Устройства контроля состояния участка пути
Участком пути называется часть пути, ограниченная изолирующими стыками. Для обеспечения безопасности движения, необходимо контролировать исправность (целостность) рельсовых нитей и свободность участка пути.
Информация о свободности участков пути от подвижного состава может быть получена с помощью путевых датчиков, которые подразделяются на датчики точечного типа и электрические рельсовые цепи.
Точечные путевые датчики в последнее время находят всё более широкое распространение. Это связано с тем, что появилась потребность не только контролировать путевые участки, но и передавать различного рода информацию на локомотив (о марке крестовин стрелок, профиле пути, допустимой скорости движения, аварийном состоянии букс и др.). Путевые датчики применяются как самостоятельно (педали в системах ПАБ, АРС, переездах и т.д.), так и в дополнении к рельсовым цепям (ГАЦ).
Всякий точечный датчик содержит воспринимающий элемент ВЭ, каким-либо образом реагирующий на проход колёсной пары подвижного состава; преобразующий элемент ПЭ, переводящий реакцию в электрический сигнал; ИЭ – исполнительный элемент, контактная система которого вводится в необходимые зависимости.
Структурная схема занятия путевого участка представлена на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Схема занятия путевого участка
Установка двух точечных датчиков в начале и конце участка (рис. 1.8) позволит получать информацию не только о его занятости, но и об освобождении.
Рис. 1.8. Структурная схема оценки освобождения путевого участка
По принципу действия датчики подразделяются на:
– механические;
используют изгиб, просадку, вибрацию рельса;
- электрические; – фиксируют изменение индуктивности приёмного контура при проследовании поезда, реагируют на перераспределение магнитного потока в магнитопроводе датчика при воздействии на него магнитного поля металлической массы подвижного состава;
- оптические. реагируют на изменение интенсивности светового потока, падающего на ВЭ при прохождении подвижного состава;
Рис. 1.11. Оптический датчик
Несмотря на сравнительную простоту в изготовлении и обслуживании, точечные датчики имеют ряд недостатков: не позволяют проконтролировать лопнувший или изъятый рельс в пределах контролируемого участка; не однозначно реагируют на прохождение составов с различными скоростями; имеют сложности по контролю освобождения путевого участка. Поэтому основным путевым датчиком считается рельсовая цепь
Электрической РЦ называется цепь, проводниками тока в которой служат рельсы.
Лекция №3
Простейшая РЦ
ИП – источник питания постоянного или переменного тока.
В зависимости от ИП РЦ разделяются на постоянного и переменного тока.
R0 – комплексное сопротивление ограничителя, предназначено для защиты ИП от КЗ рельсов и регулирования величины сигнального тока РЦ.
Iс –сигнальный ток.
1- изолирующий стык (для разграничения смежных рельсовых цепей).
2- Токопроводящие стыковые соединители.
3- Рельсовые плети.
П – путевое реле.