыку.

4. Приобщение детей к прекрасному через знакомство с театральным искусством, развитие эстетического отношения к окружающему.

Задачи блока «Театрализованная деятельность»

1. Познакомить с искусством театра, с театральными профессиями (режиссер, актер). Воспитывать любовь к театру.

2. Развивать желание участвовать в драматизации сказок и литературных произведений.

3. Учить передавать характер героя и его переживания мимикой, голосом, движениями.

4. Упражнять в выразительном, эмоциональном чтении и рассказывании.

5. Обучать работать с разными видами театра (теневой, пальчиковый, кукольный и др.)

6. Учить совместной работе над спектаклем.

Формы работы

· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

· игры-драматизации

· подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

· упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)

· отдельные упражнения по этике, психогимнастике

· упражнения в целях социально-эмоционального развития детей

· посещение театра

Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru

Рассказывание сказок
Игры-драматизации
Постановка спектаклей
Интонация, характер куклы
Работа над моторикой рук и ее движением на ширме
Мимика
Импровизация
Роль костюмов, декораций, предметного окружения
Ребенок
Выразительное движение
Поиск выразительных средств
Самостоятельная театрализованная деятельность
Знакомство с основами кукольного театра
Праздники, развлечения
Игровые движения
Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru

Взаимодействие педагогов в МДОУ при организации театрализованной деятельности

Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru

Учитель-логопед
- пальчиковая гимнастика, - артикуляционная гимнастика, - чистоговорки на развитие дикции, - логоритмика, - пантомимические этюды
Инструктор по физической культуре
- ритмическая гимнастика, - пластические этюды, - ОРУ с включением персонажей
Театрализованная деятельность дошкольника
- этюды психогимнастики
Педагог-психолог
Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности. - student2.ru

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ

Форма мероприятия Содержание Дата
Педагогическая диагностика Оценка уровня музыкальности детей, диагностика первоначальных умений детей в драматизации октябрь
Педчас с учителем-логопедом Планирование работы по проведению логоритмических занятий октябрь
Консультация для педагогов логопедической группы Особенности организации театрализованной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи ноябрь
Встреча за круглым столом с педагогами групп АД Дыхательная гимнастика и ее значение в оздоровлении детей с аллергопатологией, технология А.Н.Стрельниковой ноябрь
Педчас с воспитателями Подготовка детей к драматизации на Новогоднем утреннике декабрь
Каникулы Организация театрализованной деятельности с детьми в дни каникул январь
Педчас с инструктором по физвоспитанию Коррекция планирования работы по ритмической пластике февраль
Тренинг с воспитателями Развитие театральной компетентности педагогов, виды театров февраль
Педчас с учителем-логопедом Помощь в подборе музыкального репертуара к занятиям по фольклору на логопункте март
Педсовет Использование вокально-речевого тренинга в работе с дошкольниками март
Встреча за круглым столом с воспитателями выпускных групп Подготовка детей к театрализованной деятельности на выпускных праздниках апрель
Педагогическая диагностика Итоговая диагностика выпускников, оценка уровня музыкальности апрель
Консультация для педагогов Организация театрализованной деятельности с детьми в летний период май

План взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами ДОУ

Форма мероприятия Содержание Дата
Педагогическая диагностика Оценка физических качеств детей, диагностика ритмических навыков октябрь
Встреча за круглым столом с воспитателями групп АД Планирование утренних гимнастик с использованием элементов ритмической пластики октябрь
Консультация для педагогов логопедической группы Роль ритмических упражнений для речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ноябрь
Педчас с узкими специалистами Разработка этапов индивидуального сопровождения детей с проблемами в развитии ноябрь
Педчас с воспитателями Образные гимнастики-побудки после дневного сна декабрь
Каникулы Организация театрализованной деятельности с детьми в дни каникул январь
Педчас с музыкальным руководителем Коррекция планирования работы по ритмической пластике февраль
Конференция для родителей «По дороге к здоровью» Подготовка с детьми комплекса открытой ритмической гимнастики февраль
Тренинг с воспитателями Театральная ритмопластика март
Педсовет Презентация «Организация работы по ритмической пластике с дошкольниками» март
Встреча за круглым столом с воспитателями и узкими специалистами Итоги совместной деятельности педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности апрель
Педагогическая диагностика Итоговая диагностика выпускников, оценка уровня физического развития апрель
Консультация для педагогов Планирование элементов ритмической гимнастики с дошкольниками в летний период май

Карта диагностики уровня развития ребенка

в театрализованной деятельности

Цель диагностики:

выявление уровня музыкального, психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), уровня эмоциональности и выразительности.

Метод диагностики:

наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, наблюдение в ходе инсценировок и драматизаций.

Параметры Начало года Середина года Конец года
1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)        
2. Эмоциональная сфера        
3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность – общительность, экстраверсия – интраверсия)        
4. Выразительность речи (эмоции, тембр, темп речи, сила голоса)        
5. Пластичность, гибкость (использование жестов, мимики)        
6. Кругозор (знание сказок, рассказов, стихов, умение отличить жанры)        
7. Развитие речи (умение пересказывать знакомые художественные произведения)        
8. Творческие проявления        
9. Внимание, память        

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста педагог определяет разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах. Оценка ставится по 5-ти бальной системе.

Для оценки детей 4-го года жизни:

5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать

и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на

каждую часть музыки,

4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,

начало и конец музыкального произведения совпадают не

всегда,

0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с

темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Для оценки детей 7-го года жизни:

5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой

нюансировкой, фразами,

4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,

0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,

ориентированы только на начало и конец звучания, а также

на счет и показ взрослого.

Вокально-хоровых навыков

Диагностическая методика разработана на основе методик

Н.А.Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В,Тарасовой (развитие звуковысотного слуха),

О.П.Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), М.Л.Лазарева (уровень развития дыхания).

Критерии Показатели Уровень
низкий средний высокий
1. Особенности голоса Сила звука Голос слабый Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко Голос сильный
2. Особенности тембра В голосе слышен хрип и сип, голос тусклый, невыразительный Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно Голос звонкий, яркий
3. Певческий диапазон Диапазон в пределах 2-3 звуков Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) Широкий диапазон по сравнению с нормой
4. Развитие дыхания Продолжительность дыхания (звуковая проба «м») Менее 13 сек. 13-15 сек. Более 15 сек.
5. Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба) Менее 14 сек. 14-16 сек. Более 16 сек.
6. Развитие звуко-высотного слуха Музыкально-слуховые представления Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Невозможность воспроизведения хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Воспроизведение знакомой попевки с небольшими ошибками. Пение знакомой мелодии самостоятельно.
7. Точность интонирования Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, проговаривает слова песни в ее ритме Возможно чистое интонирование 2-3 звуков Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии
8. Различение звуков по высоте Не различает Различение в пределах октавы и септимы Различение в пределах сексты и квинты
9. Вокально-хоровые навыки Певческая установка Поза расслабленная, плечи опущены Удерживает правильную позу при пении непродолжительное время Удерживает длительное время без напоминания взрослого
10. Звуковедение Пение отрывистое, крикливое Пение естественным голосом, но иногда переходит на крик Пение без напряжения, протяжно, естественным голосом
11. Дикция Невнятное произношение, значительные речевые нарушения Достаточно четкое произношение, но неумение правильно произносить при пении Четкое произношение
12. Дыхание Дыхание берется непроизвольно Не всегда берется между фразами Берется между фразами
13. Умение петь в ансамбле Не слушает товарищей Стремится выделиться при хоровом исполнении Начинает и заканчивает пение вместе с товарищами
14. Выразительность исполнения Пение неэмоциональное Старается петь эмоционально, но на лице мало эмоций Поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой

Низкий уровень – 1 балл, средний – 2, высокий – 3.

При суммировании 14-22 балла – низкий уровень, 23-33 – средний, 34-44 – высокий.

Модель организации театральной студии в группе

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

*Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

*Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

*Игра-имитация образовхорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

*Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

*Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

*Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

*Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).

*Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

*Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят:

в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются

*многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

*игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

*постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - « артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы

Первая – формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта

*за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.

*Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.

Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения

Вторая младшая группа.

Содержание работы:

знакомство с театром пальчиковых кукол.

Задача:

Познакомить детей с видом театральных кукол «колечко на пальчике», продолжать обучать элементарным действиям с куклой.

Упражнения и этюды:

«Кукла идет», «Кукла прыг

Наши рекомендации