Этапы работы над декоративной композицией
Работа над декоративной композицией включает в себя следующие этапы:
1.Изучение законов декоративной композиции.
2.Изучение типов и видов композиции в произведениях мастеров декоративного творчества, методов и приемов ее выполнения, особенностями, характерными признаками художественной росписи.
3.Определение замысла декоративной композиции и выбора темы художественной росписи, продумывание росписи по форме изделия, подборка необходимого материала.
4.Составление эскиза декоративной композиции и его развития при решении композиционного замысла.
5.Выбор размера произведения, который должен соответствовать содержанию и композиции работы, рациональном размещении на плоскости в пределах заданного формата.
6.Раскрытие понятий формы и содержания на основе законов композиции, соблюдении единства формы и содержания, композиционного единства графических, тоновых и цветовых отношений.
Материальная основа декоративно-прикладного искусства (ткань, металл, дерево и т. д.) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включаются орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрощенном, нередко плоскостном виде. Условность в декоративно-прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Кроме того, цветовая условность связана с мерой насыщенности и количеством красок, ярких, интенсивных или же, напротив, блеклых (многие произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов).
Простота рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции. Как это проявляется конкретно, показывают произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в различных материалах. Прежде всего, следует сказать о разделении предметов декоративно-прикладного искусства на две относительно самостоятельные группы: предметы обихода - мебель, утварь, одежда (художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета), предметы декоративного назначения (допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств).
К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.
Компонуя произведение, предназначенное для перевода в твердый материал (дерево, камень, кость), художник старается максимально сохранить целостный вид массы, пластической формы. Следовательно, в декоративной скульптуре действует закон целостности.
Керамика по сравнению с камнем, костью, деревом позволяет детальнее прорабатывать форму, активнее выражать движения.
Художественная обработка кости требует лаконичности композиции, в которой контрастируют пластически обобщенные крупные массы и ювелирно отработанные характерные детали. Это сочетание придает произведениям из кости очень красивый декоративный силуэт.
При создании произведений декоративно-прикладного искусства металл часто выступает в сочетании с эмалью, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, деревом и другими материалами. В художественной обработке металла также следует придерживаться основного принципа декоративно-прикладного искусства — согласованности эстетического с утилитарным.
В композиции изделий из стекла нередко сказывается относительная ограниченность их традиционных форм, широко распространенных в быту человека.
Миниатюрная живопись на папье-маше и роспись по металлу, в отличие от стекла, предоставляют художнику гораздо больше свободы в области композиционного творчества. Этим видам искусства доступно любое содержание: исторические, бытовые, сказочные сюжеты, пейзаж, портрет. Естественно, миниатюрная живопись строится по законам композиции, общим для изобразительного искусства.
В композиции федоскинской миниатюры главную роль играет сюжет и предметность его выражения и преобладает объемное, пластическое понимание формы, близкое реалистической станковой живописи. Федоскинские мастера вписывают миниатюру в бархатно-черную глубину и одновременно вводят черный цвет лаковой поверхности самой шкатулки в рамки изобразительного поля.
Палехская миниатюра строится распределением отдельных частей композиции по черной поверхности изделия, в которых существует смысловая, логическая связь, объединяющая различные моменты какого-либо события или ряд разновременных действий в одной композиции. Так имитируется движение во времени через динамичные жесты и позы персонажей. При этом контрастное сочетание ярких красок акцентируют золотые и серебряные блики, «пробелы» и «движки», подчеркивающие отрывистыми штрихами самые светлые, выступающие части изображаемого предмета.
Мстерская миниатюра представляет собой композиционно целостное панно, изображающее многоплановый пейзаж, на фоне которого развиваются события. Панно обрамляется полоской золотого орнамента.
В холуйской миниатюре большое место занимает пейзаж на черном фоне, трактуемый более декоративно, чем в мстерской росписи, с контрастами света и тени.
«Жостовская кистевая роспись по металлическим лакированным подносам с изображениями цветочных букетов, венков, гирлянд обладает устойчивыми формами композиции, по-своему оригинальным художественным языком. Композиция жостовской росписи представляет собой мотив, вписываемый в определенный формат подноса (прямоугольный, овальный, круглый). Когда изобразительный мотив композиции разработан, художник мелом наносит на черную поверхность подноса общие контуры, стремясь избегать повторения линий, форм, размеров. Продумывая композицию, мастер росписи решает целый ряд вопросов, касающихся цветовых контрастов, силуэта букета цветов с листьями, ритма элементов, соотношения изображения и фона, больших и малых форм. Целостность композиции жостовских подносов достигается определением центральной оси изображения, а также ритмом рисунка, который получается в процессе вращения подноса при росписи. При этом, словно само собой, возникает ритм элементов, движение кисти сообщает упругость линиям, превращающимся в цветы и листья, лепестки и бутоны.
Жостовской росписи присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным цветом лакового фона. Вместе с тем «открытые» цвета всегда сгармонированы друг с другом в едином колорите, то холодном, в котором преобладают синие и изумрудные тона, то жарком, с преобладанием пламенеющих красных и оранжевых тонов». В жостовской живописи используются также и другие цвета для фона (красные, синие, зеленые, белые), и соответственно меняется все цветовое решение композиции.
Особенностью композиции жостовской росписи является также наличие ажурного орнамента в елочку, который идет по борту подноса. Этот элемент замыкает художественное оформление подноса и придает композиции целостность».
Гжель - довольно большой район бывших Броницкого и Вогородского уездов Московской губернии, находящийся в 60 км юго-восточнее Москвы. Он охватывает около 30 деревень, расположенных вдоль известного о прошлом на Руси касимовского тракта, соединявшего Москву с зоокскими плодородными землями. Название район получил от деревни Гжель, занимающей центральную его часть. По названию района существует гжельская роспись со своей неповторимой бело-ультрамариновой росписью.
В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имеет непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался символом огня, в народе его называли «жарким». В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Много места остается золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой. Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точёной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник чётко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам.
Мезенская роспись произошла из маленькой и глухой деревеньки Палощелье в среднем течении реки Мезень и дала название целому направлению росписи в искусстве.
«Композиционные особенности вышивки и кружева как видов декоративно-прикладного искусства связаны прежде всего с материалом и техническими средствами воплощения замысла художника. Нитки, как и ткани, могут быть льняными, хлопчатобумажными, шерстяными и шелковыми, с добавлением синтетических материалов; в вышивке также используются золотые и серебряные нити, драгоценные камни, бисер, стеклярус и пр. Все эти материалы имеют свою структуру (нити — одинарные, крученые; ткани — гладкие, ворсистые и т. д.).
Характер рисунка и всей композиции прежде всего зависит в вышивке от структуры тканей, в кружевах — от качества нитей, а если кружева накладываются на ткань, то и от структуры и качества ткани.
Изготовление ковров и декоративных печатных тканей (набоек), как и других видов декоративно-прикладного искусства, имеет богатые традиции. Издавна существует много способов создания ковров и печатных тканей, разных по сложности рисунка и колорита.
Композиция узора на коврах зависит от структуры основы и нитей, а также от формата (как и вышивка). Компоновка набойки менее зависима от структуры ткани и ее размера, поэтому здесь композиция может включать свободное расположение многоцветных элементов и даже допускает плавные переливы одного цвета в другой или одного светлого тона в другой.
Композиция рисунка для печатания на ткани может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппортным, т. е. многократным повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента. Но во всех случаях композиция должна привести к единству все декоративные элементы, отбросить крикливо цветастые, нестройно звучащие краски» [2;8;10; 12].