Роль народного творчества в эстетическом воспитании учащихся
Декоративно-прикладное искусство, корни которого уходят в далёкое народное творчество, играет неоценимую роль в процессе эстетического воспитания школьника.
Неслучайно в программе Б.М. Неменского по изобразительному искусству отводится значительное место изучению декоративно-прикладного искусства. Оно ближе и понятнее детям благодаря своему стилизованному изображению фигур людей, животных и элементов природы. Декоративное искусство напрямую связано с жизнью человека и его деятельностью, поэтому оно ближе и понятнее ему.
Народное творчество – это чистый источник культуры и традиций нашего народа. Это и великая память народа и «духовный мост», соединяющий прошлое и настоящее. Любой уважающий себя человек должен знать своё прошлое. По этому поводу есть хорошие слова Симоны Вейль: «Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений»; и ещё у Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
Обращение к прошлому своего народа, изучение его традиций, ремёсел даёт человеку нравственно-ценностные ориентиры, которые помогают подняться на ступень выше духовного самосовершенствования. Как это важно для подрастающего поколения.[41, 22]
Как средство эстетического воспитания учащихся можно рассматривать выполнение ими работ с декоративной росписью. Изделия, выполненные своими руками и имеющими практическое применение, например роспись разделочной доски, служат прекрасной мотивацией к урокам по изобразительному искусству. А уроки становятся интересными и познавательными одновременно.
Проблеме эстетического воспитания в процессе трудового обучения ещё в 50-х годах ХХ в. уделялось серьёзное внимание. В журнале «Декоративное искусство СССР» печатались статьи на эту тему.
Художник декоративно-прикладного искусства, исследователь истории прикладного искусства, живописец, автор более двухсот работ А.С. Хворостов в своей книге «Декоративно-прикладное искусство в школе» писал: «Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют разнообразные педагогические средства, которыми успешно пользуется советская школа. Среди них декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно». [33, 13]
Достаточно много работали над темой эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства такие авторы как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Н.Н. Волков и др.
Неоценимый вклад в развитие эстетического воспитания и художественного образования школьников внесли известные отечественные специалисты в этой области: Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Б.Т. Лихачёв, С.П. Ломов, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.
Многие отечественные исследователи в области детского изобразительного творчества указывали на значимую роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников, среди них: А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, В.Я. Езикеева, З. А. Богатеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и др.
Они отмечают ярко выраженные характерные черты национального народного искусства: высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью, традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, поэтому специалисты уверены, что их нужно включать в педагогический процесс. Доказано, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Народное декоративно-прикладное творчество детям более понятно и доступно. Большие по размеру полотна живописи и скульптурные изображения можно увидеть практически только в музеях, художественных галереях, тогда как изделия народных промыслов украшают наш быт. Поэтому дети их лучше воспринимают, что очень помогает педагогу в формировании у них художественного вкуса. О важности воспитательного значения народного искусства неоднократно писала в своих работах Н.П. Саккулина.
Издавна народное творчество являлось «учителем», который передаёт от поколения к поколению свой опыт, знания и умения, можно даже сказать жизненную философию. Подмастерья обучались ремеслу, перенимали опыт у народных мастеров, которые делились секретам мастерства. Вспоминаются строчки из стихотворения Роберта Рождественского:
Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера –
На плечах эту землю держат
И несут на себе мастера!
Специфика декоративно-прикладного искусства – в его социальной, эстетической, познавательной, трудовой функциях. И такие «функции искусства, как познание, отношение, общение, наслаждение, труд, а также воспитательная, идеологическая, мировоззренческая функции, есть функции человека, который творит искусство, осуществляя свою жизнедеятельность практически и духовно». [24, 30]
В произведениях народного творчества заложено эстетическое отношение человека к труду, к жизни, к миру в целом.
Работающих педагогов особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся, так как оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. С этой точки зрения можно считать актуальным изучение декоративно-прикладного искусства учащимися пятого класса, так как знакомство с традиционными художественными промыслами, в том числе местными ремёслами, овладение художественными навыками приобщают детей к народно-прикладному искусству, воспитывают эстетическое отношение к действительности.
Дети очень любят мастерить что-то своими руками, они видят результат своего труда, поэтому готовы к дальнейшей деятельности. Уроки по декоративному рисованию, которые основаны на развитие интереса и творческих возможностей, решают проблему по эстетическому воспитанию.
Все уроки по теме «Народные промыслы» целесообразно проводить с наглядными изображениями настоящих предметов изучаемых народных промыслов, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Все предметы должны иметь эстетическую привлекательность и давать представление о традиционных художественных видах декоративно-прикладного искусства.
В процессе наблюдения эстетических образов декоративного искусства у ребёнка формируется и развивается эстетический вкус и эстетическое чувство. Это в свою очередь положительно сказывается на его адаптации в школе и на успешное овладение учением.
Таким образом, благодаря положительным эмоциям на занятиях декоративного рисования, можно сказать, что искусство оказывает большое влияние на ученика. Развивает не только эстетический вкус, но и психические процессы, которые необходимы для полноценного развития ребёнка и усвоения им школьной программы.
Искусство в отличие от науки – это особая форма познания жизни. Здесь преобладают ассоциации, эмоции и чувства. А народное искусство, зародившееся раньше всех других видов искусств, вообще можно назвать чистым родником, из которого дети «черпают красоту». И от познания этой красоты происходит благотворное влияние на учеников, так как развивает их творчество, приобщает к родной культуре, помогает войти в область прекрасного, позволяет видеть оригинальный колорит окружающего мира, вызывает желание любить и радоваться жизни.