Метод линейно-конструктивного изображения
При изображении простых геометрических тел, ваз, капителей и так далее от рисующего требуется прежде всего правильное понимание конструктивной основы формы и умение передать ее в линейном рисунке. При изображении головы человека также необходим анализ ее конструктивной основы и умение выразить ее в линейно-конструктивном рисунке. Линейно-конструктивное изображение формы вазы показано на рисунке 25, на рисунке 26 дано линейно-конструктивное изображение схемы головы человека, которую разработал А. Дюрер.
Анализируя конструктивную основу формы головы, мы отмечаем ряд закономерностей, которые необходимо учитывать при рисовании. Рассмотрим эти закономерности по рисунку А. Дюрера.
Основная форма головы как бы рассекается четырьмя параллельными горизонтальными плоскостями: у начала покрова волос по выступам надбровных дуг, у основания носа и основания подбородка. Перпендикулярно этим плоскостям яйцевидную форму головы рассекает вертикальная плоскость, образуя на лицевой поверхности профильную линию. Эта вертикальная плоскость рассекает ее на две равные части, а образуемая ею профильная линия делит лицевую часть головы на две симметричные половины.
Горизонтальные плоскости членят лицевую часть головы на равные части и образуют линии покрова волос, надбровных дуг, основания носа и подбородка. Таким образом, данная схема подтверждает закономерность пропорционального членения формы головы.
Благодаря своей наглядности и убедительности схема используется многими художниками-педагогами в учебном процессе и в наши дни при обучении рисунку головы.
Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. Так, например, великий русский художник и педагог А. Лосенко разработал серию методических таблиц, на которых наглядно показал закономерность изменения перспективного вида схемы головы в зависимости от поворота и положения головы в пространстве (рис. 27). Направление основных конструктивных линий (покрова волос, надбровий, основания носа и подбородка, а также профильной линии) в таблицах передается пунктиром. Этим Лосенко хотел подчеркнуть, что линий, как таковых, в действительности нет, они условны, и при изображении головы, художник должен представлять их мысленно.
Выдающийся русский художник-педагог прошлого века А. Сапожников сконструировал проволочную модель головы (рис. 28), которая помогала рисовальщику понять конструктивную основу формы и явления перспективы. О назначении этой модели А. Сапожников писал: «В Совет Императорской Академии Художеств. Имею честь препроводить один экземпляр составленного мною „Начального курса рисования", ящик с моделями, принадлежащий к оному, и модель головы из проволоки, и прошу удостоить благосклонного принятия. Мне крайне лестно будет, если модель принесет пользу в Академических рисовальных классах. Быв поставленную рядом и в том же повороте с гипсовою головою, служащей для образца, она может пояснить перспективное изменение частей ее составляющих».
В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии (рис. 29). Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» — линией разреза глаз и профильной (рис. 30), третьи старались совместить и то, и другое (рис. 31). Все конструктивные линии в рисунке проводились условно, по поверхности формы.
Точного месторасположения конструктивных линий (в каких местах их нужно проводить) в пособиях не указывалось, что очень осложняло работу обучающегося рисовальщика. Например, ученику нужно наметить профильную линию, но где она должна пройти — ему неясно. В подавляющем большинстве пособий профильная линия проводится отвлеченно, соприкасаясь с поверхностью лба и кончиком носа. Такая линия в рисунке не может служить ориентиром для дальнейшего построения формы головы, о чем мы еще поговорим в главе о методической последовательности работы над рисунком. Так же неясно, где должны располагаться линии основания подбородка, носа, надбровий, разреза глаз, он их проводит формально, не понимая важности и необходимости этих линий для дальнейшего построения изображения формы головы.
Чтобы внести полную ясность в этот вопрос, мы предлагаем рассмотреть линейно-конструктивную схему формы человеческой головы в зависимости от закономерностей анатомического строения, где каждая линия обусловливается костями черепа.
Анализируя форму головы по линейно-конструктивной схеме, мы отмечаем, что профильная линия проходит через середину волосяного покрова, середину переносицы, основания носа, бантика губ и середину челюстной кости (рис. 32). Точки соприкосновения профильной линии с формой головы надо искать не на поверхности, а на костях черепа. Так, например, на призме носа профильная линия будет располагаться не на передней поверхности призмы, а на задней. Кончик носа по отношению к профильной линии может смещаться в зависимости от положения головы в пространстве. У основания подбородка профильная линия будет располагаться не на поверхности подбородка (хотя ямочка на подбородке и является хорошим ориентиром), а на челюстной кости.
Зная месторасположение профильной линии, художнику будет легко определить и положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией надбровных дуг (переносицу) и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, в таком же наклоне будет и вся голова.
Профильная линия помогает рисовальщику также вести построение изображения формы головы. Поскольку профильная линия делит голову на две симметричные части, то рисовальщику легко следить за расположением парных форм (выступы скуловых костей, глазничные впадины, уголки гy6, ноздри), которые в рисунке намечаются одновременно. Наметив выступ скуловой кости справа, тут же намечаем его слева, намечаем края височных костей справа и слева одновременно и так далее.
Горизонтальные конструктивные линии между собой параллельны и членят голову на пропорциональные части. Линии покрова волос (рис. 32, а), надбровных дуг (рис. 32, 6), основания носа (рис. 32, г) и подбородка (рис. 32, е) членят голову на три равные части. Эту закономерность пропорционального членения головы установили еще художники древности. Трехчастное деление формы головы мы находим и в каноне пропорций Древнего Египта, и у художников Древней Греции и Рима.
Художники эпохи Возрождения на основе математического измерения также приходили к выводу, что лицевая часть головы делится на три равные части.
Разрабатывая каноны пропорций, художники последующих столетий при самых различных методах исследования приходили к тем же выводам. Так, например, в «Изъяснении краткой пропорции человека или начертание академической фигуры» А. Лосенко называл, что голова разделяется на три равные части (рис. 33). В. Шебуев в своей «Антропометрии» также указывает на это (рис. 34).
Противники академической школы рисунка выступают против заучивания правил и законов, они не признают классических норм в искусстве и, в частности, схем строения формы головы, а также ее пропорционального членения на три равные части. Они отвергают их на том основании, что каждый человек индивидуален и абсолютно точного и одинакового закона строения формы головы для всех людей не может существовать.
Защищая традиционные правила, законы и схемы построения формы головы в рисунке, которые во многом облегчают изучение закономерностей строения головы, мы не мыслим их как идеально точные и непогрешимые каноны. Но мы категорически утверждаем, что эти законы, правила и схемы построения формы в рисунке настолько приближены к истине, что могут быть смело использованы в практике современного художника.
Дюреровская схема строения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивную основу формы. Канон древних о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но как общая закономерность пропорционального членения — она верна. Еще Леонардо да Винчи, доказывая это, сделал рисунок, на котором провел четыре горизонтальные параллельные линии, находящиеся на равном расстоянии друг от друга, и в их пределах врисовал головы уродов — с короткими носами и широкими лбами, с длинными носами и маленькими подбородками. Этим рисунком Леонардо да Винчи доказывает, что каноном древних можно пользоваться современным художникам при изображении голов даже самых крайних характеристик.
Ознакомление с классическими канонами приучает рисовальщика наблюдать, правильно определять пропорции и характерные особенности в строении живой головы. Знание этих канонов помогает художнику отмечать те отклонения от канона, которые наблюдаются в натуре. Знание закономерностей строения формы головы, даже схематичное, позволяет художнику шире использовать свои наблюдения над различными характерами изображаемого и сразу же вносить коррективы в изображение, уточняя и исправляя намеченный рисунок.
Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу — он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.
Правила, законы и схемы строения формы являются отправной точкой в работе художника, они дают ключ к познанию реальной действительности, помогают разобраться в сложной форме живой головы и брать от натуры в первую очередь самое основное. Знание правил и законов академического рисунка необходимо учащемуся для того, чтобы он смог быстрее овладеть своим искусством. Великий Гёте писал: «Гений, художник по призванию, должен действовать согласно законам, согласно правилам, которые предписаны ему самой природой, которые ей не противоречат, которые составляют величайшее её богатство, потому что с их помощью он научается подчинять себе и применять как богатство своего дарования, так и великие богатства природы».
Конструктивная схема строения формы головы и закономерность ее пропорций, как мы уже говорили, обусловлены костной основой — черепом. Поэтому, определяя по натуре местоположение конструктивных линий, их надо искать не на поверхности лица, а иметь в виду, что они лежат на основе костяка черепа. Напоминаю, если мы будем искать в натуре конструктивную линию основания подбородка, то ее следует представлять не на поверхности подбородка, а на выступах челюстной кости.
Линия основания носа проходит не у кончика носа, а у основания ноздрей. Кончик носа может быть расположен в рисунке или ниже, или выше линии основания носа. Знание конструктивной схемы строения человеческой головы помогает рисующему правильно изображать, соблюдать законы перспективы, отучает от пассивного копирования натуры. Если художник хорошо усвоит места расположения конструктивных линий, то ему не составит особого труда правильно построить изображение формы головы в самых сложных перспективных положениях. Чтобы понять это, вернемся к анализу нашей схемы (рис. 32).
Линия основания покрова волос проходит у основания выступа волосяного покрова (рис. 32, а), даже у облысевшего человека след волосяного покрова всегда виден. Линия надбровных дуг проходит по выступам костей надбровий, а точнее, через отверстия нервных каналов (рис. 32, б), что указано на схеме стрелками.
Линия основания носа проходит через корень носа и нижние края скуловых костей (рис. 32, г). Между линиями основания носа и надбровных дуг располагаются уши. Зная эту закономерность, учащийся быстро и правильно определит положение головы в пространстве. Так, например, при рисовании гипсовых голов Аполлона или Антиноя, имеющих очень сложный наклон и поворот, учащийся обычно затрудняется определить, как голова наклонена: вниз или запрокинута вверх? Зная же особенности конструктивной схемы строения формы головы, рисовальщик без труда определит положение головы в пространстве, стоит лишь определить расположение ушей по отношению основания носа: если уши ниже основания носа — голова запрокинута вверх, если уши располагаются выше основания носа и надбровных дуг — голова имеет наклон вниз.
Линия основания подбородка проходит посередине выступа переднего края челюстной кости (рис. 32, е).
Отрезок от надбровных дуг до основания носа, в свою очередь, делится на три равные части: между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает уголки глаз, переносицу и слезники, а точнее, через швы, соединяющие височные и скуловые кости (рис. 32, в, показано стрелками). Линия разреза глаз также может быть разделена на три равные части между крайними уголками глаз, иначе говоря, расстояние между глазами равно величине глаза. Зная эту закономерность, рисовальщик сможет избежать оптических обманов. Так, например, рисуя с натуры голову Юлия Цезаря, учащиеся часто допускают ошибку, располагая глаза близко друг к другу. Это объясняется тем, что длинный тонкий, в особенности у переносицы, нос создает впечатление, будто бы глаза расположены близко друг к другу. Когда же учащийся измерит расстояние между глазами, то убедится, что оно равно величине глаза.
Расстояние между линией основания носа и линией основания подбородка может быть тоже разделено на три равные части, между линией основания носа и второй частью располагается линия разреза губ (рис. 32, д), которая проходит по границе верхней и нижней губ, касаясь уголков губ.
Запоминая закономерности членения головы на пропорциональные части, художник не должен это абсолютизировать и постоянно проверять пропорциональные отношения в рисунке с помощью линейки и циркуля, что делают иногда учащиеся. Повторяя слова великих художников эпохи Возрождения, следует сказать, что линейка и циркуль должны быть в глазах художника, а не в руках: рука наносит изображение на бумагу, а глаз художника проверяет ее действия.
Таким образом, подводя итог, можно суммировать, что при изучении головы человека большую помощь художнику оказывают знание закономерностей основного конструктивного строения и умение выражать в рисунке эту линейно-конструктивную основу формы.
Следовательно, линейно-конструктивное изображение формы человеческой головы заключается в следующем: вначале изображается общая форма головы, но без применения тона (светотени), только одними линиями, которые указывают границы плоскостей, отграничивающие форму головы от окружающего пространства. Затем на лицевой части головы проводится профильная линия, которая делится на три равные части, и через эти точки проводятся конструктивные линии основания покрова волос, надбровных дуг, основания носа и подбородка.
Получив необходимые ориентиры, намечаем главные детали — призму носа, шаровидные формы глаз, обобщенную форму губ и подбородка. Все это по-прежнему изображается одними только линиями, чтобы можно было вносить необходимые коррективы. Линии, с помощью которых изображается конструктивная основа формы, помогают художнику правильно передать закономерное строения формы.
Наметив линейно-конструктивное изображение, начинаем внимательно уточнять характер формы как всей головы, так и каждой ее части, добиваясь точного соответствия натуре (рис. 35).
Если во время выполнения линейно-конструктивного рисунка мы перенесем источник света, то конструктивная основа формы не изменится, хотя внешний вид натуры изменится очень сильно. Этот эксперимент подтверждает, что, работая над линейно-конструктивной основой по описанному методу, рисующий все время мыслит формой.
В нашей педагогической практике мы не раз убеждались, что студенты, которые хорошо заучивали схему конструктивного строения формы головы, в дальнейшем легко справлялись с рисунком живой головы и портретом. Для твердого усвоения закономерностей конструктивного строения головы, мы давали учащимся специальные задания только на линейно-конструктивное построение. На рисунке 36 показано учебное задание на линейно-конструктивное построение изображения головы Аполлона. Подобных заданий студенты выполняли достаточно много, что давало им возможность в дальнейшем успешно справляться с рисунком живой головы (рис. 37).
Специальные задания на линейно-конструктивное построение изображения формы головы помогают учащемуся лучше усваивать учебный материал, приучают его во время рисования постоянно мыслить и рассуждать, отучают от пассивного копирования светотеневых эффектов, так как с помощью этих упражнений рисовальщик начинает понимать, что структура формы всегда остается постоянной.
Для более полного и всестороннего изучения закономерностей строения формы головы необходимо выполнять такие задания не только с натуры, но и по памяти, и по представлению. Учащийся должен на практике убедиться в необходимости таких упражнений, на личном опыте почувствовать, как они помогают ему овладевать искусством реалистического рисунка. Такие упражнения направлены не только на развитие аналитических способностей рисовальщика, но и на развитие творческой способности эмоционально-образного восприятия.
Главная задача всех этих упражнений — развить у студента повышенный интерес к натуре, научить его соблюдать правильность и выразительность построения изображения, понимать суть творческого процесса при создании реалистического рисунка. Уже в период академического штудирования натуры, учащийся должен приучить себя к эмоционально-активному восприятию натуры, что так необходимо художнику-реалисту. Эффективность таких упражнений очевидна, они обогащают и обостряют наблюдательность рисовальщика, вырабатывают методическую последовательность в построении изображения.
Чтобы линейно-конструктивный рисунок был убедительным и хорошо построенным, художнику необходимо запомнить еще ряд особенностей изображения конструктивной схемы при различных положениях головы в пространстве. Процесс изображения конструктивной схемы формы головы требует соблюдения определенных закономерностей. На это обращали внимание художники прежних эпох. Так, например, Г. Гольбейн в своем рисунке (рис. 12) обращает внимание на перспективное изменение схемы в зависимости от положения головы в пространстве и на закономерности, которые надо учитывать при ее изображении:
1. Если голова находится на уровне наших глаз, то конструктивные линии будут прямыми;
2. Если голова находится ниже уровня наших глаз, то конструктивные горизонтальные линии будут изогнутыми и направлены книзу;
3. Если голова находится выше уровня наших глаз, то эти конструктивные линии будут обращены вверх.
Анализируя данный рисунок Гольбейна, надо учесть, что Гольбейн, в отличие от Дюрера, для создания линейно-конструктивной схемы головы пользовался так называемой «крестовиной» — двумя линиями (профильной линией и линией разреза глаз), делящими голову на две части.
Итак, рассмотрим особенности изображения конструктивной схемы при различных положениях головы в пространстве на нашем примере.