Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ

Использование пространства Влияние пространства на физическое развитие ребенка
Многофункциональное использование всех помещений ДОУ. Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей Увеличивается двигательное пространство, что способствует увеличению двигательной нагрузки
Создание игрового пространства, мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. Еще более увеличивается пространство для движений  
«Изрезанность» пространства. «Лабиринтное расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) Двигаясь по «изрезанному» пространству, ребенок учится координировать свои движения, владеть своим телом
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ   Тело ребенка, реагируя на изменение обстановки, само становится гибким и мобильным
Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование Создание центров физических движений; спортивный зал, свободные коридоры дают возможность заниматься физическими упражнениями, не мешая другим
Использование Времени Влияние пространства на физическое развитие ребенка
Временная последовательность разных видов жизнедеятельности   Выработка динамических стереотипов способствует улучшению здоровья в целом
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40) Отсутствует утомляемость
Время для общения по схемам: «я - я» «я - педагог» «я - друг, друзья» «я - все» Разнообразие контактов ведет к разнообразию двигательной активности
Использование предметного Окружения Влияние пространства на физическое развитие ребенка
Использование многофункциональных, вариативных модулей   Развивается физическая сила  
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) Активизация движений  
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте   Развивается усидчивость.
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п. Развивается концентрация внимания.

Примерный набор материалов и оборудования, необходимых

для организации физического развития [6]

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

Набор физкультурного оборудования

для старшей и подготовительной групп

Тип оборудования Наименование Размеры, масса Кол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесия Балансир-волчок  
Коврик массажный со следочками  
Шнур короткий (плетеный) Длина 75 см
Для прыжков Обруч малый Диаметр 55-65 см
Скакалка короткая Длина 100-120 см
Для катания, бросания, ловли Кегли (набор)  
Кольцеброс (набор)  
Мешочек малый с грузом Масса 150-200 г
Мяч большой Диаметр 18-20 см
Мешочек с грузом большой Масса 400 г
Мяч для мини-баскетбола Масса 0,5 кг
Мяч утяжеленный (набивной) Масса 350 г, 500 г, 1 кг
Мяч-массажер  
Обруч большой Диаметр 100 см
Серсо (набор)  
Для ползания и лазанья Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)  
Для общеразвивающих упражнений Гантели детские  
Кольцо малое Диаметр 13 см
Лента короткая Длина 50-60 см
Мяч средний Диаметр 10-12 см
Палка гимнастическая короткая Длина 80 см

Набор оборудования для физкультурного зала



Тип оборудования Наименование Размеры, масса Кол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесия Балансиры разного типа  
Бревно гимнастическое напольное Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см
Доска гладкая с зацепами Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см
Доска с ребристой поверхностью Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см
Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная) Длина 23 см Ширина 33 см Диаметр реек 5 см
Дорожка-змейка (канат) Длина 200 см Диаметр 6 см
Коврик массажный 75 х 70 см
Куб деревянный малый Ребро 20 см
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов)  
Скамейка гимнастическая Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см
Для прыжков Батут детский Диаметр 100-120 см
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы  
Диск плоский Диаметр 23 см Высота 3 см
Дорожка-мат Длина 180 см
Козел гимнастический Высота 65 см Длина 40 см Ширина 30 см
Конус с отверстиями  
Мат гимнастический складной Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см
Мат с разметками Длина 190 см Ширина 138 см Высота 10 м
Скакалка короткая Длина 120-150 см
Для катания, бросания, ловли Кегли (набор)  
Кольцеброс (набор)  
Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г
Мишень навесная Длина 60 см Ширина 60 см Толщина 1,5 см
Мяч средний 10-12 см
Мяч утяжеленный (набивной) Масса 0,5 кг, 1,0 кг по 10
Мяч для мини-баскетбола 18-20 см
Мяч для массажа Диаметр 6-7 см, 10 см по 5
Комплект для детских спортивных игр (сумка)  
Для ползания и лазанья Дуга большая Высота 50 см, Ширина 50 см
Дуга малая Высота 30-40 см, Ширина 50 см
Канат с узлами Длина 230 см Диаметр 2,6 см Расст. между узлами 38 см
Канат гладкий 270-300 см
Лестница деревянная с зацепами Длина 240 см,Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см
Лабиринт игровой (6 секций)  
Лестница веревочная Длина 270-300 см Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см
Стенка гимнастическая деревянная Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см
Для общеразвивающих упражнений Тренажеры простейшего типа: детские эспандеры, диск "Здоровье", гантели, гири   По 10
Кольцо плоское Диаметр 18 см
Кольцо мягкое Диаметр 13 см
Лента короткая Длина 50-60 см
Массажеры разные: "Колибри", мяч-массажер, "Кольцо"   По 5
Мяч малый 6-8 см
Мяч утяжеленный (набивной) Масса 0,3 кг,
Обруч малый Диаметр 54-60 см
Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см
Ролик гимнастический  

Мониторинг освоения программы образовательной области

«Физическое развитие»

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей» [1]

В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Мониторинг образовательного процесса в подготовительной логопедической группе по образовательной области «Физическая культура»

Фамилия, имя ребенка Уметь прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении Умеет метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цели, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч Выполняет ОРУ четко и ритмично, ходит на лыжах, катается на самокате, участвует в спортивных играх, умеет плавать Следит за правильной осанкой Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Итоговый показатель по группе (среднее значение)                    

Примечание: отметка «В» - высокий уровень, «С» - средний уровень или «Н» - низкий уровень.

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком

Данные мониторинга являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком

Наши рекомендации