Ассист на чесноке с минералами.

В чесночный клей добавить охру с белилами немного, иначе потеряется клейкость. Минералы придают объем, а при выпуклом ассисте легче попадать в линию, набирая толщину валика. Достоинство этого способа в том, что объёмные золотые лучи испускают искрящееся сияние.

Глава 2

ШРИФТЫ

Шрифт – это графически выраженный язык,

это воплощенная мысль.

В.Тоот

Алфавит, буквы, которые имеют общую закономерность, называются шрифтом.

Немного из истории письменности и шрифта

История шрифта неразрывно связана с историей письменности, возникновение которой относится к глубокой древности. Обратимся к исследованию русского ученого-филолога Г.С.Гриневича в этой области. Приведем цитаты из его книги «Праславянская письменность», т.2.

«Все языки мира инвариантны. Генетический код людей, отвечающий за передачу информации от одного поколения к другому, состоит из 210* лингвистических элементов– слогов открытого типа:

1. согласный+гласный=СГ,

2. чистый гласный=Г.

Каждому слогу, а по сути, слого-слову, отвечает определенная, строго закрепленная за этим слогом, семантика, т.е. значение, смысл. Все человеческие слова возникают в результате сочетания 2-3 или более лингвистических элементов /слогов или слово-слогов/. Семантика лингвистических элементов установлена на базе словарного запаса всех славянских языков и позволяет сегодня выявлять первичный, изначальный смысл любого человеческого слова.

Примеры.

Слово РQНЫ /читается как «руны»/. Первичное его значение в восприятии славянина, заложенное в нем от природы /от Бога/ таково: НАШЕ /НЫ/ ПИСЬМО /РQ/. Лингвистический элемент, выражающий понятие «письменность», есть в русских словах «РQКА» и «РУQКА»/ручка – то, чем пишут/.

Итак, РQНЫ – это наше славянское, точнее праславянское письмо. Древние германцы, которые обнаружили рунические письмена, понятия не имели, что такое «письменность» - РУНЫ, и воспринимали это явление как что-то загадочное, таинственное и именно поэтому в др/германском языке слово «РУНА» означало просто «ТАЙНА». А «рунические письмена» – значило «таинственные письмена».

Слово РУСЬ означает ЭТО КРАСОТА: СЬ=ЭТО, РУ=КРАСОТА.

Праславянский письменный язык чрезвычайно близок к старославянскому и древнерусскому языкам. Праславянской письменностью исполнены и древние надписи Южной Сибири и Северной Монголии. В одной из них читаем:

· Жертвенность сущность русских такая, у русских говорят кровь такая. Вы русские - совокупность; навечно вы дети, сущность грядущего. И от рыжих - слово сказителя - жизненная сила вечная, мудрая же. Ваши дети - сущность грядущего…

Ассист на чесноке с минералами. - student2.ru /(Орхонские надписи).

* 210=3х7х10. 3-Троица, 7-7 Таинств, 10-Заповеди Божии.

!!! Праславянской письменностью выполнены: винчанские надписи, в частности, древнейший письменный памятник нашей планеты – Тэртерийская табличка /Утыс.доРХ/; убаидские надписи Двуречья /1Утыс.доРХ/, трипольские надписи /111тыс.доРХ/, протоиндийские надписи /ХХ-Х111вв.доРХ/, в их числе знаменитый Фестский диск, этрусские надписи /У111-11вв.доРХ/, а также надписи, найденные на территории современного расселения славян и исполненные т.н. письмом типа «черт и резов» /1У-Хвв./. Как правило, они сопровождаются некими изображениями.

В 5тыс.доРХ, т.е.7! тысяч лет тому назад, обширные пространства Подунавья на юго-востоке Европы /современная Сербия и западные области Румынии/ населяли праславянские племена, создавшие культуру Винча – древнейшую, на сегодняшний день, цивилизацию, с древнейшими на Земле письменными памятниками.

В конце 5 – начале 4 тысячелетия доРХ произойдут значительные подвижки праславян в пространстве – в восточном и южном направлениях. В южном, точнее, в юго-восточном, они достигнут Двуречья, где со временем вырастет город Вавилон. В восточном направлении праславяне достигнут Среднего Поднепровья, и уже в 3 тысячелетиии доРХ все Подунавье-Поднепровье будет охвачено высокоразвитой трипольской культурой. Трипольцы в культурном отношении значительно превышали своих соседей!

Трипольская культура станет распространяться на юг – до Пенджаба и Инда. И здесь праславяне, называвшие себя РЫСИЧАМИ, создадут одну из 3 величайших культур Древнего Востока – протоиндийскую культуру, на которой затем поднимается культура Древней Индии.

На Балканах, в догреческой Греции, на островах Эгейского моря, в т.ч. и на Крите в начале 2 тыс.доРХ – около 1800г.доРХ появились Рысичи /как они сами себя называли: тотемом наших далеких предков была рыжая рысь/. На о.Крит рысичи создудут могучую критскую державу, искусство которой явится предтечей великого искусства Древней Греции.

В 1450г.доРХ взрыв вулкана на о.Санторин нанес критской цивилизации непереносимый удар. Праславяне-рысичи покинут Крит. Часть из них, оставшихся в Европе, со временем обретет свое былое могущество в Италии – в области Этрурия, другая часть через Малую Азию, далее по Великой Степи уйдет далеко на Восток – в Южную Сибирь и положит начало Бронзовой Эпохе.

Итак, задолго до Кирилла и Мефодия – на протяжении 6 тысяч летбыла у славян своя письменность – праславянская, из которой вышли все древние письменности нашей Планеты. Праславянская (слоговая славянская) письменность является праписьменностью нашей Планеты».

И «буквенное греческое письмо ведет свое начало, через финикийское и протобиблское слоговое письмо от слоговой праславянской письменности» /Гриневич/. Кириллический алфавит был составлен на основе греческого.

Кириллицей принято называть азбуку, созданную равноапостольными Кириллом и Мефодием, по происхождению греками, которые в 863 году были направлены из Византии в Моравию для проповеди христианства. Ими была создана на основе византийского алфавита фонетическая азбука, дополненная новыми буквами для звуков, свойственных славянским языкам. Кириллица быстро распространилась среди южных восточных славян, а в Х веке она проникла на Русь.

Древнейшими славянскими азбуками были глаголица и кириллица. Известно, что глаголица несколько веков существовала совместно с кириллицей, а впоследствии была вытеснена более простой по начертанию кириллицей.

Буквенные и словесные обозначения символов христианства появились в ранних христианских катакомбах, когда еще не было персонифицированного иконописного изображения Иисуса Христа– существовали только символические начертания. Традиция сопровождения символов или ликов текстами восходит к древнейшим дохристианским культурам, как показано выше.

Позже появились персонифицированные изображения, сопровождаемые надписями. Наиболее полно они сохранились до нашего времени в мозаиках древних христианских храмов. Мозаичные и фресковые настенные росписи и иконы в Древней Руси после принятия христианства первоначально исполняли приезжие греческие мастера.

Славянский текст внедрялся постепенно и перемежался часто с частью греческих слов. Именам святых до 14 века предшествовало греческое слово (АГИОС) «святой»; его имя, обычно написанное по-гречески, часто было неотличимо от написания по-славянски. С распространением славянской письменности и грамотности, по мере распространения христианства, тексты-надписи от века в веку становятся многословнее и своей кульминации достигают в 17-18вв. Основное название пишется вверху, над изображением, реже – под ним. В иконах их соответственно располагают вдоль верхнего или нижнего поля.

Виды шрифтов.

Самым древним русским шрифтом, имевшим распространение в церковных книгах в период Киевской Руси, был устав/см.рис./.

Ассист на чесноке с минералами. - student2.ru

Рис. Древнерусский шрифт – кириллица.

Устав ХI в.

Устав отличается необыкновенной четкостью и стройностью букв, рисунок которых хорошо сочетает в себе прямолинейные элементы с дугами окружностей и овалов. В красивом и отчетливом уставном письме каждая буква пишется отдельно без всяких знаков препинания и сокращений. Устав имел несколько вариантов и начертаний. Одним из лучших образцов уставного письма является «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.

В 14 веке на смену уставу приходит полуустав. Его начертание более простое, пластичное и быстрое, буквы округлее и мельче. В нем допускались наклон линий, соединение букв, появляются сокращения под титлами, различные надстрочные знаки, ударенияи целая система препинания, слова и предложения разделены четкими промежутками.

Ассист на чесноке с минералами. - student2.ru

Полуустав.

Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись. Ею пишутся различные грамоты, акты, книги.

Ассист на чесноке с минералами. - student2.ru

Рис. Скоропись.

Скоропись – это наклонное письмо, отличающееся затейливым написанием букв, применением всевозможных дополнительных значков, она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма. В 17 веке она отличается особой каллиграфичностью и изяществом.

Для названий разделов и частей применялось специальное декоративное письмо – русская вязь. Вязь – это слитый узор сильно вытянутых в высоту и переплетающихся между собой букв.

Различают два вида вязи: круглую и угловатую, т.е. штамбованную.

Один из основных приемов вязи – это мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха двух разных букв превращались в один. Этому подчинялись и округлые элементы, принимая форму вертикальных штрихов (штамбов и полуштамбов). Пустоты, образующиеся в штамбованной вязи, заполнялись либо сильно уменьшенными округлыми или миндалевидными формами букв или полумачтами (полуштамбами) соседних букв, а иногда декоративными элементами.

Ассист на чесноке с минералами. - student2.ru Заголовок, написанный вязью, выполнялся золотом или киноварью, что красиво гармонировало с черной краской наборного текста. Впоследствии на основе вязи были созданы различные декоративные шрифты, в том числе старославянский наборный и рисованные шрифты.

 
 
Рис. Вязь.

Требования к шрифту и надписи на иконах

О том особенно должен заботиться иконописец, «чтоб всякая икона имела надписание, которое означало бы, кто именно из святых изображен на ней – для того, чтоб скорее мог утвердиться дух молящегося».

Изображение нуждается в именовании. Именование соотносит образ с первообразом, присоединяет данную икону к многоиконному духу. (Подобным образом и самое имя дается его носителю, который до этого наименования был многоимянен или безымянен.) В имени выражается самая индивидуальность – дух, живущий и раскрывающийся как субъект своих состояний, во всех них присутствующий и ни с каким из них не отождествляющийся, ибо им не исчерпывающийся. Именование же иконы означает ее включение в число явлений этого духа, которых может быть неопределенное множество. (С.Булгаков. «Икона, ее содержание и границы.»)

Связь изображения со словом всегда имела глубокий догматический смысл.

Надпись на иконе освящает изображение, придавая ей достоверность и выявляя её вневременную сущность.

Надпись становилась непременным элементом иконографического канона.

Надпись на иконе заполняет фон, украшает его, имея смысловое и декоративное значение.

Надпись несет в себе эстетическую функцию, составляет единое целое с живописью: от нее зависит размер букв, их расположение и другие характерности почерка.

Надпись несет и историческо-культурные традиции (по надписи можно узнать, в каком веке и где написана икона).

Варианты компоновки шрифтов на иконе

В иконах имена святых располагают на фоне, разделяя их равномерно на две части по обе стороны нимба или фигуры святого. В житийных иконах поясняющие тексты в клеймах располагают на фоне вверху или под поземом. Когда сложный сюжет располагают по всему полю иконы, без разделения на клейма, то поясняющие тексты пишут около каждого изображения или выносят их на боковые и нижнее поля иконы. Священные тексты на листах раскрытого Евангелия или на развернутой грамоте (хартии) располагают по правилам естественного расположения текста в рукописях.

Существует два вида надписей:

1.торжественно-декоративная (вязь или устав);

2.сходен со строчным письмом в рукописях (полуустав, скоропись).

Наиболее древний вид надписания – вертикальный, колончатый и горизонтальный. Бывает и комбинированный вид (чтоб уравновесить композицию); редко – шрифтовая композиция в круге, более поздний вариант – надпись в нимбе.

Существует вид шрифта, называемый мачтовая лигатура. Это одна мачта, к которой привязывалось несколько букв, пустоты заполнялись либо круглыми элементами, либо миндалевидными формами букв –е, -о, -с. Такой шрифт выглядит как единый орнамент.

· Шрифт связан с инструментом и материалом: последние должны быть подобраны по характеру шрифта.

Написание шрифтов.

Ход работы

1. определить надпись (сперва на русском языке), текст проверить по словарю; («Грамматика церковно-славянского языка» иеромонах Алипий (Гаманович); Справочник для иконописцев «Наименования и надписи на иконных изображениях» В.В.Филатов, Ю.Б. Камчатнова);

2. определить стиль и характер шрифта. Стилистика шрифта должна соответствовать декору иконы;

· Выбор шрифта, как и композиции всей иконы, зависит от образа. Композиция, цвет и шрифт должны иметь взаимно гармоничное решение.

3.найти композицию шрифта на кальке с рисунком, разместив ее в «блочки» (они могут иметь различную конфигурацию – треугольников, прямоугольников, трапеций и т.д. – соответственно композиции иконы);

4. отработать надпись на кальке. Затем перенести ее на прозрачную пленку, и, перемещая ее по иконе, уточнить местоположение надписи.

· выбрать масштабность так, чтобы шрифт читался с расстояния, которое зависит от того, где будет находиться икона (в иконостасе или келейной Божнице). При необходимости можно уменьшить фигуру.

5. при копировании с других икон необходимо проверять надписи, сокращения делать по канону, внимательно относиться к каждому знаку надписи. Некоторые тексты содержат неточные, а иногда и искаженные цитаты из первоисточников – Нового и особенно Ветхого Заветов, также бывают ошибки в написании наименований и т.д.;

6. соблюдать выбранный модуль букв – равное расстояние между мачтами, визуально определить пропорции ширины и высоты мачты; рассчитать кратность ширины и высоты букв;

Важно, чтобы в шрифте высота и ширина букв были бы одинаковы между собой, в скорописи – одинаковое закругление.

Важно соблюсти равномерную плотность надписи – чтобы буквы «не рассыпались», и чтоб не было «дырок».

· В компоновке самые сложные буквы – круглые. В вязи ими заполняется пространство между буквами.

Святцы и изображения в клеймах подписываются скорописью:

1. написать на бумаге требуемые имена;

2. найти аналоги скорописи. Лучше найти более древние образцы, где текста было бы больше, чтоб написать весь алфавит – и заглавные буквы, и строчные;

3. составить необходимые слова, сделать образец надписи на бумаге.

4. прочертив линию для шрифта, сделать надпись, глядя на образец. Не рекомендуется переносить скоропись, передавливая её на доску.

· Шрифт требует умения и интуиции, поэтому необходимо больше копировать.

· Шрифт на красочном слое преимущественно пишется киноварью, чернью, белилами или золотом.

· Шрифт на красочном слое пишется каллиграфично и живо.

Шрифт на золоте

1. смазать золото ваткой с белком;

2. водным раствором охры провести линии, обозначающие высоту букв;

3. прозрачно наметить буквы или перенести надпись через кальку, слегка продавливая ее черенком.

4. пастозно и однородно написать четкий шрифт.

5. Ошибки и неровности убрать заточенным черенком кисти, намотав на него чуть-чуть ваты, постоянно ее меняя. Ватку можно слегка увлажнить. Так же очистить золото от белка.

6. Закрепить шрифт лаком с пиненом 1:3 или шеллаком.

§ шрифт на золоте должен быть особо каллиграфичным.

Глава 3

ОЛИФА

Процесс создания иконы завершается нанесением защитного покрытия – слоя олифы, который образовывает пленку, защищающую живопись и левкас от влаги и других вредных воздействий воздуха.

В наше время олифами называют масла, прошедшие специальную обработку и при высыхании (отвердении) способные создавать прозрачную твердую пленку. Русские художники-иконописцы, судя по дошедшим до нас письменным источникам, все покровные олифы и масляные лаки называли олифами. Старые мастера знали, какие вещества, в каких пропорциях и при каких условиях способствуют очистке масла, повышению качества пленки олифы или масляного лака.

Олифы готовили из растительных высыхающих масел – льняного, конопляного, орехового, макового и других. Используя льняное масло, русские мастера предпочитали сорта, изготовленные из семян льна северных районов произрастания. Высокое качество защитных пленок из него подтверждено химико-технологическими исследованиями. Тут уместно напомнить, что если старинные многовековые русские иконы могли сохранить до наших дней всю свою изумительную свежесть, яркость и красоту своих красок, то этому они во многом обязаны олифе, ибо она первая принимала на себя все удары и вредные влияния света и воздуха.

Олифа, пропитывая краски, придает им еще большую прозрачность и углубленность, она восстанавливает притухшую яркость красок и дает им обобщающий золотистый тон и ровную, слегка блестящую поверхность.

Приготовление олифы.

Материалы:

-градусник с t до 250-300 градусов по Цельсию;

-льняное масло – 3 литра;

-секкатив - ацетат кобальта – 50 г (порошок сиреневого цвета, ядовит);

- эмалированная кастрюля (4-5 л), без заплаток и повреждений.

Ход работы.

1.Градусник закрепить с помощью двух палочек в кастрюле так, чтобы от него до дна оставалось 3 см. Для этого нужно привязать палочки к ручкам кастрюли.

2.Залить льняное масло в кастрюлю, нагреть.

3.Ацетат кобальта перетереть в ступке. Добавить его в горячее масло в самом начале: 0,5г – на 200г масла, 7,5г – на 3л.

· Для блеска в олифу после 3 часов варки добавляют янтарь, предварительно его измельчив (измельчается трудно). Для этого в отдельную мисочку налить масло, довести его до 300 градусов и добавить янтарь: на 2 л – 1 ст. ложка янтаря (чадит, растворяется плохо).

4.Медленно довести кипение до 120 градусов и поддерживать температуру 120-140оС. Варить 6-7 часов (после кипения олифа приобретет цвет чая). Постоянно помешивать масло деревянной палочкой. Лучше работать в маске.

· Варить олифу удобнее в химлаборатории, но олифа получается жестче, т.к. ацетат кобальта усваивается весь, а поскольку в домашних условиях – не весь, то олифа – мягче.

· Варить олифу нужно на электрической плитке, а не на открытом огне!

В горячем или остывшем виде олифу разлить в емкости почти до края, затем резко подуть туда и закрыть.

Высветление олифы

Олифа высветляется на солнце. Для этого в эмалированный лоточек налить олифу глубиной около 3 см, сверху накрыть стеклом или марлей (закрепив резиночкой). Поставить на солнечное место. Через 2 недели олифа высветлится, и затем темнеть уже не будет. Пленку, образовавшуюся сверху, проколоть, олифу слить в стеклянную емкость, а пленку выбросить.

· в плотно закрытой посуде олифу на солнце не выставлять – может взорваться.

Олифление

После окончания икону просушить не менее 2-3 дней.

1. Перед началом работы необходимо проверить, закреплены ли ассист, надпись и орнамент (если они на золоте), и опушь.

2. Удалить с поверхности иконы пыль и соринки-ворсинки, провести в помещении влажную уборку.

3. На горизонтальную поверхность положить икону и крестообразно налить небольшое количество олифы, разровнять рукой.

· Олифа густеет быстрее или медленнее в зависимости от влажности и температуры помещения, от времени года (с марта по июнь – самый сухой воздух), от качества доски и олифы, от пигментов (они по разному «пьют» олифу).

· При благоприятных условиях требуется 4-5 часов, чтобы красочный слой достаточно пропитался олифой.

4. Налитая на икону олифа тотчас начинает впитываться в грунт, образуя на поверхности живописи в разных местах матовые островки. В это время необходимо каждые 15-20 минут разравнивать олифу; в течение часа-полтора можно доливать олифу, потом нежелательно.

Часа через два матовые островки перестанут появляться, и олифа будет лежать ровным слоем и постепенно густеть, но необходимо продолжать ее разглаживать, пока она не «встанет». Важно не упустить этот момент!

Если налито лишнее, собирать рукой и – в баночку, иначе процесс загустения растянется на более долгое время.

Признаки того, что олифа «встала» (через 5-8 час.): олифа по консистенции становится похожей на густой мёд, и не сразу исчезает след от пальца.

5. Убедившись, что олифа достаточно «встала», приложить прямо к живописной поверхности лист гладкой бумаги (кальки), которая не оставляет никаких ворсинок, пригладить рукой, чтобы бумага пропиталась олифой (на лузге в уголках промокнуть отдельно).

· если олифы слишком много (бумага «плавает»), перевернуть бумагу другой стороной и промокнуть еще раз;

· некоторый тонкий слой олифы необходимо оставить на живописи, чтобы при полном высыхании не наметились прожухшие (матовые) места;

§ руки во время работы вытирать бумагой или калькой.

6. До тех пор, пока оставленный тончайший слой олифы маслится, за иконой нужно следить, чтоб не упустить самый ответственный момент – фиканье, т.е. разглаживание олифы перед самым ее затвердеванием.

Мельчайшие пылинки, постоянно наполняющие воздух, оседая, могут застыть на твердеющей пленке олифы в виде блестящих бугорков, что придает ей неприятную зернистость. Следует, особенно на последних стадиях застывания олифы, через каждые 15-20минут энергично проводить ладонью от края до края иконы во всех направлениях. При этом засыхающая олифа под ладонью начнет издавать звук, похожий на тот, который возникает, когда мокрое стекло вытирают тряпкой или бумагой – «фик», «фик». Именно отсюда произошел термин «фикать», то есть разглаживать твердеющий покрывающий слой.

Если мастер не упустил этого момента и успел вовремя «профикать», то застывшая пленка будет гладкой и блестящей.

7. Через 30минут осторожно проверить на полях, остается ли след от пальца: если да, то трогать икону после этого нельзя, т.к. можно испортить ее глянцевую поверхность, нанеся матовые полосы, которые уже не исчезнут.

8. Икона кладётся на просушку, но чтобы на нее не садилась пыль (закрыть колпаком, коробкой и тд). В иконописных мастерских существовало особое помещение для олифления, куда входил только мастер. Этим исключалось излишнее движение пыли. Первоначальное просыхание пленки происходит через 2-3дня, полное – через месяцы.

9. Если на следующий день появились матовые пятна (олифа «просела»), то это возможно исправить. Для этого взять минимальное количество олифы (лучше «снетка» - олифу, снятую накануне с иконы) на палец и нанести очень тонко на всю поверхность иконы. Или наносить олифу полосой, растягивая ее ладонью, насколько хватит, затем снова нанести полосу и так далее, пока не покроется вся поверхность.

Исключение: если икона очень большая, а пятно маленькое, то можно смазать только пятно (но так, чтобы не было стыков между «старой» и «новой» олифой). Для таких случаев при снятии излишков олифы хорошо сохранить первую кальку, положив ее в целлофановый пакет и завязав. Тогда матовые пятна можно пригладить этой калькой быстрыми движениями, затем разровнять. Через 15мин снова «пофикать» (где золото не надо – на нем всегда олифы достаточно).

Если был пропущен момент затвердения олифы – в одних, более тонких, слоях она затвердела и присохла к живописи, а в других осталась еще подвижной, то эту ошибку исправить намного сложнее. Пересохшие места олифы окажутся потом более высокими островками по сравнению с остальной поверхностью и сильнее потемнеют. Их необходимо убрать. В этом случае снимают досуха оставшуюся загустевшую олифу и наливают свежую. С ее помощью начинают оттирать пальцем присохшие места. Там, где пленка еще свежа, она растворяется и оттирается более-менее удачно, но где она успела крепче присохнуть, неизбежно употребление скальпеля и не исключена возможность повреждения живописи. Когда все пристывшие места пленки удалены, оставшуюся свежую олифу досуха снимают, икону хорошо просушивают, и места, требующие поправок, протирают срезанной долькой чеснока, чтобы краска не соскальзывала, и исправляют повреждения живописи. Дают свежей краске просохнуть и снова всю икону олифят (лучше на следующий день).

· Если олифа была снята не полностью, то после просушки могут появиться «грибы» (олифа собирается морщинами). Этот недостаток можно исправить только через несколько лет, после полного высыхания олифы,- снять наждачной бумагой эти места и покрыть снова всю икону олифой.

10. Иконы со свежей равномерной и тонкой пленкой олифы достаточно долгое время выдерживали в тепле (иногда, напротив, выносили «на мороз» – в неотапливаемое помещение) и, главное, на свету – чтобы свежая пленка не потемнела.

· Покрытие иконы слоем олифы в старину считалось самым лучшим и надежным средством для сохранения иконы. Однако, олифа имеет недостаток – она со временем темнеет. Этому способствуют темнота и повышенная влажность помещений церквей с узкими и маленькими оконными проемами, и если их не отапливали. Обычно через полвека защитная пленка становилась темно-коричневой, а сверху на ней накапливался слой свечной и лампадной копоти. Поэтому чтимые иконы через 50-100 лет подвергали промывкам и поновлениям.

· Олифить икону лучше в сухую, солнечную погоду.

Наши рекомендации