Состав и приготовление эмульсии

Рецептура казеиново-масляной эмульсии для темперы (в весовых частях)

Казеин (сухой)...................................................................................................... 10

Бура безводная.................................................................................................. 1,5—2

или нашатырный спирт25%............................................................................ 0,8—1

Вода...................................................................................................................... 60

Масло (льняное, подсолнечное или ореховое)…………..10—2010—20

Вода...................................................................................................................... 15—25

При приготовлении эмульсии вначале растворяют казеин в растворе буры или нашатырного спирта. Для этого казеин заливается теплой водой и ставится для набухания на 1—2 часа, затем прибавляют слабо подогретый раствор буры (то рецептуре) и перемешивают до полного растворения казеина. В этот раствор медленно вливают масло, также при непрерывном перемешивании до полного заэмульгирования масла в растворе казеина, и, наконец, добавляют воду для получения эмульсии нормальной консистенции.

Так как в составе эмульсии содержится желчь, то берлинскую лазурь употреблять в казеиновой темпере нельзя, ибо она от щелочи разлагается и буреет. Казеиновая темпера очень быстро высыхает, хорошо пристает к грунту, не размывается водой и придает красочному слою большую прочность и твердость, но в то же время и хрупкость, поэтому для придания эластичности красочному слою в эмульсию необходимо добавлять небольшое количество смягчителя—нейтрализованного ализаринового масла, воска в скипидаре и лака.

Плохо приготовленная казеиновая темпера растрескивается вследствие сжатия грунта и холста по высыхании.

Гуммиарабиковая эмульсия

Основным связующим веществом в гуммиарабиковой эмульсии является растительный клей: гуммиарабик, вишневый клей и декстрин. Гуммиарабик хорошо растворяется в горячей воде, образуя густые концентрированные растворы клея. В отличие от животного клея он не загнивает и хорошо сохраняется.

Рецептура эмульсий

Название составных частей

Гумминрабиковая

Вишневая

Декстриновая

(в весовых частях)

Клей

Вода

15-20

20-25

10-15

Масло (льняное)

6-8

5-7

5-7

Порядок приготовления эмульсий обычный: предварительно растворяется клей в горячей воде и при помешивании вводится масло или лак, а затем — вода, до получения необходимой консистенции. Можно добавлять в эмульсию лаки и смягчители.

Глава 12. Гуашь

Гуашью называется живопись, исполненная непрозрачными, плотными и кроющими клеевыми красками с примесью белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».

Источники XVI века упоминают о гуашевой живописи. В эпоху Возрождения гуашью пользовались для исполнения иллюстраций, подцвечивания рисунков, расписывания вееров, табакерок и т. п.

С XVIII века гуашевая живопись совершенствуется и становится широко распространенным видом живописи. Ею пользуются для написания подготовительных картонов, декоративных эскизов, иллюстраций и станковых произведений. В отличие от акварели, гуашь непрозрачна, так как в состав красок входят белила.

Для гуаши готовят специальные краски, качество которых должно удовлетворять следующим требованиям.

Цвет и оттенок должны соответствовать эталонным образцам.

Паста краски должна свободно набираться на кисть

Высыхаемость при температуре 15—20° до 1 часа.

После высыхания поверхность накраски должна иметь матово-бархатистую фактуру, не образовывать трещин и не давать отлипа.

Разведенная водой краска должна ложиться ровным слоем и после подсыхания хорошо закрепляться на грунте или бумаге, не пачкать и сохранять нестирающуюся поверхность.

В тонких и толстых слоях без разведения водой накраска должна быть корпусной и ложиться непросвечивающим плотным слоем.

Не изменяться под действием солнечного света сама по себе и при смешивании с другими красками.

Сохраняться продолжительное время, не загустевая и не засыхая и легко размываться водой.

В качестве связующих веществ для гуашевых красок употребляются гуммиарабик, камеди плодовых деревьев, декстрин.

Связующее вещество готовится в виде клеевого раствора. Для получения красок, отвечающих основным свойствам, предъявляемым к этому виду материалов, вводят в связующее различные добавки: раствор сахара, глицерин, ализариновое масло, смоло-бальзамы, бычью желчь, фенол и др.

Чтобы придать краске плотность и укрывистость, в состав пигментов вносят различные наполнители: каолин, цинковые белила, бланфикс и т. п.

Клеевое связующее для гуаши (в весовых частях)

Клей (вишневый или гуммиарабик )………….20

Вода 70-100

Бычья желчь 2—3

Глицерин 10—15

Ализариновое масло 3—5

Фенол или тимол 0,5—0,7

Лучшими связующими веществами для гуашевых красок являются растворы гуммиарабика и вишневого клея, однако часть пигментов взаимодействует с этими клеями, переводя их в твердое, не растворимое в воде состояние. Твердеют пасты окиси хрома, стронциановой желтой, кобальт зеленый и фиолетовый, сиена жженая, хромовая желтая и парижская синяя.

Чтобы устранить затвердение, рекомендуется естественные гумми заменять декстрином или вводить избыток смягчителей: ализаринового масла, глицерина, меда, патоки и т. п. Количество декстрина по сравнению с гуммиарабиком берется почти вдвое больше.

Избыток клея в эмульсии может придать накраске некоторый блеск, нежелательный для этого вида красок, характерным свойством и особенностью которых является матовость. При недостатке клея в связующих накраски после высыхания плохо держатся на грунте и пачкают.

Лак увеличивает твердость пленки, уменьшает стираемость накраски и способствует получению матово-бархатистой поверхности красочного слоя, но при избытке смол паста часто отвердевает, не размывается водой и сильно при-липает к кисти. Глицерин или другие смягчители придают эластичность красочному слою и предохраняют его от засыхания, но при избытке гигроскопических веществ краска темнеет и ложится рыхлым слоем. Бычья желчь улучшает связь с грунтом.

При избытке воды краски становятся укрывистее и светлее, накраски после высыхания пачкают с образованием трещин в корпусном слое.

Гуашевые краски должны обладать большой кроющей силой и белесоватым видом. Для достижения белесоватого вида в состав пигментов вводят обычно белые наполнители: каолин, баритовые или цинковые белила. Лучшие белила для гуаши это каолин и бланфикс, т. е. мало активные вещества, они не взаимодействуют со связующим и пигментами. Бланфикс на клеевой основе имеет белизну, равную почти 100%.

Пигменты, применяемые в производстве художественных красок, имеют различную укрывистость и классифицируются по этому свойству на кроющие, полулессировочные и лессировочные.

Известно, что кроющая способность пигментов зависит в основном от разности показателей преломления связующего и пигмента: чем больше эта разница, тем выше укрывистость краски.

К пигментам, обладающим на клеевом связующем высокой укрывистостью, прибавляется очень небольшое количество белил, например, к английской красной, окиси хрома, киновари и др. Лессировочные и полулессировочные, безусловно, нуждаются в прибавлении белил в целях увеличения укрывистости.

Наименование пигмента Цинковые белила Каолин Бланфикс

(в весовых частях)

Синий кобальт 30—50 40—60 25-40

Краплак красный 30-50 40-60 25—40

Охра красная 25-45 30-45 20-40

Английская красная 5—10 10—20 5-10

Киноварь 5—10 10-20 5-10

Кадмий красный 5-10 10-20 10-20

Охра 40—60 50-70 30-50

Сиена натуральная 70-100 80-110 60-90

Стронциановая 40-60 50-70 30-50

Окись хрома 5-10 10—20 5-10

Кобальт фиолетовый 20-30 20—30 15-20

Сиена жженая 20-30 20-30 15-20

Количество белил, которое нужно добавить к тому или иному пигменту в каждом отдельном случае, устанавливается опытным путем, исходя из интенсивности тона, яркости цвета, химического состава, степени дисперсности, а также от рода белил и его свойств.

Так, например, волконскоит и изумрудная зеленая при добавлении значительного количества белил становятся укрывистыми, но по цвету совершенно непригодны для гуаши.

Таблица на стр. 165 указывает соотношения пигмента и белил в гуашевых красках (из расчета на 100 частей основного пигмента).

В дальнейшем производство гуашевых красок проходит те же стадии технологического процесса, что и производство масляных, т. е. смешение пигмента со связующими, перетир на краскотерочных машинах до получения пасты средней густоты, легко набирающейся на кисть.

Очень густую пасту разбавляют водой или специальным составом разбавителя.

Количество связующего вещества для каждого пигмента различно и зависит от его физико-химических свойств.

Опытным путем установлено приблизительное количество связующего, необходимое для получения красочной пасты на вишневом клее, гуммиарабике или декстрине:

Название красок Количество связующего на 100 г

Кобальт синий 170—210

Ультрамарин 70-90

Охра 60—110

Охра красная 110—120

Кобальт зеленый 40—50

Сажа газовая 340—400

Сиена натуральная 70—100

Охра золотистая 100-120

Феодосийская .70—100

Краплак красный 170—Л 0

Краплак фиолетовый 170-210

Английская красная 150-210

Кадмий красный 40—70

Белила цинковые 40—70

Белила баритовые 60—100

Каолин 50-100

Окись хрома 60—90

Парижская синяя 200-250

Стронциановая .70—ПО

Хромовая желтая 70—100

Хромовая оранжевая 70—100

Сиена жженая 90—120

Количество клея в гуашевых красках должно быть достаточно, чтобы они хорошо закреплялись на бумаге, не стирались и не пачкали при трении пальцем о поверхность слоя.

Связующее гуаши состоит почти из тех же веществ, что и связующее акварели, т. е. в основном из растительных клеев, поэтому, как и в акварели, сильно загустевающие краски готовятся на декстрине.

Гуашевые краски для живописи должны состоять из пигментов прочных и светоустойчивых.

Для декоративных работ и плакатов можно ввести ряд менее прочных красок органического происхождения: литоль-шарлах, ганза желтый, виридин, а также из неорганических мало устойчивые — желтые хромовые.

Связующее рекомендуется приготовлять на декстрине:

(в весовых частях)

Декстрин желтый 100

Вода 250-280

Глицерин 30—50

Бычья желчь 10—20

Фенол 2—4

Водно-клеевые краски, в том числе и гуашь, при длительном хранении претерпевают целый ряд превращений, в значительной степени изменяющих их первоначальные свойства: желатинизируются, расслаиваются, переходят в нерастворимое в воде состояние, створаживаются при низких температурах. Эти изменения нередко делают краску совершенно непригодной к употреблению.

Гуашевые краски для декоративных целей выпускаются и в сухом виде, при смешивании влажной кистью они превращаются в пасту. Производство сухих гуашей значительно упрощает технологический процесс.

Сухую гуашь легко приготовить: для этого надо тщательно смешать тонкие порошки красок с желтым декстрином, добавив к смеси небольшое количество (0,5%) фосфата натрия для увеличения смачиваемое и фенола для предотвращения загнивания краски.

Клея для сухой гуаши берется несколько больше, чем для пастообразной.

Все водяные краски в той или иной степени впитываются внутрь грунта или бумаги и при испарении воды красочный слой разрыхляется, вследствие чего, особенно в корпусных слоях, образуются трещины и краски отслаиваются. Гуашевыми красками можно писать по бумаге, грунтованному холсту и картону послойно и несколько пастозно.

Для лучшего сохранения гуашевых красок можно закреплять их лаками.

Искусственный клей (поливиниловый спирт и тилоза).

Исследование поливинилового спирта как связующего показало, что краски, стертые на нем, переходят из обратимого состояния в необратимое (т. е. не растворяются в воде). Поливиниловый спирт испытывался нами в качестве связующего для гуашевых красок при соотношении:

Поливинилового спирта — 1 часть.

Пигмента — 5 частей.

Гуашевые краски, приготовленные на поливиниловом спирте, имеют чистый тон, укрывисты, прочны и совершенно не смываются водой.

Водорастворимая смола тилоза — твердая, белая масса с коричневым оттенком. Тилоза дает пленку немного темнее гуммиарабика, скорость высыхания пленки тилозы такая же, что и на гуммиарабике. Пленки полностью обратимые, эластичные и имеют хорошую адгезию к бумаге. Тилоза имеет недостаток — высокую зольность, вследствие чего пленки получаются несколько мутными.

Для приготовления декоративных гуашевых красок этот недостаток не окажет отрицательного влияния на их свойства.

Глава 13. Акварель

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками.

Акварель была известна еще в глубокой древности, но до XVII века не имела самостоятельного значения, ею пользовались для раскрашивания рисунков, черновых набросков и т. п.

Самостоятельное значение в живописи акварель приобрела, начиная с XVII века. Картины, исполненные акварелью, представляют собой вполне законченные произведения изобразительного искусства с достаточно глубоко разработанной манерой и техникой письма. Из русских акварелистов известны Брюллов К., Соколов, Бенуа, Врубель, Савинский и др.

Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

Наши рекомендации