Ложная свободность пути, участка пути, стрелочной секции
Практическая работа №15
Порядок действий ДСП при неисправности изолированного участка
Цель занятия: освоить порядок действия на аппарате управления при приготовлении маршрута приема и отправления при неисправности изолированного стрелочного и бесстрелочного участка; проанализировать индикацию на аппарате управления.
Оборудование и раздаточный материал:
1. Пульт управления станции.
Содержание отчета:
1. Описание порядка приготовления маршрута приема и отправления при неисправности изолированного стрелочного и бесстрелочного участка.
2. Выводы.
Порядок выполнения:
1. Ознакомиться с элементами аппарата управления используемые при нарушении нормальной работы устройств ЭЦ.
2. Произвести перевод стрелки входящей в изолированный участок при «ложной занятости».
3. Приготовить маршрут приема поезда при «ложной занятости» пути приема и изолированного участка.
4. Приготовить маршрут отправления поезда при «ложной свободности» изолированного участка.
5. Изучить индикацию на аппарате управления при неисправности изолированного стрелочного и бесстрелочного участка.
Краткие теоретические сведения
Ложная занятость пути, участка пути, стрелочной секции.
Причинами ложной занятости стрелочных изолированных участков могут быть:
-неисправность рельсовых цепей;
-неисправность устройств СЦБ;
-повреждение рельсов;
-наличие проволоки и других металлических предметов на стрелочных изолированных участках, шунтирующих рельсовую цепь.
Поездные и маневровые светофоры в направлении изолированного участка с ложной занятостью сигнализируют запрещающими огнями, на разрешающее показание не открываются.
Стрелки, изолированные участки которых показывают ложную занятость, обычной стрелочной кнопкой (рукояткой) не переводятся.
При появлении ложной занятости пути или изолированного участка (загорается красная полоса в пределах секции, свободной от подвижного состава) ДСП должен проверить фактическую свободность рельсовой цепи (в том числе если изолированный участок является в маршруте негабаритным участком) от подвижного состава, а также проверить, не замкнута ли рельсовая цепь посторонним металлическим предметом, перемычки, подключающие аппаратуру рельсовых цепей к рельсам, целостность рельсов. Если после проверки причина ложной занятости будет установлена и устранена, ДСП разрешается возобновить пользование устройствами. О причинах нарушения нормальной работы устройств и их устранении ДСП должен сделать запись в журнале осмотра ДУ-46.
Если причина не будет выявлена и устранена, то движение поездов по маршрутам, в которые входит такой изолированный участок или путь, должно производиться при запрещающих показаниях светофоров порядком, установленным ТРА станции. Свободность изолированного участка от подвижного состава проверяется порядком, установленным ТРА станции, при этом надо иметь ввиду, что проверяются все ответвления секции. ДСП замыкает стрелки в маршруте приема или отправления попутным маневровым маршрутом.
Стрелка такого изолированного участка переводится с помощью кнопки вспомогательного или аварийного перевода без контроля состояния изолированного участка. Кнопка вспомогательного перевода стрелки пломбируемая, и перед ее нажатием требуется сделать запись в Журнале осмотра о срыве пломбы. Для перевода стрелки нажимается кнопка вспомогательного перевода и, не отпуская этой кнопки, нажимается кнопка перевода стрелки или поворачивается рукоятка на «плюс» или «минус». Перед каждым переводом такой стрелки ДСП должен убедиться в свободности ее от подвижного состава. На все стрелочные рукоятки стрелок, входящих в маршрут и охранных, навешивает красные колпачки. Прием и отправление поездов по маршрутам, в которые входят такие изолированные участки, производятся при запрещающем показании входных или выходных светофоров.
Ложная свободность пути, участка пути, стрелочной секции.
Ложная свободность пути (участка пути, стрелочной секции) особо опасна по своим последствиям, поэтому дежурный по станции должен внимательно следить по светосхеме выносного табло за проследованием по маршруту коротких подвижных единиц (одиночных локомотивов), обращая внимание на последовательность занятия и освобождения секций маршрута, имея ввиду, что в неблагоприятных условиях (снегопад, метель – зимой, ржавые рельсы после дождя – летом и т. п.), легкая подвижная единица может потеряться вследствие недостаточного шунтирования. При проверке фактической свободности стрелочной секции осматриваются все ответвления секции согласно ТРА станции.
В любых случаях появления ложной свободности ДСП обязан сделать запись в журнале осмотра и известить об этом электромеханика, мастера пути, начальника станции, ШЧД СЦБ, поездного диспетчера. Прием, отправление поездов производить при запрещающих показаниях светофоров только после проверки свободности пути (участка пути, стрелочной секции) порядком, установленным п.13.7 инструкции ЦД-790 и ТРА станции. При необходимости дежурный по станции обязан применить для размыкания оставшегося замкнутым маршрута (после его использования) искусственную разделку.