Особенности эстетического воспитания школьников

Эстетическое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. Ещё до школы происходит первоначальное формирование личности. В возрасте, когда ребёнок идёт в первый класс, он уже может самостоятельно отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного, т.е. переживать элементарные эстетические чувства и состояния.

В детском саду происходит первое сознательное знакомство с изделиями народных мастеров: городецкой и хохломской росписью, гжельской керамикой, жостовскими подносами, дымковскими и филимоновскими игрушками, матрёшками, резьбой по дереву, вышивкой и чеканкой. Происходит не просто знакомство с народными промыслами, а прививается ребенку любовь к Родине, к народным традициям, воспитывается уважение к труду.

Наиболее эффективным средством эстетического воспитания являются в пятом классе уроки изобразительного искусства, на которых при изучении народных промыслов имеется достаточное количество наглядного материала, в том числе и настоящих изделий, а деятельность учащихся происходит под звуки народной музыки. Всё вместе это вызывает у детей радость труда и жажду творчества.

Именно изучение народных промыслов, где тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся среднего звена, позволяет детям приобщиться к прикладному искусству своего народа. Очень важно донести до учащихся, что произведения народных умельцев – это образцы подлинного искусства. Каждый промысел имеет свою историю развития. [26]

Следует отметить, что воспитательно-важные темы, заложенные в программе начальной школы, находят развитие и продолжение и в программе среднего звена. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. К примеру, в пятом классе учащиеся уже более подробно, чем в начальной школе знакомятся с узорами, правилами составления орнамента, формой, цветом, т.к. всё это имело определённое значение для наших предков. Используя в своих изделиях различные символы, они преследовали две цели: как украшение и как обереги от злых духов, что являлось для них немаловажным.

Пятиклассники проходят путь от познания древних корней народного искусства до знакомства с современными народными промыслами. К этому времени у учащихся сформированы определённые знания, умения, навыки, которые помогают успешно изучать язык и образный строй декоративно-прикладного искусства.

В пятом классе дети уже могут сравнить искусство Древнего Египта, Древней Греции, западноевропейского средневековья со своеобразным родным народным искусством и сделать соответствующие выводы. Изучая народные промыслы необходимо выстраивать связь с народными праздниками, уходящими своими корнями в языческое прошлое. Праздновать значило коллективно ощущать целостность мира.

Исходя из того, что наши предки уважительно относились к природе и в своих узорах использовали природные формы, нужно организовывать экскурсии и прогулки с детьми в лес, в парк и учить их любоваться природой, видеть и понимать всю красоту окружающего мира. Природа – это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами.

Этнографический фон очень важен для того, чтобы понять конкретное значение для человека тех или иных символических образов и попытаться их связать с самой жизнью (трудом, праздниками, обрядами), тем самым выстраивая более целостную модель взаимоотношений человека с природой и вселенским миром.

Очень важно показать природу народного искусства в сочетании с отношением человека с миром в живых, главных для детей взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах…» (Э.Н. Фаустова) [42, 25]

Таким образом, изучая в среднем звене историю развития народных промыслов, необходимо помнить, что детям наиболее интересно то, что они сами могут выполнить своими руками. Чувство радости, желание заниматься творчеством является непременной предпосылкой методического благополучия урока. С учётом здоровьесбережения учащихся целесообразно включать разнообразные виды деятельности, где теория переплетается с практикой.

Эстетическое воспитание учащихся среднего звена подразумевает: владение широким набором разнородной информации, возможность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, а самое главное – развитие креативности и коммуникативных, социальных, научных и других компетенций.

Наши рекомендации